Понятие о педагогической деятельности. Сущность, структура, функции педагогической деятельности

Понятие “деятельность” — категория философская. С одной стороны, она понимается как категория научного знания, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, с другой — как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.

Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом (активным деятелем), включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Выступая как форма бытия человека и способ его существования, деятельность:

— обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение его естественных потребностей;

— является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

— она есть сфера реализации человеком себя как личности;

— деятельность — источник и критерий научного познания, самопознания и саморазвития человека;

— обусловливает преобразование мира на основе его познания [7, 165].

Деятельность характеризуется предметностью [2, 151], социальностью (она всегда носит общественный характер, побуждает людей к обмену ее продуктами, информацией, к взаимопониманию) [7, 166], сознательностью (в процессе деятельности сознание выполняет информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, контролирующую функции) [1, 103 — 104].

Педагогическая деятельность — это особый вид человеческой деятельности, имеющей целенаправленный характер. Она имеет такие же характеристики, как и любой другой вид человеческой деятельности (предметность, социальность, сознательность), но в тоже время является особой, специфической. Ее специфику определяет основная цель педагогического труда — приобщение человека к жизни общества, развитие и формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Б.Т. Лихачев так определяет сущность педагогической деятельности: “Это особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями” [3, 57].

В.А. Межириков и М.Н. Ермоленко рассматривают педагогическую деятельность как “особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе” [4, с. 71].В данном определении трудно согласиться с тем, что сущность деятельности педагога представлена как передача общественного опыта от поколений к поколению. Педагогическую деятельность выполняет педагог, учащийся не является ее субъектом. А слово “передача” предполагает наличие в педагогической деятельности двух субъектов — того, кто передает, и того, кто должен взять. Правильнее все же рассматривать педагогическую деятельность не как средство передачи общественного опыта от старшего поколения младшим, а с точки зрения создания педагогом определенных условий для эффективного усвоения воспитанниками накопленных человечеством культуры и опыта. Усвоение — это уже деятельность самой формирующейся личности, но эта деятельность не является педагогической, это непосредственная деятельность ребенка по усвоению знаний, умений и навыков, мировоззренческих идей, общественного опыта, которую организовывает учитель в педагогическом процессе.

Как личность ученик развивается в многообразной деятельности — в учебно-познавательной, нравственно-этической, эстетической, трудовой, общественно-полезной, художественно-технической, спортивно-оздоровительной и т.д. Он выполняет ее сам, но создает условия для ее выполнения педагог: организовывает разнообразную деятельность детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, руководит учащимися в процессе ее выполнения.

Таким образом, понятия “педагогическая деятельность” и “педагогический процесс” взаимосвязаны, но не тождественны. Педагогический процесс представляет собой обучение и воспитание в школе, во внешкольных учреждениях, их организовывает педагог посредством педагогической деятельности, что и определяет взаимосвязь рассматриваемых в сравнении понятий.

Обучение и воспитание (педагогический процесс) и педагогическая деятельность тесно взаимосвязаны и одновременно противоположны. Воспитание (обучение входит в него) — объективно закономерный исторический процесс. Педагогическая же деятельность как субъективное отражение этого процесса возникает на основе воспитательной практики. Она может отставать от требований жизни, которые неизбежно накладывают отпечаток на характер воспитания, от объективного воспитательного процесса. Может вступать в противоречия с прогрессивными социальными тенденциями и не обеспечивать эффективности воспитания на определенных этапах развития общества.

Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательные влияния жизненных условий и их требования. Этим педагогика как наука вооружает педагогическую деятельность необходимыми достоверными знаниями, обусловливает ее эффективность, способствует разрешению возникающих противоречий между прогрессивными общественными явлениями, воспитанием и педагогической деятельностью.

Б.Т. Лихачев определяет следующие положения, в которых выражается общее и различное, единое и особенное в обучении и воспитании (педагогическом процессе) и педагогической деятельности:

— воспитание как общественное явление возникло одновременно с человеческим обществом, раньше сознательной и профессионально осуществляемой педагогической деятельности. Оно как объективный процесс может осуществляться без профессионально подготовленных специалистов в ходе жизненных отношений детей и взрослых. Педагогическая деятельность родилась в недрах воспитательных отношений как субъективное отражение объективных процессов, как сознательное вмешательство в формирование подрастающих поколений;

— обучение и воспитание — категории более широкие, чем педагогическая деятельность. Порождая педагогическую деятельность и находясь с ней в единстве, обучение и воспитание могут вступать с педагогической деятельностью в противоречия и несоответствия, обусловленные отставанием целенаправленной подготовки детей от требований развивающейся и изменяющейся жизни;

— назначение обучения и воспитания — удовлетворение жизненно важных потребностей общества. Цель педагогической деятельности — охват педагогическим влиянием всей детской жизни в социуме;

— воспитание имеет общественной функцией подготовку производительных сил. Педагогическая деятельность наряду с этим ставит задачу формирования определенного типа личности и развитие индивидуальности ребенка;

— в обучении и воспитании средствами влияния на детей являются вся совокупность общественных отношений и активная самодеятельность детей, что приводит к известной стихийности, непредсказуемости результатов формирования личности. Педагогическая деятельность сама является средством воспитания. При эффективном, правильном ее осуществлении педагогами преодолевается известная стихийность в личностном формировании ребенка;

— в воспитании принимают участие все: взрослые и дети, природа и среда, вещи и явления. Педагогическая деятельность осуществляется специально подготовленными специалистами, учительством, призванным реализовать общественные идеалы, организовать воспитательное влияние природы, среды и общественности на личность ребенка [3, 58 — 59].

Итак, педагогическая деятельность, органическая, сознательная и целенаправленная часть учебно-воспитательного процесса, является одной из важнейших функций общества, которую призваны выполнять специально подготовленные люди — педагоги, учителя, воспитатели.

В данном контексте мы можем говорить о тождественности понятий “педагогическая деятельность” и “педагогическая профессия”.

В прошлой лекции мы достаточно подробно рассмотрели специфику педагогической профессии (педагогической деятельности) и убедились в ее особенности, неповторимости и социальной уникальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: