double arrow

Таможенные органы в системе исполнительных органов государственной власти, обеспечивающих безопасность экономических устоев государства и общества

3

 

Реализация целей таможенной политики потребовала создания сложной, многоуровневой системы органов исполнительной власти, способной одновременно и разрабатывать стратегию развития таможенного дела, и обеспечивать безопасность и экономические интересы страны. Такими органами, на которые возложены полномочия по обеспечению экономических интересов и безопасности страны, являются таможенные органы.

В юридической литературе по-разному толкуют понятие «таможенный орган». Так, А.Ф. Ноздрачев относит к таможенным органам государственные органы, осуществляющие таможенное дело[25]. С тех же позиций характеризуют таможенные органы К.А. Бекяшев и Е.Г. Моисеев[26], и заключают, что их, деятельность состоит в постоянной практической организации таможенного дела. О.Ю. Бакаева считает, что таможенный орган как федеральный орган исполнительной власти наделен особыми полномочиями в сфере таможенного дела и выполняет задачу содействия внешней торговли[27]. Таможенные органы выполняют фискальную и правоохранительную функции. Б.Н. Габричидзе наделяет таможенные органы функцией правоохраны, соответственно относя их к правоохранительным органам исполнительной власти[28]. Аналогично, как федеральный орган исполнительной власти со статусом правоохранительного характеризует таможенные органы Е.В. Трунина[29].




Необходимо заметить, что и законодатель не выработал единого определения таможенного органа до сих пор. Например, в Таможенном кодексе РФ[30] под таможенным органом законодатель понимал государственный правоохранительный орган, военизированный орган исполнительной власти, осуществляющий свои полномочия в сфере таможенного дела и других, связанных с ним областях управления.

Более широко раскрывал понятие «таможенный орган» Таможенный кодекс РФ 2003 года[31], раскрывая его как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы России.

С принятием Таможенного кодекса ТС[32] (далее - ТК ТС) определение «таможенный орган» вновь претерпело существенные изменения. Исходя из подп. 30 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенным органом выступает таможенный орган государств – членов ТС.

В настоящее время в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» дано его определение, где под таможенным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

Среди иных органов исполнительной власти таможенные органы выделяются характерными признаками и особенностями:

1. Подведомственны Правительству РФ и Министерству Финансов РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 114) общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство России.



2. Являются федеральными органами исполнительной власти. Все звенья системы таможенных органов также относятся к федеральным органам, так как их финансирование осуществляется за счёт средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии с текстом ст. 71 Конституции РФ таможенное дело относится к исключительному ведению Российской Федерации. Исключительность федерального характера таможенного дела гарантируется особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по таможенным вопросам. Федеральные законы, регулирующие таможенные правоотношения в соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации[33].

3. Выполняют исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность таможенных органов представлена практической организацией осуществления таможенного дела и направлена на реализацию требований таможенного законодательства. Особенностью распорядительной деятельности является то, что она вместе с исполнительной деятельностью составляет единое целое, имеет правовую направленность и выражается в возможности принятия таможенными органами в рамках своих полномочий нормативных и других актов по таможенным вопросам, которые действуют на всей подведомственной территории и обязательны для исполнения всеми субъектами, которым они адресованы[34].



4. Являются составной частью, элементом единой системы государственной власти. Организационно система таможенных органов как ветвь системы государственной власти выступает единым целым в организационно-правовом механизме государственной организации общества.

5. Выступают как органы специальной компетенции, реализуют свои полномочия при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, при взимании таможенных платежей, осуществляют таможенное оформление и контроль, отраслевое и межотраслевое управление и, в пределах своей компетенции, обеспечивают экономические интересы и экономическую безопасность государства.

6. Включены в систему правоохранительных органов. Относительно данного признака в юридической литературе нет единого мнения. К.А. Бекяшев указывает, что в качестве правоохранительных таможенные органы принимают участие в защите экономического суверенитета и экономической безопасности России, прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также в борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере[35]. Согласно тексту ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» таможенные органы входят в систему правоохранительных органов Российской Федерации, а служба в них квалифицируется как особый вид государственной службы.

7. В зависимости от выполняемых функций и задач могут как обладать различным статусом, так и быть участниками иных отношений (так, при осуществлении правоохранительной деятельности таможенные органы обладают статусом органов дознания. Также могут обладать статусом субъектов оперативно-розыскной деятельности, участвуют в осуществлении производства по делам об административных правонарушениях; в других случаях выступают участниками гражданско-правовых отношений).

8. Имеют официальную символику: флаг, вымпел, эмблему, утвержденные Президентом РФ, граждане, поступая на службу — принимают присягу.

Исследуя место и роль таможенных органов в системе органов исполнительной власти, прежде всего, необходимо раскрыть внутреннее строение системы таможенных органов. Анализ юридической литературы показывает, что таможенные органы рассматриваются через системные факторы, которые определяют их как систему:

1. Общность функций таможенных органов состоит в том, что, проводя в жизнь единую таможенную политику государства, все они принимают участие в осуществлении таможенного дела. На территории Российской Федерации применяется принцип единообразия в применении таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами. Основные функции (обязанности) таможенных органов Российской Федерации закреплены ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

2. Принцип иерархической соподчиненности означает подчинение «нижестоящих» таможенных органов «вышестоящим» по соответствующему направлению деятельности (например, Отдел административных расследований таможни подчиняется Отделу административных расследований оперативной таможни РТУ и Управлению таможенных расследований и дознания ФТС России).

3. Принцип единства системы таможенных органов подразумевает единое толкование норм таможенного законодательства, использование единой таможенной политики, экономического пространства, тарифного регулирования в сочетании с мерами экономической политики. Толкование данного принципа конкретизирует содержание одного из основополагающих принципов конституционного устройства Российской Федерации – единство экономического пространства. В данном контексте таможенный орган является частью централизованной системы, функциональным и организующим началом которой выступает Федеральная таможенная служба России.

4. Целостность таможенных органов заключается в том, что каждое из звеньев – это не отдельная единица, а структурная часть целостного организма. Принцип целостности опосредован характером таможенного дела. Целостность таможенных органов раскрывается и через взаимосвязи и взаимодействия всех структурных элементов.

5. Организационное взаимодействие означает объединение таможенных органов едиными целями и задачами, так как только в тесном взаимодействии с другими звеньями системы, таможенные органы способны выполнить свои функции и предоставленные законом полномочия[36].

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», система таможенных органов состоит из четырех звеньев: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее - ФТС России), региональные таможенные управления (далее - РТУ), таможни и таможенные посты. В систему таможенных органов также входят специализированные таможенные органы (департаменты, управления и т.д).

Рассмотрим особенности каждого из составных звеньев системы таможенных органов.

Первым звеном является Федеральная таможенная служба РФ. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет был преобразован в Федеральную таможенную службу, находящуюся в ведении Правительства РФ (ранее находилась в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ). В настоящее время ФТС России находится в ведении Правительства РФ.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, действует на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459, а также Указа Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» и Приказа ФТС России от 26 декабря 2012 г. № 2656 «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы»[37].

Основная цель деятельности ФТС России – обеспечить наиболее благоприятный режим работы таможенных органов на местах, так как именно от них зависит выполнение основных таможенных процедур, выявление конкретных фактов нарушений таможенного законодательства, взимание таможенных платежей. В соответствии с общим положением, на ФТС России возложены функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС России для реализации намеченных функций и задач действует непосредственно через таможенные органы и представительства службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями[38].

Согласно Указу Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» ФТС России обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность России, защищает ее экономические интересы, обеспечивает участие таможенных органов в осуществлении мер по защите государственной безопасности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, оказывает содействие другим органам в борьбе с международным терроризмом.

Вторым звеном единой федеральной централизованной системы таможенных органов являются региональные таможенные управления. Региональное таможенное управление входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В подчинении РТУ находятся все таможенные органы, относящиеся к подведомственному региону, за исключением тех таможенных органов, которые непосредственно подчинены ФТС России.

Региональное таможенное управление и таможня осуществляют деятельность на основании Общего положения о региональном таможенном управлении и таможне, утвержденного Приказом ФТС России от 04.09.2014 № 1700[39]. Региональное таможенное управление осуществляет руководство учреждениями системы таможенных органов (таможенными лабораториями, учебными заведениями и т.д.).

Региональное таможенное управление осуществляет руководство деятельностью таможен, кроме тех таможен, которые непосредственно подчинены ФТС России, и таможенных постов, подчиненных РТУ и находящихся в зоне их деятельности. По отношению к таможням и таможенным постам РТУ является вышестоящим таможенным органом. По своей направленности функции РТУ, в основном, совпадают с функциями ФТС России, но по содержанию они, безусловно, различны. Структура управления РТУ такова, что в процессе продвижения сверху вниз по системе управления субъект и объект управления изменяются, вследствие чего меняются и функции управления[40].

В систему таможенных органов России входят также специализированные РТУ, осуществляющие свою деятельность по отдельным направлениям выполняемых функций (правоохранительной, контрольной и т.д.), например, Региональное оперативно-поисковое управление, РТУ радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, РТУ специальных операций, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.

Для реализации возложенных на них функций и задач РТУ наделены рядом прав, закрепленных Общим положением о РТУ, например, правом контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности в подведомственном РТУ регионе; правом внесения в ФТС России предложений по совершенствованию таможенного законодательства и практики его применения; правом организации борьбы с нарушениями таможенного законодательства и др.

Таможни и таможенные посты составляют следующее звено единой федеральной централизованной системы. Им принадлежит решение основной части задач в сфере таможенного дела.

Таможня входит в единую систему таможенных органов России, общее руководство в которой принадлежит ФТС России. В зависимости от специализации таможни и таможенные посты могут подразделяться на таможни, непосредственное руководство которыми осуществляет соответствующее региональное таможенное управление, и таможни центрального подчинения, находящиеся в непосредственном подчинении ФТС России (в частности, Шереметьевская, Домодедовская, Внуковская); пограничные и внутренние таможни и таможенные посты; акцизные, энергетические, автотранспортные, тыловые таможни и таможенные посты; центральные (базовый и кинологический центр ФТС России) и оперативные таможни. Таможня руководит деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом[41].

Таможенные посты – это линейные подразделения, с которых начинается осуществление таможенного дела в единой системе таможенных органов России. Таможенный пост осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России, РТУ и непосредственным руководством таможни. Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни, что таможенный пост решает возложенные на него задачи непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Оговаривается, что таможенный пост может быть образован также как юридическое лицо решением ФТС России, в том числе по представлению либо с учетом мнения РТУ или таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, такие особенности в деятельности отдельных таможенных постов регулируются специальными нормативными правовыми актами ФТС.

Большинство таможенных постов осуществляют таможенные процедуры в отношении всех товаров, подлежащих оформлению в регионе их деятельности. На территории Российской Федерации созданы специализированные таможенные посты, в зону их ответственности могут входить операции по ввозу и вывозу драгоценных металлов и камней.

К отдельным таможенным постам, реализующим полномочия в таможенном оформлении и контроле транспортных средств, относятся, например, Краснодарский, Новосибирский, Владивостокский и др. автотранспортные таможенные посты.

С целью соблюдения правил ввоза и реализации подакцизных товаров на таможенной территории России работают акцизные таможенные посты. Акцизный пост осуществляет контроль за выполнением импортерами правил ввоза и реализации подакцизных товаров на таможенной территории России, таможенное оформление и контроль маркированных товаров, контроль за своевременным поступлением денежных средств. Примером такого поста может служить Специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни Центрального таможенного управления.

В функциональном плане таможенный пост можно рассматривать как филиал таможни с ограниченными полномочиями. Пост обычно действует на железнодорожных станциях, в аэропортах, речных портах вдоль государственной границы, он может быть создан на крупном промышленном предприятии.

 

 


[1] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФЗ) // Российская газета. — 1993. — № 237; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

[2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.11.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1; Российская газета. — 2016. — № 266.

[3] О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311—ФЗ (ред. от 23.06.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 48. — Ст. 6252; Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 26 (Часть I). — Ст. 3857.

[4] Блатин С.В. Национальная безопасность Российской Федерации и участие в ее обеспечении органов государственной охраны: монография. — Орел: Академия ФСО Российской Федерации, 2014. — С. 27.

[5] О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390—ФЗ (ред. от 05.10.2015г.) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 2; Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 41 (часть II). — Ст. 5639.

[6] О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2—ФКЗ (ред. от 03.07.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 51. — Ст. 5712; Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 27 (Часть I). — Ст. 4153.

[7] О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 23.11.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 22. — Ст. 2754; — Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 2016.

[8] Фирсов И.В. Регулирование деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающих экономическую безопасность // Законодательство. — 2014. — № 1. — С. 59.

[9] Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63—ФЗ (ред. от 22.11.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954; Российская газета. — 2016. — № 266.

[10] Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994№ 51—ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 27 (Часть I). — Ст. 4169.

[11] Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146—ФЗ (ред. от 30.11.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824; Российская газета. — 2016. — № 275.

[12] Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145—ФЗ (ред. от 30.11.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823; Российская газета. — 2016. — № 275.

[13] Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 № 164—ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4850; Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 29 (часть I). — Ст. 4359.

[14] Чиркова Е.В. Национально—правовое регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации // Право и практика. — 2013. — № 2. — С. 176.

[15] О таможенном тарифе: Закон РФ от 21.05.1993 № 5003—1 (ред. от 05.04.2016г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 23. — Ст. 821; Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 15. — Ст. 2062.

[16] О службе в таможенных органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.1997 № 114—ФЗ (ред. от 22.12.2014г.) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3586; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 52 (часть I). — Ст. 7542.

[17] О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58—ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063; Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 29 (часть I). — Ст. 4388.

[18] О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79—ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.

[19] О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров: Федеральный закон от 08.12.2003 № 165—ФЗ (ред. от 04.06.2014г.) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4851; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 23. — Ст. 2928.

[20] О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173—ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4859; Собрание законодательства РФ. —2016. — № 27 (Часть I). — Ст. 4218.

[21] О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 № 3—ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 2. — Ст. 219; Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 27 (часть II). — Ст. 4238.

[22] О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15.04.1993 № 4804—1 (ред. от 23.07.2013г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 20. — Ст. 718; Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 30 (Часть I). — Ст. 4078.

[23] Алексеева Т.С. Административно—правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс; Саратовский государственный социально—экономический университет. — Саратов, 2014. — С. 72.

[24] Вопросы Федеральной таможенной службы: Указ Президента РФ от 11.05.2006 № 473 (ред. от 24.09.2007г.) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 20. — Ст. 2162; Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 40. — Ст. 4717.

[25] Ноздрачев А.Ф. Таможенная служба // Законодательство и экономика. — 2006. — № 8. — С. 48.

[26] Бекяшев К.А. Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза: монография. — М.: Проспект, 2014. — С. 38.

[27] Бакаев О.Ю. Соотношение частных и публичных интересов в условиях реформирования таможенного законодательства Российской Федерации: Монография. — М.: Юрлитинформ, 2010. — С. 88.

[28] Габричидзе Б.Н. Основы органов государственной власти России. Учебное пособие. — М.: Юнити—Дана, 2008. — С. 103.

[29] Трунина Е.В. Актуальные вопросы административно—процессуального статуса таможенных органов // Административное право и процесс. — 2013. — № 6. — С. 41.

[30] Таможенный кодекс Российской Федерации: утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221—1 (утратил силу) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 31. — Ст. 1224.

[31] Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.05.2003 № 61—ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2066.

[32] Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (ред. от 16.04.2010г.) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 50. — Ст. 6615.

[33] Касторнова Т.А. Общая характеристика системы таможенных органов Российской Федерации // Таможенное взаимодействие, экономические связи и правовое регулирование в Азиатско—Тихоокеанском регионе и Таможенном союзе: сборник материалов международной научной конференции. — 2012. — С. 79.

[34] Касторнова Т.А. Общая характеристика системы таможенных органов Российской Федерации // Таможенное взаимодействие, экономические связи и правовое регулирование в Азиатско—Тихоокеанском регионе и Таможенном союзе: сборник материалов международной научной конференции. — 2012. — С. 79.

[35] Бекяшев К.А. Таможенное право: учебник. — М.: Проспект, 2014. — С. 62.

[36] Алексеева Т.С. Административно—правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс; Саратовский государственный социально—экономический университет. — Саратов, 2014. — С. 77.

[37] Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы: Приказ ФТС России от 26.12.2012 № 2656 (ред. от 05.08.2015г.) // Российская газета. — 2013. — № 74; Официальный интернет—портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 2015.

[38] Демичев А.А. Основы таможенного дела: учебник. — Спб.: Интермедиа, 2014. — С. 22.

[39] Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне: Приказ ФТС России от 04.09.2014 № 1700 // Российская газета. — 2015. — № 3.

[40] Демичев А.А. Основы таможенного дела: учебник. — Спб.: Интермедиа, 2014. — С. 24.

[41] Демичев А.А. Основы таможенного дела: учебник. — Спб.: Интермедиа, 2014. — С. 26.



3




Сейчас читают про: