- лаконичность, четкость, ясность рассуждения, непротиворечивость доводов и демонстраций;
- оригинальность, эмоциональность, убедительность изложения;
- уместность цитирования, как по объему, так и по содержанию;
- умение критично оценивать свои высказывания, с интересом и уважением относиться к мнению других;
-гибкость поведения при коллективном обсуждении, готовность работать в группе.
Задание 1.10. От понятия – к сущности.
Цель. Выполняя задание, вы научитесь работать с научными понятиями, а именно – выделять в них значимые, сущностные характеристики, заключенные в их определениях, устанавливать между ними зависимости; познакомитесь с такими характеристиками научных определений как их объем и содержание.
Задание. Проанализируйте понятия «гуманизм», «гуманность», «гуманитарный». С этой целью заполните таблицу.
Определение понятий | Общее в понятиях – то, что их сближает | Отличия в понятиях – то, что их дифференцирует |
1.Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичева – М., 1983. | ||
2. Гуманность – человечность, идеал различных направлений гуманизма. Главная цель: гармоническое развитие свойственных человеку способностей чувства и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности. Краткая философская энциклопедия – М., Прогресс, 1994. Гуманность – любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому. Новый энциклопедический словарь. – М., 2004. | ||
3. Гуманитарный – обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека. Новый энциклопедический словарь. – М., 2004. |
|
|
Методическая подсказка.
Выполняя задание, выделите ключевые слова в каждом определении. Именно они обозначают наиболее существенные признаки каждого из предложенных понятий. Это поможет вам выделить существенные характеристики понятий и увидеть то общее, что их сближает и различия, которые делают их отличными друг от друга.
Критерии оценки выполнения задания.
- правильность выделения наиболее существенных признаков в предлагаемых понятиях;
- полнота характеристик по параметрам «схожее» «отличное» в понятиях;
- четкость, лаконичность суждений.
Задание 1.14. Пространство детства.
Цель. Выполняя задание, вы осознаете феномен детства как самоценный этап в жизни человека и как педагогический феномен; вы поразмышляете о детстве как объекте воздействия взрослых и с этих позиций оцените роль педагога в судьбе ребенка, задумаетесь о нравственных основах педагогической деятельности.
|
|
Задание: Поразмышляйте над следующими высказываниями, опровергните или подтвердите их истинность.
а) «Из всех насилий, творимых человеком над людьми, убийство – наименьшее, тягчайшее же – воспитание» (М. Волошин).
б) «Образование есть орудие экспансии взрослых миров в мир детства» (А.Н.Терехин).
Заполните таблицу:
Доводы, в защиту высказанного | Доводы, опровергающие высказывания |
Соглашаюсь с первым высказыванием, потому что… | Не соглашаюсь с первым высказыванием, потому что… |
Соглашаюсь со вторым высказыванием, потому что… | Не соглашаюсь со вторым высказыванием, потому что… |