Рефлексия (англ. reflection) – мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознания себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, своих задач, назначений и проч. Понятийно, процессуально и функционально рефлексия связана с самонаблюдением, самосознанием. (Большой психологический словарь / Под общ. ред. Б.Мещерякова, В. Зинченко.- СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2004. С.- 469)
Знания – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее (действительности) отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. (Российская педагогическая энциклопедия / Гл.ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая росс. энциклопедия, 1993. С.-331)
Корректный (лат. сorrectus) – правильный, точный, безупречный (в отношении понятия), и тактичный, ведущий себя в соответствии с правилами приличия (о человеке).
ТЕМА 2. Учитель как субъект педагогической деятельности.
Задание 2.1. От понятия – к определению.
|
|
Цель. Выполняя задание, вы продолжите осваивать умения работать с научными понятиями, а именно – выделять в них существенные, отличительные признаки явлений, различать понятия по их содержанию и объему, устанавливать соотношения между различными понятиями.
Задание: Вместо пропущенных слов, вставьте нужное понятие «профессия», «специальность», «квалификация».
а) ………………………………. – вид занятий в рамках одной профессии; совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате обучения и обеспечивающих выполнение определенного вида профессиональной деятельности в соотве6тствии с присваиваемой квалификацией.
б) …………………………………– устойчивый род трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и являющийся источником существования.
в)………………………………… – степень пригодности к какому-нибудь виду деятельности, труда, уровень подготовленности; подтверждается дипломом или иным документом, удостоверяющим получение данным лицом определенной специальности.
Методическая подсказка.
Задание 2.1. позволят вам лучше осмыслить и усвоить научные понятия. Выполняя задание, используйте уже хорошо знакомый вам прием выделения ключевых слов в определениях, они, как правило, называют существенные, отличительные признаки явлений, объектов. Затем соотнесите основные отличительные признаки, содержащиеся в определении, с каждым из понятий. Вы без труда установите, к какому определению следует отнести то или иное понятие. Помните, в каждом понятии имеются: содержание, под которым понимается совокупность отличительных признаков, ядром которой являются существенные признаки; и объем, под которым понимается совокупность предметов, отображенных в данном понятии.
|
|
Критерии оценки выполнения задания.
- правильное понимание значений понятий;
-правильность выделения наиболее существенных признаков в предлагаемых понятиях;
- умение сопоставлять понятия по параметрам «содержание» «объем».