Педагогические способности — важнейшие профессионально-значимые личностные качества учителя. Характеристика основных педагогических способностей

В широком смысле способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности личности, которые развиваются прижизненно на основе задатков и являются условием успешного выполнения той или иной деятельности [ 5, 381. ]. Учитель с педагогическими способностями не рождается, он приобретает их и развивает на основе профессиональной пригодности в педагогическом общении, в процессе профессиональной подготовки, в самостоятельной педагогической деятельности.

Способности к педагогической деятельности определяются учеными как индивидуальные устойчивые свойства личности, которые состоят в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и способствуют созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого. По-иному, педагогические способности — это совокупность психофизических и интеллектуальных свойств личности педагога, обусловливающих успешность его профессиональной деятельности.

Исследования А.И. Щербаковым педагогического труда как сложной динамической системы, имеющей свою специфическую структуру, выделение им основных элементов этой структуры (конструктивного, организаторского, коммуникативного, информационного, развивающего, ориентационного, мобилизационного, исследовательского или гностического) позволили соответственно вычленить основные, наиболее важные педагогические способности [9].

Ф.М. Гоноболин относит к важным индивидуальным свойствам учителя способности “понимать детей, видеть в них хорошее и плохое, чувствовать, как они воспринимают учебный материал, объективно оценивать их знания и способности, работать творчески, успешно транслировать знания учащимся, владеть языком, умело организовывать школьников в детский коллектив, проявлять педагогический такт, заражать детей своим энтузиазмом, любовью к делу, хорошо владеть собой, управлять своими чувствами и поведением” [2, 244].

По мнению Н.В. Кузьминой, педагогические способности проявляются в умениях, являющихся критериями способностей (оценочным мерилом их развития).

Характеризуя педагогические способности, автор в некоторых случаях говорит о педагогических умениях и навыках, в некоторых — о педагогических способностях. Так, по ее мнению, педагогическая наблюдательность как способность может проявляться в умении учителя распределять свое внимание сразу на несколько объектов педагогической деятельности, в умениивидеть и верно воспринимать особенности состояний учащихся в той или иной педагогической ситуации, отмечать для себя детали их поведения, которые дают информацию о подготовленности учеников к уроку, о степени усвоения нового материала, об отношении ребят к тому, чем они занимаются на уроке и т.д. [3].

По Н.В. Кузьминой, к основным педагогическим способностям и соответствующим им умениямотносятся:

педагогическое воображение (умение прогнозировать результат своей деятельности и деятельности учащихся, предвидеть последствия того или иного педагогического действия и т.д.);

организаторские способности (умение организовывать учебную и разнообразную деятельность учащихся на уроке и вне его, включать ребят в активное участие в эту деятельность);

дидактические способности (умение логично, информативно и эмоционально объяснять учебный материал, закреплять его на практике, контролировать и педагогически целесообразно оценивать результаты учебной работы школьников и т.д.);

педагогическая наблюдательность (об этой способности речь шла выше);

способность к педагогическому такту, к коммуникации с учащимися, к организации педагогического общения [3].

Обстоятельно характеризует структуру педагогической деятельности и более полно определяет соответствующие каждому ее виду способности учителя И.Ф. Харламов. На основании наблюдений и имеющихся по данному вопросу психолого-педагогических исследований он выделяет следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:

— диагностическую;

— ориентационно-прогностическую;

— конструктивно-проектировочную;

— организаторскую;

— информационно-объяснительную;

— коммуникативно-стимулирующую;

— аналитико-оценочную;

— исследовательско-творческую [8, 541].

Автор подробно рассматривает систему и сущность способностей, умений и навыков, соответствующих указанным видам деятельности учителя, и подчеркивает, что его педагогический профессионализм определяет высокая степень владения “всей совокупностью диагностических, ориентационно-прогностических, конструктивно-проектировочных, организаторских, информационно-объяснительных, коммуникативных, аналитико-оценочных и исследовательских умений и навыков, способностей” [8, 546].

Дополняют номенклатуру педагогических способностей украинские педагоги и психологи И.А. Зязюн, М.С. Бургин, И.С. Дмитрик и др. Они рассматривают педагогические способности как “индивидуально-психологические предпосылки успешной педагогической деятельности, стимуляторы профессионального роста” учителя [6, 30]. По их мнению, важнейшими педагогическими способностями являются те, которые способствуют установлению диалогических отношений с учащимися: коммуникативность, профессиональная зоркость или перцептивность, педагогический динамизм личности учителя, способность к эмоциональной устойчивости, педагогический оптимизм, способность к творчеству или креативность [6].

Способности к коммуникации рассматриваются ими как умения слушать и слышать партнера по общению, ясно, четко излагать учебный материал, свои мысли, организовывать с учениками продуктивный диалог.

Профессиональная зоркость или перцептивность предполагает способность учителя быть профессионально наблюдательным, восприимчивым как к коллективу учащихся, так и к каждому в отдельности, умения «читать по лицам», понимать внутреннее эмоциональное состояние своего ученика.

Динамизм личности учителя раскрывается в его умениях убеждать, руководить, подчинять себе учеников, не применяя административных наказаний. Иными словами, под динамизмом учителя имеется в виду сила его характера, личности, которые проявляются в педагогически целесообразном поведении [динамизм — от греч. dynamikos — сильный, от dynamis — сила]. Данная способность тесно связана с понятием “педагогическая техника”. Педагогическая техника — это совокупность умений и навыков учителя по организации себя и других в процессе педагогической работы. Умение организовывать школьников на уроках и вне их предполагает владение определенными методиками, технологиями обучения и воспитания. Что же значит — умение организовать себя? Речь идет о комплексе умений и навыков. Они используются учителем для регулирования своего внутреннего эмоционального состояния, педагогически целесообразно проявляются во внешнем виде, в мимике, пантомимике, отточенности и правильности речи.

Если учитель владеет педагогической техникой, то, будучи добрым, интеллигентным человеком, гуманистом по убеждениям (это, как мы уже видели, — одно из главных профессиональных требований к личности педагога), он сумеет быть динамичным и сильным. Такой педагог сможет оставаться эмоционально устойчивым в стрессовых ситуациях, сумеет организовать ребят, стать их лидером и сплотить вокруг себя, добиться сознательной школьной дисциплины.

Все вышеперечисленные способности, несомненно, должны быть сформированы у педагога, так как его профессиональная деятельность направлена на других людей, должна характеризоваться диалогичностью.

Анализ исследований педагогических способностей позволяет сделать выводы об их многообразии и разноплановости, однако можно выделить основные, ведущие из них, которые должны быть непременно в системе личностных качеств каждого педагога. К наиболее важным профессиональным способностям учителя относятся коммуникативные, организаторские, суггестивные (способность вести за собой, быть внушительным для учащихся), прогностические и дидактические.

Динамика развития и формирования педагогических способностей индивидуальна для каждого учителя. Она зависит в первую очередь от сформированности его профессиональной пригодности, которая, как мы уже знаем, включает в себя не только задатки к педагогической деятельности, но и профессионально-педагогическую направленность личности. Можно утверждать, что интенсивность и качественность формирования педагогических способностей наблюдается далеко не у всех учителей. Существуют и внешние факторы формирования педагогических способностей. В педагогической практике наблюдаются ситуации, когда учитель с ярко выраженной педагогической направленностью, хорошими задатками к педагогической профессии не получает возможностей для развития своих профессиональных способностей в силу того, что работает в педагогическом коллективе, в котором отсутствует оптимальный социально-психологический климат, нет атмосферы педагогического творчества. Однако необходимо понять, что даже наличие благоприятных внешних факторов не обеспечит условия для развития педагогических способностей учителя, если он не пригоден к учительской профессии как личность. Отсутствие или недостаточное развитие профессиональных способностей негативно сказывается на качестве обучения и воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: