Профессиональные противопоказания:
1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания, сексуальная распущенность, сквернословие и т.д.).
2. Нравственная нечистоплотность (стяжательство, непорядочность, беспринципность и т.д.).
3. Рукоприкладство, оправдание применения и применение физических наказаний детей.
4. Грубость, оправдание и применение психологического подавления личности ребенка.
5. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.
6. Лень, безответственность.
В жизни, в педагогической действительности мы не увидим учителя, который воплощает в себе только доминантные и периферийные качества и наоборот. Они комбинируются в личности педагога до бесконечности разнообразно. Эта комбинация и определяет индивидуальный стиль его деятельности, неповторимость профессионально значимых личностных качеств у каждого отдельно взятого педагога. В этом плане тоже возможны типизации личностей и деятельности [17].
Высокопрофессиональный учитель комбинирует в себе большинство доминантных ПЗЛК, этот тип Т.А. Юзефавичус определяет как “положительный, без предосудительного”.
|
|
Может быть комбинация таких качеств, которые определяют тип “положительный с предосудительным, но извинительным”. В нем положительные ПЗЛК преобладают все же над негативными, а негативные качества признаются коллегами и учащимися не столь существенными, так как профессиональная деятельность учителя продуктивна.
Есть тип, который характеризуется как “позитив, нейтрализуемый негативом”: он присущ учителям с ложнопедагогической мотивацией.
К сожалению, сегодня в школах можно встретить учителей, которых нельзя считать таковыми. Они имеют формальное отношение к педагогической профессии, так как в структуре их ПЗЛК есть несколько, иногда много профессиональных противопоказаний, определяющих профессиональную непригодность. В идеале таких людей в педагогической профессии быть не должно. Но жизнь сложна и многогранна, в ней не всегда бывает так, как должно быть.
Одной из причин появления профессионально непригодных к педагогической деятельности учителей является несовершенный механизм приема в педагогические учебные заведения. Общеизвестно, что отбор на педагогическую профессию производится в основном по результатам вступительных экзаменов, на которых определяется достаточный или недостаточный уровень предметных знаний по избранной специальности, но практически не учитывается профессиональная пригодность будущего учителя. В результате школы все чаще сталкиваются с проблемами молодых специалистов, не умеющих и не желающих работать с детьми.