double arrow

Превышение должностных полномочий.

3

Превышение должностных полномочий – осуществление действий, выходящих за пределы компетенции субъекта. Если их результатом стало значительное нарушение интересов государства, организаций или граждан, виновному грозит наказание. Его устанавливает ст. 286 ч. 1 УК РФ. Виновному может вменяться денежное взыскание. Его размер – до 80 тыс. р. или сумма доходов (зарплаты в том числе) виновного за полгода. Осужденному может быть запрещено вести какую-либо деятельность на протяжении 5 лет (конкретный вид устанавливает суд). На такой же срок может вменяться запрет занимать какой-либо пост. В качестве наказания ст. 286, ч. 1 УК РФ устанавливает также до 4-х лет принудительных работ, арест на 4-6 мес., тюремное заключение до 4-х лет.

Отягчающие обстоятельства Указанные выше деяния могут совершаться лицом, которое находится на госслужбе федерального или регионального уровня, а также главой территориального (муниципального) органа управления. В этом случае ответственность вменяется по части второй ст. 286 УК РФ. Она может быть в виде: Штрафа в 100-300 тыс. р. или равного доходу лица за 1-2 г. Принудительных работ до 5 л. Тюремного заключения до 7 л. Последние два наказания могут сопровождаться запретом суда на ведение какой-либо деятельности либо замещение должностей в течение трех лет. Особо квалифицирующий состав Приведенные выше деяния могут также совершаться с: Применением насилия или при выражении такой угрозы. Использованием оружия, спецсредств. Причинением последствий тяжкого типа. В этих случаях субъект будет привлечен к ответственности по ст. 286, ч. 3 УК РФ. Она предусматривает тюремное заключение на 3-10 лет. Дополнительно может вменяться запрет на осуществление конкретной деятельности или пребывание на определенном посту в течение 3-х лет. Их виды устанавливает суд. Ст. 286 УК РФ с комментариями Рассматриваемая норма, в отличие от статьи 285, предусматривающей наказание за бездействия/действия лица в рамках компетенции вопреки служебным интересам, охватывает активные поведенческие акты, выходящие за ее пределы. Ответственность по положениям ст. 286 УК РФ наступает, если они вызвали существенное ущемление интересов и прав организаций, государства, граждан. При этом виновный понимал, что действует за рамками компетенции.

Объективная часть Ст. 286 УК РФ устанавливает ответственность за действия: Совершение которых относится к компетенции иного служащего. При этом последний может быть как вышестоящим, так и равным по статусу лицом. Совершенные при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных в законе или ином нормативном документе. К примеру, виновный применил оружие против несовершеннолетнего, при том что поведение подростка не представляло угрозы для жизни окружающих. Совершенные гражданином единолично. При этом существовала необходимость коллегиального их выполнения или согласования их осуществления с другими лицами или органами. Которые никто не вправе совершать ни при каких условиях. К примеру, преступление может выражаться в нанесении задержанному или находящемуся под стражей лицу побоев, причинение ущерба здоровью. Определение пределов компетенции При квалификации деяния по ст. 286 УК РФ необходимо выяснить, были ли осуществлены лицом действия, выходящие за пределы его обязанностей и прав. Соответственно, следует определить их объем. Служебная компетенция закрепляется в разных нормативных актах. Это может быть закон, распоряжение, должностная инструкция, постановление, трудовой договор, приказ и так далее. Явность нарушения пределов Очевидный выход за рамки компетенции относится к оценочным понятиям. Явность нарушения устанавливается относительно конкретных обстоятельств события. При этом о ней необходимо говорить, когда превышение полномочий носит бесспорный, очевидный характер. Некоторые разъяснения даются по этому вопросу в Постановлении Пленума ВС №19 от 16 окт. 2009 г. В п. 22 этого акта отмечается, в частности, что при разбирательстве дела следует выяснить, какие нормативные акты устанавливают обязанности и права субъекта. При этом они приводятся в приговоре, где указывается, какие именно пределы были нарушены, со ссылкой на юридические акты.

Субъективная часть Деяние, охватываемое ст. 286 УК РФ, характеризуется наличием вины в форме косвенного или прямого умысла. Нарушитель может руководствоваться разными мотивами. Это может быть карьеризм, корысть, месть. В любом случае при квалификации деяния они значения не имеют.

Субъект в этом составе специальный – служащий (должностное лицо). Ужесточение ответственности Особую общественную опасность представляют деяния, наказания за которые установлены ст. 286, ч. 3 УК РФ. В этой части присутствует несколько пунктов. Первым установлена ответственность за преступление, сопряженное с применением насилия или угрозами его использования. Речь в данном случае о нанесении физического вреда пострадавшему. Состав преступления при этом охватывает причинение побоев, умышленный легкий или среднетяжелый вред здоровью, истязания. Деяние субъекта может квалифицироваться по совокупности статей. К примеру, превышение полномочий, сопряженное с убийством, может повлечь ответственность по ст. 286 и 105 УК. Угроза насильственных действий должна быть реальной. Это означает, что у пострадавшего должны быть основания для опасения ее фактической реализации. Угроза причинения вреда (тяжкого) или убийства охватывается рассматриваемой нормой. Дополнительная квалификация по ст. 119 не осуществляется. Применение спецсредств Оно предполагает фактическое использование различных предметов, способных причинить вред здоровью. Например, это может быть удар дубинкой, выстрел и пр. Применение спецсредств - это не только физическое, но также психическое влияние на потерпевшего. Оно может выражаться в ударе дубинкой рядом с рукой субъекта, выстреле мимо, но в непосредственной близости от потерпевшего, если угроза попадания воспринимается пострадавшим как реальная. Если виновный только демонстрирует спецсредство или оружие, что не представляет серьезной угрозы для другого гражданина, поведение виновного при наличии оснований квалифицируется по п. "а" части 3 рассматриваемой нормы. Для вменения наказания необходимо, кроме прочего, установить, что применение оружия либо других спецсредств осуществлялось вопреки установленным пределам, условиям их использования. Тяжкие последствия Их понятие считается оценочным. Тяжесть последствий определяется в соответствии с конкретными обстоятельствами события. К данной категории можно отнести, например, крупные аварии, продолжительную остановку производственного процесса или транспортного движения, нарушение деятельности предприятия, причинение существенного материального вреда, смерть по неосторожности, покушение на самоубийство или суицид потерпевшего и пр. Причинение ущерба здоровью тяжкого характера также является таким последствием. При этом дополнительная квалификация по ст. 111 не осуществляется, если наказание за нанесенный ущерб здоровью охватывается частями 1 или 2 этой нормы. В иных случаях ответственность наступает по совокупности статей.

Дополнительно Если превышение полномочий служащим было сопряжено с убийством, совершенным умышленно, деяние необходимо квалифицировать по совокупности статей. В частности, ответственность наступает по ч. 3 рассматриваемой нормы, а также по ст. 105 (в соответствующей части). При причинении служащим среднетяжелого или тяжкого вреда, а также смерти пострадавшему при превышении пределов, установленных для необходимой обороны, либо мер, которые требуются для задержания гражданина, совершившего преступление, поведение охватывается статьями 108 или 114 соответственно.

Дополнительная квалификация по рассматриваемой норме не осуществляется. Заключение Превышение полномочий служащими относительно недавно являлось достаточно распространенной практикой. Однако после реформы правоохранительных органов такая тенденция постепенно начала сходить на нет. Безусловно, данное преступление несет в себе серьезную опасность для общества, государства, населения. Виновные в нем должны привлекаться к ответственности по всей строгости законодательства. Их действия подрывают репутацию государственных, региональных и муниципальных органов, дискредитируют власть в глазах населения. Между тем у данного преступления существует срок давности. Ст. 286 УК РФ действует в отношении лица по части первой – 6, второй – 10, третьей – 15 лет. По окончании установленных периодов привлечь виновных к ответственности нельзя.

Получение взятки.

Объектом данного состава преступления являются интересы государственной службы.

Взятка - наиболее характерное, опасное и распространённое преступление, поскольку является не только должностным преступлением, но и типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается ещё и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.

Предметом взятки являются не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, но и различные выгоды, причём в основном имущественного характера. Под деньгами (валюта) понимаются как российские, так и иностранные денежные знаки, находящиеся в официальном денежном обращении. Старинные монеты, как российские, так и иностранные, не являющиеся средством платежа, не могут быть деньгами в смысле состава ст. 290 УК, а должны относиться к предмету взятки в виде "иного имущества". Диспозиция носит бланкетный характер и отсылает к нормам ГК РФ. Так, понятие ценной бумаги определяется в ст. 142 ГК РФ. Это документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Термин "иное имущество" означает любые материальные ценности, обладающие стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде и жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. Под выгодами имущественного характера понимаются различного рода услуги и (или) выгоды, оказываемые взяткополучателю безвозмездно и (или) явно по заниженной стоимости. В правоприменительной практике известны случаи, когда взятке придаётся видимость легальной сделки между "дающим" и "берущим" взятку под видом договора подряда (ст. 702 ГК РФ), бытового или строительного подряда (статьи 730 или 740 ГК РФ), договора займа (ст. 807 ГК РФ) и т.д.

Под услугами имущественного характера следует понимать также предоставление санаторных или туристических путёвок, проездных билетов, оплату расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ в пользу взяткополучателя. Более завуалированными способами дачи/получения взятки могут быть: прощение долга, преднамеренный "проигрыш" в карты, оплата долга должностного лица, фиктивное зачисление на должность, отзыв материального иска из суда, предоставление в безвозмездное (или по заниженной цене) пользование имущества, получение льготного кредита, завышение "гонораров" и т.д. Получение в таком случае услуг нематериального характера не может признаваться взяткой. Здесь при определённых условиях речь можно вести о злоупотреблениях должностными полномочиями (см. ст. 285 УК).

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в получении субъектом преступления лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или предоставляемых им лиц; если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Посредником может быть, с ведома взяткополучателя, как член семьи, так и его близкий друг, а сами денежные средства могут быть зачислены непосредственно на счёт самого взяткополучателя. Использование субъектом одних только личных связей для достижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не может рассматриваться как использование должностного положения.

Общее покровительство по службе представляет собой совершение действия, связанное с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, а также совершение других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

Не являются субъектами взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Получение взятки - формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда заранее обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (например, ввиду пресечения преступления в момент её передачи), содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК.

Существует проблема разграничения взятки и подарка. Она связана с тем, что Федеральные законы "Об основах государственной службы Российской Федерации" и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" содержат правовой запрет государственным (муниципальным) служащим "получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию" (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; 1998. N 2. Ст. 224).

Гражданский кодекс Российской Федерации разрешает дарение государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей "обычных подарков", стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ).

Взятка будет иметь место в следующих случаях:

· если имело место вымогательство этого вознаграждения;

· если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица;

· если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

Субъективная сторона получения взятки характеризуется умышленной формой вины. Должностное лицо, получающее взятку, осознает противоправность и общественную опасность своего поведения, выраженного в совершении действий (бездействия) в интересах лица, давшего взятку. Осознает оно также, что для получения предмета взятки и достижения требуемого взяткодателю результата использует должностные полномочия, желает этого в целях получения взятки.

Стремление лица приобрести материальную выгоду (не имеет значения, до или после совершения им деяния) следует рассматривать в качестве корыстного мотива данного преступления. Если лицо получило от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа и присваивает их, содеянное следует квалифицировать как мошенничество. Действия собственника ценностей следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

Для состава получения взятки не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка - до или после совершения им обусловленных действий, равно как и то, оговаривались ли заранее характер и содержание служебных действий, которые виновный должен был или уже совершил за получение незаконного вознаграждения.

Субъектом получения взятки может быть должностное лицо, понятия и признаки которого ра ссмотрены при комментарии ст. 285 УК, иностранные должностные лица либо должностные лица публичной международной организации (понятие и признаки определены в п. 2 примечания к комментируемой статье).

Дача взятки.

Объект и предмет преступления дачи взятки в полном объёме совпадают с аналогичными признаками состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК. В комментируемой статье также закреплены новеллы, касающиеся размера взятки, кратности штрафа размерам взятки.

Объективная сторона выражена в совершении виновным действий, связанных с передачей должностному лицу лично либо через посредника предмета взятки. Однако если последний не знал о характере совершаемого деяния, а лишь выполнял указание своего начальника, то он не может нести ответственность, ибо выступал в роли "средства" достижения преступного результата. Организатором и исполнителем дачи взятки будет должностное лицо. Если же подчинённый был хорошо осведомлён о сути совершаемого им деяния, то он должен рассматриваться как соучастник данного преступления, выступивший в роли исполнителя (посредник).

Состав преступления - формальный. Это преступление считается оконченным с момента фактической передачи предмета взятки. Правомерно ставить вопрос о наличии состава дачи взятки, когда передача её предмета состоялась после выполнения нужных взяткодателю действий. Возможно и покушение на совершение дачи взятки, если она не состоялась по причинам, не зависящим от воли виновного, и его преступное поведение стало известно правоохранительным органам.

По ч. 2 данной статьи ответственность наступает за дачу взятки в значительном размере.

Часть 3 ст. 291 УК предусматривает ответственность за дачу взятки в случаях совершения должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия). Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий предопределяет соответствующее его поведение. Основу этого поведения составляет совершение должностным лицом таких действий (бездействия), которые носят характер незаконных, противоречащих определённому нормативному акту, имеющему статус закона. В данном смысле должностное лицо может совершать любое правонарушение: проступок или преступление.

Доказывая наличие указанного квалифицирующего признака в действиях лица, следует установить его умысел, т.е. знание им того факта, что взятка даётся именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия). Именно доказывание этого обстоятельства в следственной практике представляет определённую трудность. Передача взятки нескольким должностным лицам образует состав самостоятельных отдельных преступлений, при условии что должностные лица совершают разные действия в интересах одного или группы взяткодателей. Если же они составляют единый групповой механизм, от которого зависит решение нужного взяткодателю вопроса, и это понимают все, то налицо состав дачи взятки как единого состава. Что касается правовой оценки действий указанных должностных лиц с позиции соучастия, то они должны рассматриваться как участники получения взятки по предварительному сговору или организованной группой.

По ч. 4 ответственность наступает за дачу взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или в крупном размере.

В ч. 5 установлена ответственность за дачу взятки в особо крупном размере.

Субъектом дачи взятки является любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве субъекта дачи взятки может выступать и должностное лицо. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, должностное лицо, предложившее подчинённому ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несёт ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки.

Субъективная сторона состава дачи взятки характеризуется виной в форме прямого умысла, когда виновный осознает, что он передаёт должностному лицу незаконное вознаграждение, и желает передать предмет взятки. Однако если субъект все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачи вещи, считая, что это не вознаграждение, либо не осознавая его неправомерность, то в этом случае состав дачи взятки отсутствует. Цели и мотивы дачи взятки могут быть самые различные. Сюда можно отнести побуждения как личного порядка, так и корыстные, желание добиться намеченного результата в обход закона или отблагодарить получателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя, освободиться от ответственности и т.п.

От уголовной ответственности за дачу взятки закон предусматривает освобождение при наличии двух условий:

· когда со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки;

· если лицо, давшее взятку должностному лицу, добровольно сообщило об этом в правоохранительный орган, имеющий право возбуждения уголовного дела. При этом лицо должно активно способствовать раскрытию и расследованию преступления.

Вымогательство взятки как основание освобождения от уголовной ответственности состоит в подавлении воли, поведения лица со стороны, оказываемого на него давления должностным лицом. Гражданин вынужден давать взятку, иначе его права и законные интересы будут нарушены либо существенно ущемлены. Лицо, на которое направлено вымогательство взятки, не имеет желания использовать возможности должностного лица в своих целях.

Добровольность заявления о факте вымогательства взятки предусматривает три аспекта:

· продуманное и самостоятельное заявление лицом о факте даче им взятки должностному лицу;

· положительность мотивов заявления, указывающих на его добровольность;

· подача заявления только в тот орган, в полномочия которого входит право возбуждения уголовного дела по факту дачи взятки.

· Мотивы добровольного сообщения о даче взятки могут быть различными. Добровольность заявления означает, что оно было сделано по собственному желанию при осознании факта, что о совершении преступления ещё неизвестно правоохранительным органам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: