Органы государственной власти, обеспечивающие безопасность экономических устоев государства и общества, таможенные органы и нормативное-правовое регулирование их деятельности

В административно-правовой практике понятие «государственный орган» означает отдел государственного аппарата, обладающий закрепленным законодательно перечнем властных полномочий, имеющий соответствующую структуру и компетенцию, действующий по поручению от имени государства, принимающий участие в реализации функций государства и поставленных задач с использованием присущих ему методов и форм деятельности. Властные полномочия в виде составной части компетенции государственных органов с таким подходом представляют собой обязанности и права соответствующего субъекта работать в конкретной ситуации, предусмотренной законодательством.

Орган по обеспечению безопасности – часть аппарата государства, имеющая собственную структуру, действующая по поручению и от имени государства в пределах закрепленной компетенции и наделенная с этой целью полномочиями властно-государственного характера для достижения целей и решения задач гарантии безопасности[4].

При обеспечении безопасности в целом организующая и координирующая роль принадлежит российскому Президенту, распространяется на любую сферу правового контроля безопасности. Полномочия российского Президента в целом в сфере гарантии безопасности экономических основ общества закрепляются главой 4 российской Конституции, а также статьей 8 Федерального закона № 390-ФЗ от 28 декабря 2010 г. «О безопасности»[5], к примеру: Президентом РФ определяются основные направления в государственной политике в сфере обеспечения безопасности; утверждается стратегия национальной безопасности РФ, прочие доктринальные и концептуальные документы в сфере обеспечения безопасности; создается, а также возглавляется Совет безопасности; устанавливается компетенция федеральных организаций исполнительной власти в сфере гарантий безопасности, руководство работой которых им осуществляется, и прочее.

Совет безопасности РФ - конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений российского Президента по вопросам важнейших интересов государства, общества, личности, обеспечения безопасности в разных направлениях деятельности, в т.ч. экономической, защиты от внутренних и внешних угроз. К примеру, к главным задачам Совета безопасности в экономической области относятся прогнозирование, оценка, анализ угроз безопасности; разработка предложений для Президента Российской Федерации касательно мер по их устранению. Функционально Советом безопасности проводится анализ данных о реализации главных задач государственной политики в сфере гарантии безопасности, экономической и социально-политической ситуации в государстве, осуществляется контроль за осуществлением стратегии в сфере военной, внешней, внутренней политики, он проводит разработку и детализацию направлений российской национальной безопасности, прочих доктринальных и концептуальных документов, кроме того, показателей и критериев гарантии национальной безопасности. Такие полномочия Совета безопасности возможно называть общими и субъектными полномочиями для обеспечения безопасности и целесообразно определить формально в административном законодательстве в качестве полномочий Совета безопасности для обеспечения прочих видов безопасности, к примеру, государственной, экономической, общественной, личной, промышленной и прочее.

Федеральное Собрание России - орган по всеобщему обеспечению безопасности согласно Конституции Российской Федерации. Он наделен полномочиями по созданию в сфере безопасности федеральных законов в рамках компетенции, определенной Конституцией Российской Федерации. Российское Федеральное Собрание в качестве самостоятельного органа законодательной власти юридически не подчиняется никакому государственному органу, в т. ч. Президенту Российской Федерации и Российскому Правительству. С точки зрения проводимого анализа, Федеральное Собрание России наделено полномочиями для установления в нормах ФЗ общеобязательных требований и условий безопасности касательно экономических основ государства и общества.

Органы исполнительной власти, с полномочиями по определению обязательных требований и условий безопасности, являются органами всеобщего обеспечения безопасности. Из их числа можно выделить: Российское Правительство; агентства, службы, федеральные министерства; высшие уполномоченные лица субъектов РФ; высшие исполнительные организации субъектов Российской Федерации. Рассмотрим их детальнее.

Правительство Российской Федерации в качестве органа по общему обеспечения безопасности гарантирует выполнение законов, проводит контроль их исполнения органами исполнительной власти любого уровня. У Правительства РФ имеется статус высшего органа исполнительной власти, чьи полномочия распространяются по всей территории Российской Федерации, на который возложен весь объем ответственности за деятельность и состояние исполнительной власти, осуществление социально-экономических реформ. В статье 13 Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации»[6] утверждены общие полномочия Российского Правительства. Правительство Российской Федерации, представляя собой орган общей компетенции, гарантирует единство кредитно-денежной, бюджетной, финансовой политики; законность, свободы и права граждан; выполняет работу по противодействию преступности и прочее. В область полномочий Российского Правительства также входят международные отношения и внешняя политика.

Основываясь на положениях Указа Президента № 636 от 21.05.12 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти»[7] все министерства РФ, отдельные федеральные агентства и федеральные службы в качестве органов для общего обеспечения безопасности в тех случаях, которые устанавливает Президент РФ либо Правительство РФ, проводят в подведомственной области безопасности правовое нормативное регулирование, т.е. они реализуют полномочия по определению общеобязательных требований и условий безопасности.

Непосредственно обеспечением безопасности экономических баз государства и общества занимается ряд федеральных министерств, например, в МВД Российской Федерации обязанности по обеспечению экономической безопасности исполняет ГУ противодействия коррупции и экономической безопасности, в российском Министерстве финансов – Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного контроля, Федеральное казначейство. Из числа министерств, гарантирующих экономическую безопасность, мы можем выделить российское Министерство экономического развития, российское Министерство торговли и промышленности. Из организаций исполнительной власти федерального уровня, уполномоченных в сфере гарантии экономической безопасности можно также выделить ряд служб, к примеру, Антимонопольную федеральную службу, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу по экспортному и техническому надзору, Федеральную службу по финансовому мониторингу, Таможенную федеральную службу и прочие. Все вышеуказанные органы исполнительной власти, сотрудничая друг с другом и выполняя функции, на них возложенные, решают проблемы поддержания экономической безопасности страны в рамках своей компетенции[8].

Заметим, что особо важная роль в гарантии безопасности экономических основ общества и государства принадлежит российской Федеральной таможенной службе (дальше — ФТС РФ), федеральному уполномоченному органу исполнительной власти в сфере таможенного дела. Главная цель работы российской ФТС заключается в поддержании особого режима работы всех таможенных органов, поскольку за структурными подведомственными подразделениями закрепляются функции, нацеленные на исполнение главных таможенных процедур, нахождение определенных фактов нарушения таможенного законодательства, взыскание таможенных платежей.

Работа российской ФТС России нацелена на участие в управлении внешнеторговым оборотом и реализацию фискальной функции, регулярном наполнении государственного бюджета. Используя разумные протекционистские способы, таможенная служба защищает отечественных промышленников от экономических угроз и рисков, принимает участие в гарантии экономической безопасности, что тоже относится к зоне ответственности российской таможенной службы в области внешнеэкономической деятельности страны.

Исходя из комплексного характера отрасли таможенного законодательства, в таможенном регулировании используются нормы, применяемые в таможенных правоотношениях: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ[9], Гражданский кодекс РФ[10], Налоговый кодекс РФ[11], Бюджетный кодекс РФ[12] и т.д.

Особое место в спектре таможенных правоотношений, регулирующих деятельность таможенных органов в сфере обеспечения экономической безопасности, занимает Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[13]. Он содержит положения, которые определяют направления внешнеторговой политики, полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения наиболее способствующих условий для ее ведения, а также для защиты экономических и политических интересов России. Данный Закон направлен на защиту экономического суверенитета, стимулирование развития экономики страны и обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику[14].

Немаловажное значение имеет Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»[15]. По своему содержанию это экономико-правовой закон, так как основной его целью выступает защита национальной экономики при помощи права, поскольку регулирование порядка ввоза и вывоза, поддержание целесообразного баланса между ними, валютными доходами и расходами оказывают равным образом прямое влияние не только на внутренний рынок страны, но и на ее экономическую безопасность.

Вопросы кадровой политики, порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях ФТС России, правовое положение сотрудника таможен-ной службы регулируются следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[16], Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации[17]», Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[18].

Среди федеральных законов значимое место занимает Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который является законом прямого действия: устанавливает направления деятельности таможенных органов, закрепляет основные положения и порядок осуществления предусмотренных таможенных процедур (ввоз и вывоз товаров из России под таможенным контролем, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск и использование в соответствии с таможенными процедурами, проведение таможенного контроля, уплата таможенных платежей; установление полномочий органов государственной власти Российской Федерации, прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность по ввозу и вывозу товаров, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и т.д.), содержит понятийный аппарат, позволяющий упорядочить и согласовать используемую терминологию и способствующий обеспечению единообразного толкования устанавливаемых норм и правил.

Широкий круг общественных отношений в сфере, как таможенного, так и финансового, административного и других отраслей права регулируют следующие законы: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»[19], Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[20], Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[21], Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804–1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[22] и т.д.

Так, например, Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» регулируются отношения при осуществлении валютных операций на территории России, раскрываются направления полномочий и функций органов валютного регулирования и валютного контроля, к которым относятся и таможенные органы; в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» рассматриваются основы правового регулирования оборота оружия, регламентированы сопровождающие процедуры ввоза на территорию России и вывоза из страны оружия и патронов к нему и др. Указанные нормативные правовые акты регламентируют и меры нетарифного регулирования экспорта и импорта, среди которых запреты и ограничения, касающиеся ввоза и вывоза отдельных групп товаров в целях обеспечения суверенитета государства и экономических интересов страны, и т.д.[23]

Поскольку Конституцией РФ таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, законодательство о деятельности таможенных органов представлено исключительно актами федерального уровня, что подтверждается отсутствием актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Немаловажную роль среди правовых средств обеспечения деятельности таможенных органов играют указы Президента РФ, в частности, Указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы»[24], который направлен на организацию работы службы, ее правового положения; а также утверждаемые указами Президента РФ положения, затрагивающие таможенную сферу.

Контроль за исполнением законов органами исполнительной власти всех уровней, в том числе таможенными органами, возложен на Правительство РФ. Постановлениями Правительства РФ утверждаются важнейшие положения, применяемые в области таможенного дела. На основании и во исполнение Конституции РФ, актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела (например, Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «Вопросы Федеральной таможенной службы»). Президент РФ и Правительство РФ издают также распоряжения в области таможенного регулирования, в которых не содержатся нормы права, они исчерпываются однократным применением.

Значительное место в системе подзаконных нормативных правовых актов, фигурирующих в правовом регулировании таможенных отношений по обеспечению экономической безопасности, занимают акты, принимаемые Федеральной таможенной службой Российской Федерации. Общераспространенным видом ведомственных актов, направленных на регулирование отношений в сфере таможенного дела являются приказы ФТС России. Особенность этих документов заключается в том, что в них дается разъяснение о порядке применения какого-либо нормативного акта, но отсутствуют новые нормы, регулирующие таможенные отношений. Целью издания приказов выступает улучшение работы всех таможенных органов, четкая координация работы ФТС России, обеспечение материально- технической и социальной сферы таможенных органов на необходимом уровне для их нормального функционирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: