Разработка технологического процесса перевозок грузов
Рассмотрим один из вариантов разработки технологического процесса на примере.
Исходные данные: годовой объем перевозок =13 тыс.т, длина ездки с грузом
=40 км, нулевой пробег
=5 км, груз в ящике с габаритами 1000
900
300 массой 600 кг. Схема перевозок представлена на рисунке.
Схема перевозок: А – грузоотправитель, В - грузополучатель, АТП – автотранспортное предприятие
Определяем технико-эксплуатационных показателей перевозки.
Время простоя в погрузке-разгрузке
=
,
где - неравномерность подачи ПС под погрузку-разгрузку; принимается 1,1;
,
- соответственно время простоя на погрузке и разгрузке, ч;
- время на оформление сопроводительной документации, в данной задаче принимается 5 мин;
- время на дополнительные работы (взвешивание груза, пересчет грузовых мест, закрепление груза и т.д.). Время на пересчет грузовых мест - 4 мин.
Время погрузки (разгрузки) определяется умножением фактической грузоподъемности автомобиля (с учетом коэффициента грузоподъемности) на норму простоя под погрузкой (разгрузкой).
|
|
Время нулевого пробега (для рассматриваемой схемы перевозок)
=
.
Время на одну ездку (оборот)
=
,
- холостой пробег.
Техническую скорость автомобиля можно принимать 49 км/ч. Техническая скорость может быть уменьшена при перевозке грузов, требующих особой осторожности (хрупкие изделия, опасные грузы, электроника) до 15 %; при длине груженой ездки до 1 км, в карьерах и в условиях бездорожья – до 40 %; при длине ездки свыше 1 до 3 км - до 20%; в других случаях, когда по дорожным условиям или в зависимости от характеристик груза или в соответствии с тягово-скоростными характеристиками эта скорость не может быть достигнута.
Число ездок (оборотов) за рабочий день
где - время наряда (без учета перерыва на обед и ежедневное обслуживание автомобиля);
Производительность подвижного состава за рабочий день определяется по формуле
,
где - число ездок (оборотов) с грузом;
- номинальная грузоподъемность автомобиля;
- коэффициент использования грузоподъемности.
Количество автомобилей необходимых для обеспечения транспортного процесса
.
- дни работы ПС в году.
Списочное количество автомобилей
,
где - коэффициент выпуска автомобилей на линию,
=0,65÷0,75.
Интервал движения автомобилей, ч
.
Число погрузочных средств
.
Число разгрузочных средств
.
Производительность погрузочных средств, т/ч
=
,
Производительность разгрузочных средств, т/ч
=
.
Часовой грузопоток
.
Предварительно выбираем автомобили КамАЗ-5360 ( =8,6 т) и ЗИЛ-431510 (
=6,0 т), в ходе оценки выбираем наиболее эффективную из них.
|
|
При решении приведенной задачи сначала необходимо определить режим работы подвижного состава: дни работы в году принимается =305 дней (согласно режиму работы грузоотправителя и грузополучателя), время в наряде - 9 ч, в том числе 1 час на обед, 30 мин на ежедневное обслуживание автомобиля.
Определяем массу груза, которую можно поместить на кузове автомобиля. Внутренние габариты кузова автомобиля ЗИЛ-431510 - 4686 2326
575, где можно расположить 10 упаковок общей массой 6 т (рис.4);
. Габариты кузова автомобиля КамАЗ-5360 7260
2420
730 мм, можно перевезти 14 упаковок общей массой 8,4 т;
.
Рис.4. Схема расположения груза на кузове автомобиля ЗИЛ-431510
Загрузка подвижного состава производится электропогрузчиком, разгрузка – автокраном. Норма времени простоя при погрузке и разгрузке для автомобиля ЗИЛ-431510 составляет 6,5 мин на 1 т [«Нормы времени работы и простоя грузовых автомобилей»]. Коэффициент принимается равным 1,1.
Технико-экономические показатели работы автомобилей представлены в табл.1.
Таблица 1
Подвиж-ной состав | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
КамАЗ-5360 | 0,17 | 2,15 | 3,48 | 16,8 | ||||||
ЗИЛ-431510 | 0,18 | 1,58 | 3,06 |
Технологический график перевозки грузов приведен на рис.5.
Совмещенные графики работы подвижного состава и погрузочно-разгрузочных пунктов представлены на рис.6. Когда потребное количество погрузочных (разгрузочных) средств больше одного, необходимо распределить подвижной состав по погрузочно-разгрузочным средствам. Например, когда необходимое количество автомобилей =10 ед., количество погрузочных средств
, то на каждое погрузочное средство приходится по 5 автомобилей, и совмещенные графики строятся для 5-ти автомобилей.
![]() | Рис.5. Технологический график перевозки грузов: Т1 – время использования подвижного состава в перевозке; Т2 - время обслуживания подвижного состава у грузоотправителя; Т3 – время обслуживания подвижного состава у грузополучателя |
![]() | Рис. 6. Совмещенный график работы транспортных средств и погрузочно-разгрузочных пунктов |