Роль педагога в проектировании и организации образовательной среды

25. Раздельное обучение мальчиков и девочек в России и за рубежом. Специфика организации образовательной среды для обучения девочек, для обучения мальчиков.

Гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, электрофизиологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, поведения. Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений и одновременное целесообразное сохранение позитивных этнокультуральных начал развития потенциала личности в зависимости от пола с одной стороны, и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков с другой. Что требует не только изменения, но разработки новых способов научения ребенка, учебных процессов, отличных по качеству и темпу от предыдущего опыта по совместному обучению. Нельзя отрицать, что пол ребенка школа учитывала только на уроках физкультуры и уроках труда, вся же основная жизнь протекает в бесполом режиме, ни одна сфера жизнедеятельности не строится с учетом пола. Давно замечено, что обучение мальчиков и девочек в одном классе накладывает негативный отпечаток как на культуру их общения, так, и на качество обучения. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и девочек устроен и работает по- разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов и способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций и формирования положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов: качества и типов адаптивных реакций организма.

Известно, что на ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них в более раннем возрасте формируется речь. Поэтому в начальных классах среди девочек больше отличников. Преобладают эмоциональная реактивность и эмоциональная образность мышления. При выборе решения задач используется шаблоны, консервативные стереотипы, педантизм.

У мальчиков в этом возрасте более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений. На первое место у них выдвигается творческий поиск. К сожалению, эти особенности мальчиков и девочек в смешанных классах не учитываются. Проведенный в начале года сравнительный анализ учебного потенциала выявил следующие стартовые преимущества у девочек – школьниц:

· функциональную готовность к школьному обучению имели две трети первоклассниц девочек и всего половина их ровесников мальчиков;

· уровень сформированности смысловой памяти демонстрировало больше число девочек (69% девочек против 51% мальчиков);

· согласно психолого-педагогическим характеристикам девочки отличались меньшей предрасположенностью к смене настроения;

· большей сосредоточенностью на уроке, мальчики в большей степени рассеянностью.

Здоровьесбережение является важным аспектом работы учителей начальных классов и осуществляется через раздельное обучение мальчиков и девочек - гендерное обучение.

Цель раздельного обучения состоит в создании новых условий процесса обучения, отвечающих психо-физиологическим особенностям учащихся, психологически более комфортных, способствующих гармоничному личностному развитию детей, максимальной самореализации и раскрытию способностей мальчиков и девочек.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: