Герд Александр Яковлевич

(1841-1888) – педагог, основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины в России. Выработал систему преподавания естествознания в школе, связывая учебные задачи естествознания с его воспитательным значением, методы преподавания – с содержанием учебных предметов. Первым критиковал догматический метод (сравнительное изучение внешних признаков организма) немецкого методиста А. Любена. Герд первым из русских методистов-естественников пытался ввести идею исторического развития природы в программы и учебники России и обосновал эволюционно-биологическое направление в преподавании естествознания. Создал ряд учебников.

Методические требования А.Я. Герда изложены в предисловии к «Краткому курсу естествоведения» (1877-1883), в которых осуществил монографический принцип распределения материала, выдвинутый в 1862 А.П. Бекетовым. Разработал методику преподавания курса неживой природы для младших классов. Основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины и метода практических и лабораторных работ. В 1863 окончил экстерном Петербургский университет. В 1865-1871 преподавал в 1-й военной гимназии в Петербурге, был директором исправительной колонии для малолетних преступников (около Петербурга), а позже (с 1877) руководил женской гимназией. Главной целью преподавания естествознания в средней школе Герд считал воспитание у учащихся естественно-научного мировоззрения. Герд — автор «Учебника зоологии» (ч, 1-2, 1877-1883), «Краткого курса естествоведения» (1878) и др. Наиболее полно разработал методику преподавания курса неживой природы для младших классов школы. Учебник Г. «Мир божий» (успел закончить первую часть - «Книжка 1 - Земля, воздух и вода») и методическое пособие к нему «Предметные уроки в начальной школе» (1883) долго являлись основными пособиями по курсу неживой природы. Большое значение в распространении передовых педагогических идей имела работа (1880-1883) Герд в качестве эксперта по учебной части Петербургской городской училищной комиссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: