Темы контрольных работ (заочная форма обучения, 5 семестр)

Темы курсовых работ по дисциплине

«Основы музеологии» (1 курс)

 

1. Этапы развития музееведения/музеологии как научной дисциплины.

2. Музееведческая мысль в конце XIX – первой половине XX века.

3. Дискуссия 60-80-х годов XX века по вопросу музееведения как самостоятельной дисциплины. (И. Бекнеш, И. Неуступны, А. Грегорова, В. Хербет, К. Шрайнер, В. Глузинский, З. Жигульский. Роль З. Странского)

4. Предмет музеологии как науки: международные дискуссии 1960-х годов

5. Классификация музеев в отечественном музееведении XX в.

6. Базовые понятия музеологии в трудах З. Странского.

7. Развитие музейной теории отечественными музееведами. (А. Разгон, А. Закс, Д. Равикович, М. Гнездовский, М. Каулен, Н. Никишин, М. Юхневия и др.).

8. Роль ИКОМ в формировании музеологии.

9. Взгляд на музеологию как науку западных ученых. (Э. Александер (США), Ю. Ромедер (ФРГ), Дж. Льюис (Англия), Д. Камерон (Канада), Ж.-А. Ривьер (Франция).

10. Дискуссия в связи с определением предмета музееведения. Предметный (И. Ян, З. Браун, Р. Ланч), аксиологический (З. Странский, А. Грегорова), институциональный (И. Бенеш, В. Винтор), коммуникационный (Д. Камерон) и языковый (Н.А. Никишин) подходы к определению предмета. Интегративный (комплексный) подход (А. Разгон) к определению предмета музеологии/музееведения.

11. Базовые понятия музееведения.

12. Музеология в системе современных научных знаний.

13. Анализ организационной структуры Смоленского государственного музея-заповедника.

14. Анализ музейной сети Смоленской области.


 

Темы курсовых работ по дисциплине

«Основы музеологии» (2 курс),

Темы рефератов (5 семестр)

 

1. Роль коллекционирования в появлении музея.

2. Концепция появления музея З. Странского и А. Грегоровой.

3. Предмузейное собирательство: Коллекции и коллекционеры эпохи античности и средневековья.

4. Первые учреждения музейного типа в период итальянского Возрождения (XVI-XVII вв.).

5. Мотивация развития музеев в эпоху Возрождения.

6. Принципы построения экспозиций в естественнонаучных кабинетах.

7. Первые музейные каталоги.

8. Рождение музеографии. Трактат Самуэля Квиккеберга.

9. Возникновение и развитие университетских музеев.

10. Идеология просветителей и концепция публичного музея.

11. Германия XVII-XVIII веков как центр художественного коллекционирования. Принципы исторической систематизации материала.

12. Музеи Италии в XVIII веке. Музеи церковных иерархов.

13. Музейное строительство во Франции в период абсолютной монархии.

14. Перемещение художественных ценностей в период наполеоновских войн. Музеефикация Лувра.

15. Музейное строительство в постнаполеоновский период в Европе.

16. Обращение к проблемам национальной истории. Первый специализированный исторический музей Ленаура.

17. Новые принципы построения экспозиции (систематический, типологический, академический ряд).

18. Новые тенденции в развитии музейной сферы во второй половине XX столетия: интегрированный музей и «новая музеология».

19. Национальная музейная политика в современном мире.

 

Темы контрольных работ (заочная форма обучения, 5 семестр)

1. Музейное законодательство об основных аспектах научно-фондовой работы.

2. Научная концепция фондовой работы музея.

3. Научное комплектование музейного собрания. Изучение музейных предметов.

4. Проблемы компьютеризации фондов.

5. Научно-исследовательская работа в музее как стержень всех форм деятельности музея. Задачи научно-исследовательской работы музеев (по Й. Бенешу).

6. Основные направления научных исследований. Проблемы междисциплинарных связей.

7. Практика организации научного коллектива музея. Ученый совет музея.

8. Основные формы публикации музейных исследований.

9. Разработка научной концепции экспозиционно-выставочной деятельности.

10. Музейная экспозиция как форма научной публикации.

11. Основные формы научно-выставочной деятельности.

12. Использование в экспозиции достижений профильных научных дисциплин.

13. Научный и художественный проекты.

14. Тематико-экспозиционный план и другая документация по разработке музейной экспозиции.

15. Выставка как первый этап формирования нового музея.

16. Система выставок как специфическая форма функционирования основной музейной экспозиции.

17. Традиционные и нетрадиционные принципы классификации музейных выставок.

18. Культурно-образовательная деятельность и ее соотношение с научно-просветительной деятельностью музея.

19. Музейная аудитория и методы ее изучения. Социально-педагогические исследования в музее.

20. От музейного просветительства к музейной педагогике.

21. Динамика образовательных моделей музея.

22. Основные формы культурно-образовательной деятельности.

23. Формы культурно-образовательной деятельности музеев по М.Ю. Юхневич.

24. Разновидности экскурсий. Рекомендации экскурсоводу по Е. Поповой и М. Литваку.

25. Понятие «музеография» и история развития музееведческих изданий.

26. Первые каталоги и путеводители в Европе (древнейший опыт, XVII–XIX вв.).

27. Музееведческие периодические издания: зарубежные и отечественные.

28. Журнал «Советский музей»: история и проблематика издания, основные элементы содержания.

29. «Мир музея»: новые разделы и идеи.

30. Журнал ЮНЕСКО «Museum».

31. «Музей» как форма современного издания по музейной проблематике.

32. Рекламно-издательская деятельность музея.

33. Путеводитель: особенности структуры, содержания и оформления (на примерах имеющихся изданий).

34. Каталог: основные разновидности.

35. Издание как визитная карточка музея.

36. Научные публикации: статьи в научных изданиях и периодической печати.

37. Музейные издания: их содержание и направленность.

38. Проблемы подготовки и публикации. Авторское право.

39. Работа научного редактора, составителя, публикатора.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: