Эстетические чувства и оценки, особенности становления их у детей

При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей возникает волнение, в котором неосознанно имеется эстетическое чувство. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы:

- чувство цвета, когда чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний.

- чувство ритма, которое возникает тогда, когда воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей.

- цельность, гармоничность формы

- чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек.

Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям. Развитие эстетических чувств позволяет подвести к эстетическим оценкам предмета и отдельных свойств.

Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения – что хорошо, что плохо. Художник помогает выработке такого суждения благодаря выразительности образа, подчеркиванию в нем положительного и отрицательного, используя средства выразительности – цвет.

Чем лучше педагог донесет до детей те средства выразительности, которыми пользуется художник, тем глубже раскроется для них содержание произведения, тем больший эмоциональный отклик оно вызовет.

Свои чувства при восприятии произведений искусства дети выражают ярко, непосредственно. Педагог расширяет и углубляет эмоциональные проявления детей, дает им должное направление. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их.

Оценочное отношение у детей выражается в предпочтении одного произведения другим. Дети просят показать еще раз то, что им понравилось и запомнилось. Появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: