Цель: рассмотрение особенностей применяемых на оптовом рынке электроэнергии методов ценообразования.
В результате выполнения работы студент должен знать:
- экономические основы ценообразования на энергетическом рынке;
- основные методы ценообразования;
- основные типы тарифов, методику расчета ставок и оплаты по тарифу.
В результате выполнения работы студент должен уметь:
- применять соответствующие типы тарифов в конкретной хозяйственной среде;
- обосновать метод ценообразования.
Контрольные вопросы
1. Базовые требования к ценообразованию в энергетике.
2. Факторы, определяющие использование разных типов тарифов.
3. Особенности ценообразования тарифов на передачу электрической энергии.
4. Как стимулируются потребители для регулирования графика нагрузки?
5. Области применения одноставочных, двухставочных, блочных, зонных тарифов.
6. В чем недостатки и преимущества затратных методов ценообразования?
7. Что показывает маржинальная прибыль для предприятия?
Задание
1. Рассматривается изолированная энергосистема.
2. Приняв отчетные данные за заявки на участие в конкурсном конкурентном отборе определить маржинальную рыночную цену на производство электрической энергии и сравнить ее со средневзвешенной ценой (среднее ценообразование). Оценить эффект повышения тарифов и общей прибыли, формируемой на рынке. Оценить относительную прибыль отдельных предприятий по данному виду продукции.
3. Выполнить аналогичные расчеты и оценки для рынка тепловой энергии.
Исходные данные – Отчетные данные по ТЭЦ – приведены в табл.5.1.
Таблица 5.1 – Отчетные данные по ТЭЦ
В отчете по работе должны быть приведены ответы на контрольные вопросы, представлены образцы первичных и результирующих документов, приведены расчеты с обоснованием и сделаны выводы.
Краткие теоретические сведения
Ценообразование‒ это процесс формирования системы тарифов (цен) на рынке энергии и мощности, приемлемых для расчетов за электрическую, тепловую энергию и соответствующие услуги.
В систему тарифов (цен) на рынке энергии и мощности входят:
- тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке и/или их предельные (минимальные или максимальные) уровни, включая регулируемый сектор, сектор отклонений и сектор свободной торговли;
- тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) на розничном рынке;
- тарифы (размер платы) за услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии и на розничном рынке тепловой энергии.
В процессе формирования тарифов на электро- и теплоэнергию учитываются: особенности процессов производства и потребления энергии, особенности их как товара и особенности рынка энергии и мощности.
Основной принцип ценообразования заключается в том, что тарифы должны базироваться наполных издержках энергоснабжения, то есть на так называемой стоимости обслуживания. Каждый потребитель должен полностью оплачивать затраты энергоснабжающей организаций, связанные с его энергоснабжением, и обеспечивать необходимую для развития компании прибыль.