Раздел I. Музеология как научная дисциплина

Тема 1. История становления музееведения как научной дисциплины.

 

Музеология как научная дисциплина, находящаяся в стадии развития. Первые попытки создания «музейной теории» в эпоху Ренессанса и Просвещения. Работы С. Фон Киччберга, Й.Д. Майора, Дж.Ф. Никелиуса. Становление музееведения как самостоятельной отрасли знаний о музее (конец XVIII – начало XIX вв.). Первые периодические музееведческие издания (конец XIX в.). Первые музейные проекты в России членов «Румянцевского кружка Ф.П. Аделунга и Б.-Г. Вихмана.

Поиск новых моделей музея. Проект идеального музея русского космиста Н.Ф. Федорова. Концепция полезного музея Дж.К. Дана. Концепция живого музея П.А. Флоренского.

Музееведческая мысль в 1910-20 гг. XX века. Развитие музейной теории советскими музееведами в 1920-х годах (Г.П. Малицкий, Н.И. Романов, Ф.И. Шмит, А.У. Зеленко). I Всероссийский музейный съезд (1930 г.). Роль научно-исследовательского института краеведческой и музейной работы в развитии музейной теории. Новый этап развития музееведческой мысли в СССР в 50-х годах XX века.

Дискуссия 60-80-х годов XX века по вопросу музееведения как самостоятельной дисциплины (И. Бекнеш, И. Неуступны, А. Грегорова, В. Хербет, К. Шрайнер, В. Глузинский, З. Жигульский. Роль З. Странского в становлении музеологии. Роль отечественных ученых в утверждении музеологии как науки (А. Разгон, А. Закс, Д. Равикович, М. Гнездовский, М. Каулен, Н. Никишин, М. Юхневия и др.).

Роль ИКОМ в формировании музеологии. Взгляд на музеологию как науку западных ученых (Э. Александер (США), Ю. Ромедер (ФРГ), Дж. Льюис (Англия), Д. Камерон (Канада), Ж.-А. Ривьер (Франция).

 

Тема 2. Структура, объект, предмет и метод музееведения.

 

Объект и предмет изучения музеологии. Историография музеологии/музееведения.

Предмет музеологии. Музеология и музееведение: соотношение понятий. Дискуссия в связи с определением предмета музееведения. Предметный (И. Ян, З. Браун, Р. Ланч), аксиологический (З. Странский, А. Грегорова), институциональный (И. Бенеш, В. Винтор), коммуникационный (Д. Камерон) и языковый (Н.А. Никишин) подходы к определению предмета. Интегративный (комплексный) подход (А. Разгон) к определению предмета музеологии/музееведения.

Структура предмета музеологии. Концепция И. Неусыпны о разделении музееведения на специальное и общее (50-е годы XX века). Структура общего музееведения З. Странского (80-е годы XX века): история, теория, музейное источниковедение и прикладное музееведение.

Методы и язык музеологии/музееведения. Понятийно-терминологический аппарат: проблемы формирования. Методы музееведения: наблюдения, исторического эксперимента, моделирования и др. Специфические музейные понятия (музейный предмет, музейная потребность, музеефикация). Работа над музееведческим словарем. Российская музейная энциклопедия. Базовые понятия музееведения.

Музеология в системе современных научных знаний. Взаимодействие музеологии с гуманитарными и естественными науками. Соотношение с историей, археологией, этнологией, географией, литературой, различными видами искусств и т.д. Музеология и дисциплины, изучающие документ как источник информации. Обзор современной учебной и энциклопедической литературы по музеологии. Характеристика музееведческих/музеологических исследований. Теоретические и методические работы отечественных и зарубежных музееведов. Теоретики музейного дела. Монографии. Методические разработки. Реферативные сборники.

Научно-исследовательские и образовательные музееведческие центры. Подготовка музеологов/музееведов в высшей школе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: