Верзилин Николай Михайлович

(1903-1984) – педагог, методист-биолог, член-корреспондент АПН и др. Н.М. Верзилин - автор программ, учебников и трудов по МПБ в школе и ВУЗе, по организации внешкольных занятий и различных форм учебной работы (уроков, внеурочных занятий, домашних заданий экспериментального характера и др.). Созданная под руководства Верзилина теория развития понятий легла в основу отбора содержания школьных курсов биологии. Разработал методику организации урока ботаники; на большом экспериментальном материале выявил приемы формирования умений и навыков самостоятельной работы учащихся. Н.М. Верзилин – инициатор исследования проблем школьных учебников, вопросов организации и методики работы на агробиологическом участке школы. В деятельности Верзилина сочетались талант педагога, ученого-практика и яркого самобытного писателя. Его научно-художественные книги для детей «По следам Робинзона» (1974), «По садам и паркам мира» (1961) и др. учат детей быть верными защитниками и друзьями природы.

 

 

Всесвятский Борис Васильевич

(1887-1987) – педагог, методист (биология), профессор. Окончил естественное отделе­ние физико-математического факультета Московского университета.

Б.В. Всесвятский начал свой трудовой путь в 1911 учителем средней школы.

В 1918 в Москве, в Сокольниках, была организована первая в стране Станция юных любителей природы, преобразованная затем в Центральную биостанцию юных натуралистов им. К.А. Тимирязева. Б.В. Всесвятскому было предложено стать во главе этого учреждения. Бессменным руководителем биостанции он оставался вплоть до 1932. В 20-е гг. газетой «Правда» проводился конкурс на лучшего учителя, и победите­лем этого конкурса оказался Б. В. Всесвятский. Его педагогической деятельности «Правда» посвятила несколько статей.

С 1932 по 1939 Б.В. Всесвятский работает в Институте политехнического образования в качестве руководителя сектора естествознания. После преобразования этого института в 1939 в Научно-исследовательский институт школ Б.В. Всесвятский. до 1943 является его директором.

С 1944 жизнь и деятельность профессора Б.В. Всесвятского связана с факультетом естествознания Московского городского института им В.П. Потемкина, он заведует кафедрой методики преподавания биологии. В 1945-1958 Б.В. Всесвятский одновременно — декан факультета.

После объединения Московского городского педагогического института им. Потемкина с Московским государственным педагогическим институтом им. В.И. Ленина Б.В. Всесвятский продолжает возглавлять кафедру методики преподавания биологии.

Сотрудником МГПИ Б.В. Всесвятский остается до 1973.

Все свои силы, знания, опыт Б. В. Всесвятский щедро отдавал подготовке и воспитанию будущих учителей биологии. Под его руководством защищены десятки диссертационных работ.

Б.В. Всесвятский был одним из ведущих ученых-методистов Советского Союза. Его работы имели большое значение для развития методики преподавания как науки. Им опубликовано 135 научно-методических работ, посвященных вопросам совершенствования методики преподавания биологии. Особое внимание ученый уделял разработке программ и подготовке учебников для средней и высшей школы. В 1933 вышел в свет его школьный учебник ботаники, который выдержал 29 изданий. По этому учебнику училось не одно поколение школьников. Он был переведен на многие языки.

Большое значение имела работа Б.В. Всесвятского, изданная в 1936. Она называлась «Методика ботаники» и долгое время служила учебным пособием для студентов и практическим руководством для учителей-биологов. В 1960 вышла в свет «Общая методика биологии», подготовленная как учебное пособие для студентов педагогических институтов.

Результатом работы над совершенствованием процесса преподавания биологии, раскрытием принципов и закономерностей процесса обучения явилась книга Б.В. Всесвятского «Проблемы дидактики биологии». Она была издана в 1969 и получила высокую оценку методистов и учителей.

Имя Б.В. Всесвятского широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом.

Его «Общая методика биологии» переведена на немецкий, болгарский, вьетнамский языки.

Всю жизнь профессор Б.В. Всесвятский был активным общественным деятелем.

В 1934-1960 - главный редактор журнала «Биология в школе», а в 1956-1965 - член редколлегии журнала. Редактор журналов «За массовое опытничество», «Биология и химия в школе». Всесвятский один из авторов первых программ по биологии для средней школы, стабильного учебника по ботанике для средней школы и методики преподавания ботаники (совместно с В.Н. Вучетичем, 1936; 1941). Труды Всесвятского посвящены также методике работы кружков юных натуралистов, организации экскурсий, опытнической работе.

Борис Васильевич постоянно разрабатывал вопросы совершенствования содержания и методов обучения биологии, раскрывая преемственные связи в развитии методики преподавания Б. В. Всесвятский написал работу «Проблемы биологического образования в средней школе (системный подход к обучению)». Эта книга - итог его многолетних трудов и размышле­ний ученого.

Соч.: Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926; Общая методика биологии. М., 1960; Проблемы дидактики биологии. М., 1969; У истоков юннатского движения. М.,1972 (ред.); Системный подход к биол. образованию в ср. школе. М., 1985.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: