Понятие о профессиональной пригодности учителя как предпосылке к развитию его профессионализма

Все люди имеют склонности, задатки, пригодность к той или иной профессиональной деятельности. Пожалуй, трудно назвать какую-либо профессию, не требующую от человека определенных специфических качеств, которые бы позволяли хорошо выполнять профессиональную деятельность. Под профессиональной пригодностью вообще понимается признание профессиональной предназначенности человека, обусловленной своеобразием его природных особенностей. Педагогическая профессия тоже требует определенных задатков, врожденных качеств, позволяющих освоить и выполнять профессиональные обязанности учителя. Ими являются:

— крепкое здоровье, позволяющее переносить большие психофизические нагрузки;

— здоровая центральная нервная система, желательно сильного типа;

— наличие совершенных, без каких-либо изъянов и заболеваний, развитых органов восприятия и речи (общеизвестно, что серьезным препятствием для овладения педагогической профессией являются косноязычие, глухота, слепота и т.д.);

— несомненно важным задатком к педагогической профессией является внешнее обаяние человека, обусловленное чертами лица и фигуры, отвечающим требованиям к педагогически целесообразному внешнему виду учителя. Речь не идет о красоте в привычном понимании этого слова, которую демонстрируют нам с подиумов модной одежды участники модных сегодня конкурсов красоты. Педагогическое обаяние - располагающая к общению внешность, подтянутость и собранность фигуры, проявление во внешности учителя духовности и интеллекта.

Психолого-педагогические исследования показывают, что нельзя ограничить профессиональную пригодность учителя только наличием природных задатков. Еще К.Д. Ушинский указывал на то, что в педагогические заведения нужно принимать людей, имеющих определенные способности к педагогической деятельности, обладающих соответствующими ей личностными качествами [12].

Выдающийся русский химик Д.И. Менделеев подчеркивал: “К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность” [7, 236]. В приведенном высказывании речь идет не столько о профессиональной пригодности учителя, сколько о призвании к педагогическому делу. Эти понятия неразрывно связаны, хотя и не тождественны. Ведь и призвание, и профессиональная пригодность учителя предполагают любовь к детям, ярко выраженный интерес к педагогической деятельности, убежденность в ее общественной и личной значимости. Однако человек может иметь перечисленные качества и быть неспособным к профессиональному осуществлению педагогической деятельности только из-за того, например, что у него не в достаточной мере сформированы речевые данные, слабое здоровье (а профессия учителя предполагает сильные психофизические нагрузки), либо нет интеллектуальных способностей и т.д.

Большое внимание разработке вопросов сущности, структуры, проявлений профессиональной пригодности педагога уделялось советскими исследователями (Л.М. Ахмедзянова, Т.А. Воробьева, В.А. Сластенин, А.И. Щербакова и др.). Изучение проблемы продолжается в настоящее время. В частности, И.Ф. Харламов рассматривает профессионально-педагогическую пригодность как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств учителя, которые призваны обеспечить высокую эффективность его труда [13].В соответствии с этим определением профессиональная пригодность учителя проявляется не только и не столько в природных задатках, но в личностных качествах будущего педагога. По мнению И.Ф. Харламова, “к числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности... относятся склонность к работе с детьми, коммуникабельность, тактичность, наблюдательность, эмоциональная уравновешенность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе и т.д.” [13, 464]. В высказываниях И.Ф. Харламова о профессиональной пригодности учителя указывается на ее сложность, определяющую роль в развитии и формировании высокого уровня педагогического профессионализма. Он считает, что профессиональная пригодность должна выявляться у будущих учителей в допрофессиональный период, на этапе выбора ими будущей профессии.

При отсутствии профессиональной пригодности во всей ее совокупности, тем более при наличии у человека противопоказаний к выбору педагогической профессии нельзя осуществить качественную подготовку будущего учителя в педагогическом учебном заведении, тщетными окажутся все усилия по формированию его профессионализма в период практической работы в школе.

Какие же конкретные личностные качества должны диагностироваться у будущего педагога как признаки его пригодности к профессии? Во многом они совпадают с рассмотренными нами в педагогической профессиограмме профессионально значимыми качествами (ПЗЛК):

— сформированность нравственных качеств личности. Речь идет о порядочности, трудолюбии, требовательности к себе и другим, скромности и т.д. Белорусский педагог Т.А. Шингерей определяет нравственность будущего учителя как “совестливость мышления” и “природное благородство”, имея в виду “объективное понимание самого себя, умение отдавать предпочтение объективным фактам, осознание мотивов собственной деятельности, справедливую оценку собственных усилий, пусть даже самых безрезультатных” [15, 15];

педагогическая направленность личности (истинно педагогическая мотивация выбора вуза, убежденность в значимости педагогической профессии, интерес к ней, любовь к детям и т.д.);

— сформированность профессионально значимых индивидуально-психологических качеств (желательно сильный тип ВНД, сформированность эмоционального равновесия, оптимизма и бодрости духа, подвижность, быстрота реакции, рефлексивность, умение чувствовать других людей (перцептивность), понимать их внутренне состояние и поступки (эмпативность), правильно оценивать себя и давать себе отчет в своих действиях (рефлексивность) и т.д.);

— как очень важная составная часть профессиональной пригодности будущего учителя рассматриваются его интеллектуальные способности, наличие высокого уровня эрудиции.

Как видим, структура профессиональной пригодности и профессионально значимых личностных качеств в модели личности учителя практически совпадают. Однако разница между ними большая и существенная: все перечисленные качества личности в системе профессиональной пригодности учителя (кроме педагогической направленности) носят общий, практически не профессиональный характер. Они наполнятся педагогическим содержанием в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, приобретут ярко выраженную педагогическую специфику по мере накопления учителем профессионального опыта в процессе практической деятельности с детьми. На момент диагностирования профессиональной пригодности у молодых людей, желающих освоить педагогическую профессию, данные качества могут быть представлены не столь широко, могут быть зафиксированы даже на низких уровнях их развития, однако они должны определяться и проявляться на момент исследования. Их отсутствие обозначает профессиональную непригодность будущего учителя со всеми вытекающими из нее негативными последствиями для общества и самого абитуриента, прогнозирует бесплодность профессиональной подготовки студента (а ведь она требует больших материальных затрат, моральных и физических усилий многих специалистов), невозможность профессионального роста будущего специалиста в области образования.

Для выявления профессиональной пригодности будущего педагога существует множество методик [15]. Она диагностируется в процессе педагогического наблюдения, создания специальных педагогических ситуаций, в которых проявляются необходимые для педагога личностные качества, при помощи специальных тестов и анкет социального, педагогического и психологического характера в процессе профессиональной ориентации школьников.

Необходимость действенной ориентации школьников на педагогическую профессию сегодня диктуется социальными, экономическими и нравственными условиями. В ее основу должен быть положен деятельностно-личностный подход, в соответствии с которым для эффективной профессионально-педагогической ориентации необходимы специальные усилия по ознакомлению школьников с разнообразием и значимостью педагогических специальностей. В школах нужно создавать условия для осуществления общественно-педагогической деятельности ребят (работа ученика в качестве консультанта, помощника педагога в классе, шефство над младшими школьниками, участие в работе кружка “Юный педагог” и т.д.). Ориентация учащихся на педагогические профессии может выполнять одновременно и диагностическую, и когнитивную (познавательную), и конструктивную функции. Последняя предполагает построение, конструирование нужных для педагогической профессии личностных свойств у тех школьников, которые в силу природных задатков могли бы стать в будущем хорошими учителями. К сожалению, сегодня нельзя сказать о том, что работа в данном направлении ведется целенаправленно и качественно (чему свидетельство - результаты исследования вашей мотивации в выборе вуза для обучения, в выборе профессии). Однако педагогическая общественность все больше укрепляется в понимании необходимости осуществлять отбор студентов в педагогические учебные заведения не только по результатам сданных экзаменов по профильным предметам, но и на основе наличия у них профессионально-педагогической пригодности.

Обобщая все вышесказанное, отметим, что в целом профессиональная пригодность учителя проявляется в двух подсистемах:

1. На уровне задатков (крепкое здоровье; здоровая, желательно сильного типа центральная нервная система, совершенные органы восприятия и речи, педагогически обаятельная внешность).

2. На уровне сформированности профессионально значимых личностных качеств: способностей, нравственно-этических свойств, особенностей темперамента, индивидуально-психологических свойств, характера и т.д.

Профессиональная пригодность – основа для успешной профессионально-педагогической подготовки будущего учителя и база для становления профессионализма педагога в самостоятельной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: