Дать вещи название – это начало ее познания

Южный федеральный университет

Академия биологии и биотехнологии им, Д.И. Ивановского

Кафедра теории и методики биологического образовании

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

 

Cправочные материалы

Для студентов бакалавров, магистров, аспирантов

Ростов-на-Дону – 2018


УДК 37.016: 57 ББК 74.262.8 Т 33  

Автор-составитель: доцент кафедры теории и методики биологического образования ЮФУ

к. п. н. М.Н.Мирнова.

 

Теория и методика обучения биологии: справочные материалы: учебно-методический комплекс / Сост. М.Н.Мирнова. – Ростов-на-Дону – 92 с.

ISBN 978-5-9931-0025-8

 

Справочные материалы адресованы студентам-биологам, магистрантам педагогических направлений вуза, аспирантам по специальности «Теория и методика обучения биологии», преподавателям методики обучения биологии и экологии, учителям биологии. Издание является одним из компонентов учебно-методического комплекса по вузовской дисциплине «Теория и методика обучения биологии» и может быть успешно использовано в сочетании с курсом лекций «Методика обучения биологии», учебным пособием в схемах, таблицах и рисунках, а также при работе с тестами.


От автора-составителя

Справочные материалы по «Теории и методике обучения биологии» представляют собой издание словарно-справочного типа, имеющее целью предоставить читателю современную и историческую информацию в области методики обучения биологии. В словаре методических терминов отражены объективные сведения по теории методики биологии, а также смежных с ней дисциплин (биологии, экологии, дидактики, компьютерной дидактики, психологии, информатики и др.). Значительное место в словаре занимают данные о методах, формах, технологиях и приёмах методики обучения биологии.

Издание предназначено студентам-биологам и экологам, учителям биологии, магистрантам и аспирантам, преподавателям «Теории и методики обучения биологии». Настоящее справочное издание имеет оригинальную структуру и состоит из пяти разделов: Словаря терминов, Биографического словаря, Алфавитно-предметно-именного указателя научно-методических исследований в области методики обучения биологии, Хронологии знаменательных дат в истории развития методической науки, Литературы. Предлагаемые «Справочные материалы» являются справочно-методическим пособием, входящим в состав единого учебно-методического комплекса по теории и методике обучения биологии для педагогических ВУЗов. Использовать данное издание рекомендуется в процессе ознакомления с учебным материалом, перед проведением промежуточных и итоговой аттестации по предмету. Работать с пособием целесообразно в комплексе с учебным пособием «Общая методика обучения биологии: курс лекций», «Дидактическими материалами» и тестами.

М.Н.Мирнова



Дать вещи название – это начало ее познания.

Г. Нейгауз

 

Словарь терминов

 

 


Автоматизация обучения – прием технологии обучения, в котором часть рутинных функций, выполнявшихся ранее преподавателем, передается автоматическим устройствам, реализующим возможности информационных и коммуникационных технологий. Цель автоматизации обучения – способствовать повышению эффективности занятий.

Автоматизированная обучающая система – система, включающая комплекс учебно-методических материалов и компьютерные программы, управляющие процессом обучения.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) преподавателя (АРМ-П) или учащегося (АРМ-У) – совокупность средств вычислительной техники и программно-аппаратных средств, предназначенная для работы одного человека.

Акмеология – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной деятельности.

Активизация учебно-воспитательного процесса – вовлечение учащихся в учебно-познавательную деятельность, способствующую прочному и глубокому усвоению знаний, выработке умений и навыков, воспитанию, развитию психических качеств личности, воспитанию инициативы и самостоятельности.

Активность – способность проявлять усилие, стремиться к достижению цели.

Алгоритм – точное предписание, набор формальных правил, последовательность действий для получения результата с помощью начальных данных.

Алгоритмизация обучения теории – теория, с помощью которой разрабатываются и описываются алгоритмические предписания, которые обладают рядом существенных черт, присущих математическим алгоритмам, и представляют собой набор указаний по распознаванию и преобразованию. Эти указания могут являться общим методом решения примеров или задач определенного класса; при этом они управляют действиями ученика при решении, сводя эти действия к элементарным, уже известным.

Аналогия – один из общенаучных методов эмпирического и теоретического исследования, выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим.

Антропогенез – историко-эволюционное формирование физического типа человека, первоначальное развитие его трудовой деятельности, речи, а также общества.

Аппаратное обеспечение – материальное оборудование, из которого состоит система ЭВМ.

Аспирантура – форма подготовки научно-педагогических и научных кадров.

База данных – единая система данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки данных.

База знаний – формализованная система сведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений.

Базовые общеобразовательные предметы - являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов - математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Бакалавр – первая ученая степень, приобретаемая студентом после освоения программы базового высшего образования (4 года обучения в ВУЗе).

Беседа – вопросно-ответный метод обучения с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

Биогенетический закон – закономерность в живой природе, сформулированная в 1866 немецким ученым Э. Геккелем и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи является коротким и быстрым повторением важнейших этапов эволюции вида.

Биология – основы знаний о живой природе.

Биологическая область научной картины мира – обобщенная модель, в которой концептуальная система биологии рассматривается сквозь призму законов и категорий материалистической диалектики.

Биологическое образование – исторически обусловленный процесс усвоения новыми поколениями специально сконструированной системы биологических знаний, умений и навыков, служащих основой для формирования в соответствии с целями биологического образования элементов мировоззрения, научной картины мира, отношений, мотивов деятельности.

Бригадно-индивидуальное обучение – система индивидуализированного обучения, сочетающаяся с организацией работы учащихся разнородных групп.

Бригадно-лабораторный метод – форма организации учебных занятий, где учащиеся объединяются по бригадам для работы на занятиях.

Валеология – наука о здоровье, о механизмах сохранения и укрепления здоровья человека.

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование психических новообразований человека на данном этапе развития его личности.

Вербальный - способ передачи информации в устной, словесной форме.

Видеокнига – комплект носителей информации на лазерных дисках и других носителях.

Видеокласс — класс, оборудованный для воспроизведения видеозаписей (наличие кино-, теле-, видеоустановок, экранов). Видеокласс, оснащенный компьютером, который осуществляет управление подключен­ным к нему демонстрационным оборудованием, называется мультимедиаклассом или киберклассом.

Виртуальная реальность (VR, virtual reality) — компьютерное моделирование реального или гипотетического мира.

Виртуальная реальность – новая технология неконтактного информационного воздействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа-операционных средств иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном экранном мире.

Внеклассные занятия – форма организации индивидуальной или коллективной добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя в целях развития познавательных интересов, творческой самостоятельности, воспитания, углубления биологических знаний. Различают внеклассные занятия индивидуальные (наблюдения в природе, изготовление наглядных пособий, составление докладов, рефератов, коллекционирование), массовые (натуралистические кампании, биологические вечера) и групповые (кружки).

Внеурочная работа – обязательное выполнение учащимися в биологическом кабинете, на учебно-опытном участке, в природе, дома заданий, связанных с программным материалом, использование полученных результатов на уроках с соответствующими оценками работы школьников.

Внеурочные учебные занятия – различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников.

Воспитание – целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого.

Всемирная паутина (World Wide Web — Web или WWW) - легкий в управлении графический интерфейс для просмотра размещенных в Интернете документов.

Всестороннее развитие личности – идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям.

Высшая нервная деятельность – наука о механизмах деятельности мозга, разработанная И. П. Павловым.

Высшее профессиональное образование – уровень квалификации по специальности, полученный в высших учебных заведениях на базе полного среднего образования.

Гармония – соразмерность частей, их взаимодействие и взаимообогащение в едином целом; выступает как одно из условий и целей образования.

Гимназии – средние общеобразовательные учебные заведения.

Глобальная сеть – сеть, в которой объединены компьютеры в различных странах на различных континентах.

Гипермедиа (Hypermedia) — информационный документ, содержащий данные в виде текста, графических изображений, аудио- или видеоинформации, которые могут присоединяться как составные части гипертекста.

Гипертекстовый документ (гипертекст) – внешне представляет собой обычный текст, но в отличие от него в нем присутствуют особые области, которые выделены каким-либо образом попадая на такую область, курсор принимает форму ладони с вытянутым указательным пальцем, говорящую о том, что область содержит гипертекстовую ссылку. Если при этом нажать кнопку мыши, то произойдет заранее заданное автором гипертекста событие.

Гипотеза – предположение, требующее научного доказательства, проверки, подтверждения.

Дальтон-план – система индивидуализированного обучения.

Дедукция – переход от общего знания о предметах данного класса к частному.

Действие – произвольный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности.

Деловые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Демонстрация экранных пособий – наглядный метод обучения, связанный с целенаправленным просмотром диафильмов, диапозитивов, видеофильмов, транспарантов, телепередач, кинофильмов.

Дефиниция – краткое определение, описывающее существенные и отличительные признаки предмета или раскрывающее значение соответствующего термина. Дефиниция не дает описание предмета с исчерпывающей полнотой, а является краткой характеристикой его сущности и определение его четких границ.

Деятельность – целенаправленная и мотивированная система действий, направленная на преобразование объектов.

Диалог учебный – устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом.

Диапозитив – экранное учебное пособие, выполненное фотографическим способом на светочувствительном слое с прозрачной подложкой. Д. изготавливают в виде отдельных кадров (слайдов) и в виде рулонов фотопленки (диафильм).

Диапроектор – оптико-механический прибор для проецирования на экран изображений, выполненных на прозрачной подложке. Типы Д.: фильмоскоп, кодоскоп (графопроектор, оверхед), кадропроектор.

Диапроекция – демонстрация прозрачных изображений объектов на экран.

Дидактика – общая теория и методика обучения, рассматривающая закономерности, принципы, содержание и методы учебного процесса; часть общей педагогики.

Дидактические игры – специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.

Диктант – тип упражнений, используемых для обучения учащихся письменной форме литературного языка; в обучении биологии используются терминологические и графические биологические диктанты.

Дисплей – устройство отображения информации на электронном экране.

Дистанционное обучение – обучение на расстоянии с использованием учебников, персональных компьютеров и сетей ЭВМ.

Дистанционное обучение – форма обучения на расстоянии, в котором доставка учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современных технических средств (телевидение, радио, компьютерная сеть).

Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

Домашнее задание – форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке.

Естествознание – система знаний о природе.

Задание – вид поручения учителя учащимся, в котором содержится требование выполнить учебные действия.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками формирования способностей.

Законы (научные) – отраженная в теоретических знаниях система устойчивых, повторяющихся связей между явлениями.

Зачет - форма контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся и студентов.

Знания – достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека.

Зона ближайшего развития (Л. С. Выгодский) – уровень знаний и развития, к овладению которым обучающийся уже подготовлен, но, для того чтобы овладеть им, он нуждается в педагогической помощи; отзывчивость к помощи – признак того, что педагог работает с учеником в зоне его ближайшего развития.

Игра компьютерная – программа, специально созданная для компьютера и предоставляющая пользователю возможность активно участвовать в изменении игровых ситуаций, отображаемых на экране компьютера.

Иерархия – определенная система соподчинения понятий, качеств, реальных объектов.

Индивидуализация обучения – такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.

Инновации педагогические – введение в практику образования новшеств, позволяющих эффективно решать назревающие проблемы.

Индивидуальное обучение – совокупность самобытных, неповторимых, особенных качеств личности педагога, отличающая его от других и выражающаяся в особом стиле деятельности.

Интеграция в образовании – объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов или предметных областей.

Интеллектуальные умения – усвоенные и прочно закрепленные приёмы учебной деятельности, логические приемы (методы): анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и др.

Интерактивная доска -это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Доска SMART Board предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и потрясающе легка в управлении.

Интерактивная программа – компьютерная программа, которая работает в режиме диалога с пользователем.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности.

Интерактивная программа – компьютерная программа, которая работает в режиме диалога с пользователем.

Интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной системой.

Интериоризация - переход внешних действий человека во внутренний план, усвоение личностных смыслов и ценностей, содержащихся в учебном материале, изучаемой действительности.

Информатизация образования – внедрение новых информационных технологий в систему управления учреждениями образования, а также в учебный процесс. ИО реализуется в 3 этапа: 1 – массовое освоение средств НИТ (компьютерные классы, система интерактивного видео, банки, базы данных по педагогике и психологии и др.); 2 – разработка программного обеспечения традиционных учебных дисциплин (видео-, аудиоматериалы, система мультимедиа и гипертексты); 3 – введение видео - и аудиовизуального дистанционного обучения на базе систем, расширяющих медиапространство.

Информационная культура — свод правил поведения человека в информационном компьютеризованном обществе, в человеко-машинных системах.

Информационные технологии – совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации.

Исследовательский подход в обучении - это совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины, воспроизводящих в обучении научные методы познания.

Кабинет биологии – 1. Сложная педагогическая система, в которую входят учебное оборудование, рабочие места учителя и учащихся, устройства для хранения учебного оборудования.

2. Информационно-предметная среда, в которой в основном происходит обучение биологии.

Классно-урочная система обучения - обоснованная в середине 17 века Я. А. Каменским организация учебного процесса, когда педагог работает с постоянным составом примерно одинаковых по возрасту и подготовке учащихся в ограниченные по времени отрезки (уроки).

Классы с углубленным изучением биологии – форма изучения биологии для интересующихся учебным предметом школьников, составляющих класс для углубленного практического и теоретического предмета за счет суммирования времени, отводимого на основной курс биологии, факультативные занятия. Различают монопрофильные классы, в которых углубленно изучается только биология, и полипрофильные, где наряду с биологией изучаются и другие предметы (например, химия).

Компетентность педагогическая – знание и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.

Комплексное обучение – изучение материала на основе межпредметного подхода, построенного по принципу выделения для изучения жизненно важных сфер деятельности или событий, представленных с разных точек зрения.

Компьютерная грамотность – это умение читать, писать, а также работать на персональных ЭВМ и искать информацию в Интернет.

Компьютерная поддержка – использование компьютера на уроках в качестве современного технического средства обучения биологии наряду с традиционными средствами обучения. Цель ее применения состоит в обеспечении дидактической эффективности путем освоения технических возможностей новой ЭВТ и дидактических возможностей компьютерных программ на электронных носителях.

Контроль знаний – оценка ответов учащегося или выполняемых им заданий и определение на этой основе интегральной отметки за определенный раздел программы, курса, периода обучения.

Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.

Коррекция - совершенствование деятельности, исправление ошибок; уточняющие команды в кибернетической системе на основе обратной связи с регулируемым объектом.

Кружковая работа – форма дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций.

Лабораторное занятие – форма обучения, один из видов самостоятельной практической работы и исследование учащихся школ с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования в специально оборудованном учебном кабинете.

Лекция (от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера. Одна из организационных форм обучения и один из методов обучения, традиционна для высшей школы.

Личность – человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, член определенной человеческой общности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за свое поведение.

Личностно-ориентированное обучение – тип обучения, предполагающий воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, основанное на учете психологических и социально-педагогических характеристик личности.

Магистр – средняя степень между бакалавром и кандидатом наук.

Малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся.

Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.

Медиаобразование – процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации.

Медиатека — информационный центр учебного заведения, содержа­щий помимо печатной продукции видеокниги и компьютерные програм­мы, а также устройства для их реализации.

Межпредметные связи - важнейший принцип обучения в современной школе, обеспечивающий взаимосвязь предметов естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов.

Метод – способ достижения цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Признаки метода обучения:

1) обозначает цель обучения;

2) способ усвоения;

3) характер взаимодействия субъектов обучения.

Методика – 1. Опытно-экспериментальная наука.

2. Сочетание различных приемов обучения.

Методика может включать множество сочетаний различных приемов обучения, что создает условия для выбора приемов, их сочетания и конструирования новых.

Методика учебного предмета – теория обучения определенному учебному предмету.

Методические приемы – элементы того или иного метода, выражающие определенные действия учителя и учащихся в процессе обучения.

Методология – 1. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

2. Учение о структуре, логической организации всех видов деятельности, в том числе учебной.

Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Моделирование – теоретический метод исследования процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных моделей. В процессе научного познания модель заменяет оригинал: изучение модели дает информацию об оригинале. Наличие отношения частичного подобия (гомоморфизм) позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы.

Особым видом моделирования можно считать мысленный эксперимент, когда человек на основе теоретических знаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании.

Модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления, результатом абстрактного обобщения практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента.

Модель учебная – учебное оборудование, изобразительное пособие, чаще трехмерное, используемое для отображения строения или функций натурального объекта или его части в натуральном, уменьшенном или увеличенном виде.

Модем –техническое устройство, преобразующее передаваемые ЭВМ с помощью аналого-цифрового преобразователя электрические сигналы в телефонную сеть.

Модуль – самостоятельная структурная единица курса, набор учебных материалов и предписанных обучаемым действий, которые приводят к овладению требуемым содержанием обучения в индивидуальном темпе.

Модуль учебный – часть курса, крупный блок учебного материала, методически проработанный и предлагаемый учащимся для самостоятельного изучения.

Мотив – внутреннее побуждение личности к действию, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мотивация учебной деятельности – внутреннее побуждение к овладению знаниями и развитию.

Муляж – наглядное трехмерное пособие, отражающее особенности формы объекта, соответствующие его природе.

Навык учебный – автоматизированное действие, выполняемое без непосредственного контроля сознания.

Наглядность – свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта.

Научность – принцип обучения, ориентирующий на усвоение конкретного, преимущественно через обобщённые теоретические знания.

НИТ – новые информационные технологии – совокупность алгоритмических, технических и программных средств и методов обработки и передачи информации на безе электронно-вычислительной техники.

Новаторство в образовании -создание новых образовательных систем, новых подходов и способов решения образовательных задач.

Ноосфера – состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития.

Нравственное воспитание – формирование сознания и поведения личности соответственно нормам общественного поведения.

Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков.

Образование – система, процесс и результат воспитания, обучения и развития личности.

Обучаемость – группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие; способность к научению.

Обучение – процесс передачи кому-либо знаний или привития (формирования) умений, навыков.

Обучение индуктивное – процесс обучения путём наблюдения, рассмотрения, исследования примеров, выделение существенных признаков и обобщение для формирования новых представлений, обобщений, концепции.

Обучение проблемное – система дидактических методов активизации познавательной деятельности, направленная на развитие у обучающегося творческой активности и познавательного интереса; совершенствование структуры мыслительной деятельности; развитие навыков анализа, синтеза, обобщения. В основе проблемного обучения лежит выявление противоречия, которое устранимо путем теоретических умозаключений и (или) практико-ориентированных действий.

Обучение программированное – обучение человека по заранее составленной программе его деятельности. Развивается на базе использования достижений педагогики, дидактики, инженерной психологии. Программированное обучение основано на реализации 3 этапов: расчленение учебного материала и действий обучаемого и обучающего на небольшие порции и шаги, адекватно которым осуществляется получение информации об осуществлении обучаемым каждого шага (оперативно-обратная связь) и использование её для изменения стратегии обучения; приспособление обучения к динамике усвоения знаний, умений и навыков каждым обучаемым (индивидуализация темпов обучения); выполнение обучаемым функций управления процессом обучения (управление обучением).

Обучение по аналогии – процесс приобретения новых знаний и умений путём применения их к новой ситуации.

Обучение путём заучивания – способ обучения, при котором все знания поступают к обучаемому в явном виде из внешнего источника; при этом от обучаемого требуется их запоминание и представление в том виде, в котором он их получил.

Обучение через открытие – вид самостоятельного индуктивного обучения, состоящего в наблюдении событий и манипуляций имеющимися понятиями для формирования новых понятий без помощи извне.

Обученность – уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способами деятельности.

Олимпиады – соревнования учащихся по общеобразовательным предметам.

Определение понятия – логический прием (умение), раскрывающий общие признаки (для эмпирического понятия), законы (для теоретического понятия). Система развернутых определений представляет собой теорию.

Организмоцентризм – признание организма (особи) единственно реально существующей универсальной биологической системой.

Отметка – качественное и количественное выражение по заданной матрице учебной успешности школьников и студентов.

Отношение – эмоционально-волевая установка личности в выражении её позиций, проявляющихся в деятельности по обучению и познанию окружающего мира.

Оценка – суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся.

Ощущение – элементарный познавательный процесс познания человеком окружающего мира.

Память – психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта.

Парадигма – исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постановки и решения проблем.

Патриотизм – любовь к отечеству.

Педагогические технологии – 1. Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.

2. Педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приемов.

3. Процесс, в котором спланирована последовательность действий.

4. Проектирование и реализация проекта обучения и воспитания на практике.

Педагогическое программное средство (ППС) – прикладная программа, предназначенная для организации и поддержки учебного диалога пользователя с компьютером. Функциональное значение ППС – предоставлять учебную информацию и направлять обучение, учитывая индивидуальные возможности и предпочтения обучаемого. Как правило, ППС предполагает усвоение новой информации при наличии обратной связи пользователя с программой.

Познавательный интерес – одна из существенных черт личности, стремление к знаниям, активное познавательное отношение к различным отраслям науки, к явлениям природы, общества, мышления.

Познание – творческая деятельность, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Политехническое образование (в школьной биологии) – реализация принципа политехнизма, ознакомление учащихся с естественнонаучными основами и общими принципами действия технических устройств, с технологией отраслей производства, в которых используются биологические системы (организмы, популяции, биогеоценозы)

Полицентризм – признание всех форм биологической организации универсальными, первичными, равнозначными.

Половое воспитание – часть воспитательной работы, способствующая развитию здоровых взаимоотношений людей разного пола, соответствующих нормам нравственности, гигиеническим требованиям.

Понятие – 1. Форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим.

2. Форма отражения материального объекта.

3. Средство его мысленного воспроизведения, построения, т.е. особое мыслительное действие.

Понятие теоретическое – форма мышления, отражающая в свернутом виде закон функционирования или развития той или иной системы.

Понятие эмпирическое – знание об общих, существенных, непосредственно наблюдаемых свойствах действительности, получаемое в результате анализа, синтеза, систематизации данных наблюдений и экспериментов.

Пособие учебное – средство обучения, содержащее дополнительную информацию и применяемое для помощи учителю и учащимся.

Потребности – внутреннее состояние, выражающее зависимость живого организма от конкретных условий существования.

Практическая работа – форма организации обучения, дидактической целью которой является применение знаний на практике.

Практикум – форма организации обучения, характеризующаяся самостоятельным выполнением учащимися практических и лабораторных работ, проводимая в специально оборудованном кабинете (классе-лаборатории).

Предметная (учебная) среда – условия информационного взаимодействия в процессе обучения определённому учебному предмету (предметам) между учителем, учеником и средствами обучения, функционирующими на базе средств ИКТ.

Представления биологические – чувственно-наглядные образы биологических объектов и явлений, сохраняемые и воспроизводимые без воздействия объектов и явлений на органы чувств.

Прием обучения – конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. Сочетание приемов составляют методики и даже целостные методические системы.

Прикладные отрасли биологии – наука, имеющая практический, междисциплинарный характер, разрабатывающей пути использования теорий и законов фундаментальных отраслей для решения практических проблем (например, с/х биология, медицинская микробиология).

Принцип – фундаментальное положение, предпосылка, исходный пункт структуры и изложение научной теории, логическая основа систематизации знаний.

Принцип обучения – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Принцип системности – методологическое положение, касающееся теоретического исследования объектов как систем (выделение элементов, связей между ними, изучение механизмов функционирования, самоорганизации, развития).

Проблема – знание о незнании, организующая основа познания, необходимая ступень и форма развития теории, перерастание эмпирического знания в теоретическое.

Проблемная ситуация – неопределенность в практической или теоретической деятельности, возникающая в результате столкновения родственных, но противоречащих друг другу фактов, понятий, законов, теорий, норм, принципов; положение, при котором прежние средства и способы деятельности недостаточны для достижения новых целей.

Программа компьютерная – детальная последовательность инструкций, позволяющая компьютеру выполнить ту или иную операцию и решить определённую задачу.

Программированное обучение – обучение по программам, рассчитанным на порционную подачу учебного материала, пошаговый контроль усвоения и оперативную помощь обучающимся; особенно эффективно при использовании персональных компьютеров.

Программное средство учебного назначения – программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видовучебной деятельности.

Программно-методический комплекс (ПМК) – комплекс программных и методических средств поддержки процесса преподавания определённого учебного предмета, курса или его темы.

Проектирование – процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов обучения.

Производительный труд учащихся – вид общественного труда, результаты которого имеют общественную значимость, воспитательную и образовательную ценность.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например: физика, химия, биология - профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т. д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Профильная школа - институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Процесс обучения – синоним понятия “учебный процесс”, а также обозначает деятельность педагога в этом процессе.

Прочность знаний – сохранение учебного материала в долговременной памяти.

Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.

Развитие личности в обучении – духовное и физическое становление человека, реализация его природных задатков на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта, включенных в содержание образования.

Развитие фундаментальных общебиологических понятий – последовательное раскрытие с учетом психологических особенностей учащихся разного возраста сущности процессов функционирования и развития биологических систем на основе единства теоретического и эмпирического знания.

Рейтинг – субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале.

Рефлексия – способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность.

Самостоятельная работа – совокупность методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, протекающего без прямого руководства и воздействия учителя на учебно-познавательную деятельность учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: