double arrow

Методика формирования восприятия художественного произведения.


При ознакомлении с искусством педагог, прежде всего, воспитывает у детей интерес и вызывает внимание к произведению. Постепенно воспитывается способность восприятия художественного произведения. При рассматривании произведения, дети интересуются тем, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых не знали. Восприятие предполагает интерес не только к содержанию изображенного, но и к форме, в которой выражен образ, к средствам изображения, которые делают образ выразительным. Для восприятия характерно переживание того, что воспринимается, заинтересованное отношение к изображаемым явлениям.

Формирование у детей художественного восприятия, т.е. умения рассматривать произведения искусства, выделять его особенности и понимать идею рассматривали многие. Было выделено 3 ступени, которые сменяют друг друга в процессе восприятия.

1 фаза: целостное восприятие произведения. На этой фазе осуществляется первый контакт зрителя. Основные эмоции – нравится, не нравится. Время контакта зависит от того, какое впечатление произвело произведение на зрителя. Главная позиция зрителя ответить на вопрос: про что картина? – изучение предмета, установление связи (пространственной, временной, следственной), пытается понять сюжет и настроение картины – ее содержание.




2 фаза: аналитическая. Зритель отвечает на вопрос: как это написано? Эмоции отступают на второй план. Зритель анализирует средства выразительности и материалы, т.е. форму произведения. Фаза очень рациональная, в работу включается мыслительная деятельность, а не эмоции. Зритель выделяет средства выразительности и отвечает на вопрос: почему именно это средство выразительности выбрал художник?

3 фаза: целостное обогащенное восприятие. Сбор впечатлений о картине. Когда зритель понимает идею, замысел художественного произведения, то главная позиция зрителя ответить на вопрос: Зачем создано произведение? Что хотел сказать этой картиной художник. Зритель анализирует позицию автора, его отношение к миру и оценивает эту позицию. Осмысливается идея произведения.

Полноценное художественное восприятие предполагает все три фазы, они могут быть не последовательными и осуществляться в индивидуальном восприятии человека, но в целом должны пройти все три фазы.

 

Пути формирования эстетических чувств и оценок у детей дошкольного возраста.

 

 







Сейчас читают про: