Вагнер Владимир Александрович

(1849-1943) – биолог-дарвинист, психолог и педагог, основоположник сравнительной психологии в России.

Вагнер был сторонником широкого распространения естественно-научного образования. В средней школе считал необходимым расширить межпредметные связи, был сторонником комплексного метода преподавания на всех этапах обучения. Профессор Петербургского, затем Ленинградского университета (1906-1931). Один из организаторов Психоневрологического института в Петрограде и Музея эволюции нервной системы и психики при институте мозга в Ленинграде. Первые научные работы посвящены систематике и морфологии членистоногих. В докторской диссертации «Биологический метод в зоопсихологии» (опубликована в 1901) Вагнер отстаивал идею изучения развития психики животных методами эволюции биологии. С этих позиций провёл цикл исследований инстинктивной деятельности животных, главным образом при возведении ими построек: строительных инстинктов у пауков (1894), построек городской ласточки (1900) и др. В этих работах подвергались критике как антропоморфизм в изучении инстинктов, т. е. попытки изучать поведение животных по аналогии с поведением человека, так и чисто физиологические интерпретации деятельности животных, игнорирующие психический фактор. Вагнер полагал, что сравнительно-психологический метод требует сопоставлять конкретные формы поведения животных не с поведением человека, а с поведением других ближайших в эволюционном ряду форм. Эволюция инстинктов, по Вагнеру, предполагает применение к ним биогенетического закона.

Соч.: Биологические основания сравнительной психологии (Биопсихология), т. 1-2, СПБ, 1910-1913; Биопсихология и смежные науки, П., 1923; Возникновение и развитие психических способностей, в. 1-9, Л., 1924-1929.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: