Павлович Сергей Андроникович

(1884-1966) – ученый в области методики естествознания, профессор (1935). Воспитывался в семье известного ученого-зоолога профессора Н.М. Книповича.

Еще в студенческие годы С. А. Павлович принимал участие в научных экспеди­циях, проводимых под руководством Н.М. Книповича, и осуществлял гидробио­логические исследования. Но затем его больше привлекла педагогическая деятельность, которой он и посвятил всю свою жизнь, совмещая ее с большой научно-иссле­довательской работой.

Сергей Андронникович преподавал на общеобразовательных курсах А.С. Черняева, на Высших педагогических курсах при СПб.-Фребелевском обществе, на естественно-историческом и медицинском факультетах Психоневрологического института, а также в Тенишевском коммерческом училище. Его очень интересовал вопрос о наглядных пособиях. На основе работы в экспедициях, в Подвижном музее наглядных пособий и его мастерских С.А. Павлович написал книгу «Простейшие работы по изготовлению зоологических и ботанических коллекций в школе и дома» (1915), которая под разными названиями выдержала ряд изданий и является настольной книгой учителей естествознания и начинающих натуралистов. С.-Петербургское общество есте­ствоиспытателей присудило А.С. Павловичу за эту книгу премию имени А.Я. Герда,

В 1919 Сергей Андронникович начал работу в Первом педагогическом институте, который в 1920 г. вошел в состав педагогического института имени А.И. Герцена Здесь он работал до конца своей трудовой жизни свыше 45 лет.

С 1903 учился на физико-математическом факультете университета (окончил его в 1910). Педагогическую деятельность начал в 1907 на Фребельских педагогических курсах, в то же время (с 1921) работал на кафедре зоологии Психоневрологического института. С 1919 года в ЛГПИ. Одновременно (с 1921) читал курс методики естествознания в педагогическом техникуме, проводил показательные уроки в средних школах. Основное направление научно-исследовательской деятельности Павловича - теория и практика наглядности в школьном естествознании, разработка различных типов учебного оборудования. Павлович - автор ряда оригинальных наглядных пособий. Большое значение придавал так называемому педагогическому рисунку, разработал их типы и технику выполнения на классной доске. Впервые в истории отечественной методики естествознания Павлович поставил вопрос об использовании учебного фильма в процессе обучения.

Педагогическая деятельность С.А. Павловича сыграла большую роль в постановке и оборудовании преподавания естествознания в советской школе. Сергей Андронникович написал ряд серьезных работ по вопросам наглядного преподавания биологии и методики естествознания в начальной школе (всего более 25 книг и 70 статей). Проявил большую изобретательность в создании многих оригинальных прибо­ров и пособий, доступных для массовой школы и сближающих курс неживой природы с вопросами промышленного и сельскохозяйственного производства. Много внимания в своих трудах С.А. Павлович уделял также методике преподавания в высшей педа­гогической школе.

Сергей Андронникович принимал активное участие в разработке школьных программ и методических писем по естествознанию, в работе редакций различных педагогических журналов, выступал с докладами на конференциях. Большую помощь он оказывал учителям естествознания (лекции, практические занятия, открытые уроки, консультации и пр.), за что пользовался заслуженной любовью и уважением учите­лей и студентов. Много внимания уделял работе с учителями на различных учительских курсах.

До последних дней своей жизни С.А. Павлович не прекращал активной творческой деятельности по созданию учебных пособий по биологии и природоведению, проявлял интерес ко всему новому, волновавшему педагогическую общественность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: