double arrow

Занятие 5. Маржинальное ценообразование на энергетическом рынке

 

Цель: рассмотрение особенностей применяемых на оптовом рынке электроэнергии методов ценообразования.

 

В результате выполнения работы студент должен знать:

- экономические основы ценообразования на энергетическом рынке;

- основные методы ценообразования;

- основные типы тарифов, методику расчета ставок и оплаты по тарифу.

В результате выполнения работы студент должен уметь:

- применять соответствующие типы тарифов в конкретной хозяйственной среде;

- обосновать метод ценообразования.

Контрольные вопросы

1. Базовые требования к ценообразованию в энергетике.

2. Факторы, определяющие использование разных типов тарифов.

3. Особенности ценообразования тарифов на передачу электрической энергии.

4. Как стимулируются потребители для регулирования графика нагрузки?

5. Области применения одноставочных, двухставочных, блочных, зонных тарифов.

6. В чем недостатки и преимущества затратных методов ценообразования?

7. Что показывает маржинальная прибыль для предприятия?

Задание

1. Рассматривается изолированная энергосистема.

2. Приняв отчетные данные за заявки на участие в конкурсном конкурентном отборе определить маржинальную рыночную цену на производство электрической энергии и сравнить ее со средневзвешенной ценой (среднее ценообразование). Оценить эффект повышения тарифов и общей прибыли, формируемой на рынке. Оценить относительную прибыль отдельных предприятий по данному виду продукции.

3. Выполнить аналогичные расчеты и оценки для рынка тепловой энергии.

Исходные данные – Отчетные данные по ТЭЦ – приведены в табл.5.1.

Таблица 5.1 – Отчетные данные по ТЭЦ

 

В отчете по работе должны быть приведены ответы на контрольные вопросы, представлены образцы первичных и результирующих документов, приведены расчеты с обоснованием и сделаны выводы.

Краткие теоретические сведения

Ценообразование‒ это процесс формирования системы тарифов (цен) на рынке энергии и мощности, приемлемых для расчетов за электрическую, тепловую энергию и соответствующие услуги.

В систему тарифов (цен) на рынке энергии и мощности входят:

- тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке и/или их предельные (минимальные или максимальные) уровни, включая регулируемый сектор, сектор отклонений и сектор свободной торговли;

- тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) на розничном рынке;

- тарифы (размер платы) за услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии и на розничном рынке тепловой энергии.

В процессе формирования тарифов на электро- и теплоэнергию учитываются: особенности процессов производства и потребления энергии, особенности их как товара и особенности рынка энергии и мощности.

Основной принцип ценообразования заключается в том, что тарифы должны базироваться наполных издержках энергоснабжения, то есть на так называемой стоимости обслуживания. Каждый потребитель должен полностью оплачивать затраты энергоснабжающей организаций, связанные с его энергоснабжением, и обеспечивать необходимую для развития компании прибыль.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: