Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного де­коративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления (блока) взаимосвяза­ны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач оз­накомления с народным творчеством. Внутри каждого направ­ления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует все большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Знания и умения детей постепенно становятся все более полными, точными, разнообразными.

Системообразующим началом работы с детьми (первое на­правление) является формирование у дошкольников эмоциональ­но-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной дея­тельности и осмысленного ее освоения.

Первоначальный процесс приобщения строится на эмоцио­нальной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с искусством.

Содержание, формы и методы работы. Экскурсию на соответствующее производство (в художест­венный цех, мастерскую и т.п.). Организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении.

Посещение мастерских, выставок должно быть неод­нократным (с определенным объемом информации, но предпола­гающим всякий раз углубление и уточнение знаний).

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскры­вающий в доступной и интересной форме небольшой объем ин­формации об истории художественного промысла, его особенно­стях будет полезен самым старшим детям. После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.

Без специального обучения, для которого необ­ходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложен­ной выше, сосуществует и взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств), характера познавательной деятельности, а значит, степени само­стоятельности и творчества детей. Поэтому использование мето­дов и приемов обучения также должно быть системным.

Одна из проблем методики обучения декоративному рисова­нию - отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы, которые дети могут ос­воить. Это точки, мазки, колечки... по существу, это элементы дымковской росписи. В старшей группе - городецкая роспись, в под­готовительной - городецкая, хохломская, жостовская и др. Однако ни в одной из программ не дается точный набор элементов. Зада­ча педагога - определить их самостоятельно. Если учесть, что характер выбираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора довольно широк и его трудно, да и бесполезно регламентировать.

Кроме элементов педагогу следует отобрать наиболее типич­ные и доступные детям композиции узоров. Типичные компози­ции связаны с расположением элементов узора на бумаге разно­го формата.

Цвет - одно из выразительных средств в декоративном рисова­нии. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. В городецкой росписи сочетание холодных (синий, голубой, белый, черная или белая «оживка») или теплых тонов (бордо, красный, розовый, белый) и зеленые листья.

Итак, в основу усложнения программного содержания занятий от группы к группе должна быть положена последовательность освоения детьми основных изобразительно-выразительных средств (элементов, колорита, композиций).

Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение про­граммного содержания идет по линии определения степени само­стоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем зна­ний и умений детей в восприятии и замысливания образа, приме­нении изобразительных способов его воплощения.

В системе работы используется сочетание разных типов заня­тий, и процесс обучения соответственно предусматривает началь­ное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

Системе задач соответствует и система методов, приемов обу­чения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов.

Таким образом, в основу системы занятий положена последо­вательность формирования обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Это находит отражение и в методике проведе­ния занятий, усложнение задач и методов работы с детьми в разных возрастных группах.

Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям это­го возраста доступно выполнение узоров из таких простых элемен­тов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на ее приме­ре можно учить детей декоративному рисованию. Однако роспись объемной игрушки пока недоступна детям.

В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дым­ковской росписи.

Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дым­ковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов), а может быть и более современным.

Дымковская игрушка рассмат­ривается так же, как любое другое произведение искусства. Сна­чала это целостное эмоциональное восприятие, связанное с узна­ванием содержания (петух, козлик) или назначения (разделочная доска). Внесение игрушки может быть с элементами сюрпризности, игры, сопровождаться песенкой, загадкой, образными ком­ментариями: «Хвост у птицы колесом да с узорами». Затем обра­щается внимание на выяснение причин, обусловливающих красо­ту изделия (узор). После этого рассматриваются элементы узора, их цвет и расположение. Завершается рассматривание целостным восприятием, любованием. Полезно вместе с детьми разместить изделие на видном месте. При подготовке к занятию педагог воз­вращается к рассматриванию того же или других, а может быть нескольких предметов. В зависимости от ведущих задач занятия внимание детей фиксируется на элементе, который предстоит ус­воить, на колорите или композиции.

В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления до­школьников с каким-то видом искусства. В этом возрастном пе­риоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. В данном случае с самой игрушкой

Со среднего возраста в декоративном рисовании важно фор­мировать чувство формы. Для этого надо обращать внимание дошкольников на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов. Педагог должен отме­тить зависимость выразительности узора (всего изделия) от соот­ветствия композиции форме. Красоту создает не только ритмич­ное расположение однородных элементов (по углам - круги и точки, а в центре - кольцо и кружок), но и ритмичное расположе­ние цветовых пятен (во всех четырех углах элементы одного цвета, иначе некрасиво).

Поскольку в средней группе дети впервые осваивают все эле­менты узора и простейшие композиции, то образец, предлагае­мый для прямого следования, применяется всякий раз при освое­нии новой композиции, или нового элемента. После анализа об­разца на его основе дается показ способа изображения нового элемента. Этот показ может быть неоднократным и общим для всех в начале и в середине занятия (при типичной ошибке детей). В процессе исполнительской части деятельности на первых заня­тиях широко применяется индивидуальный показ, по необходи­мости - совместное изобразительное действие, тогда дети лучше чувствуют его характер, ритм. В средней группе очень эффектив­ны самодельные настольные игры, игры по типу фланелеграфа, в которых дети выкладывают красивые узоры. Причем для освое­ния композиции совсем не важно, какие элементы узора исполь­зуются. Они необязательно должны быть столь же просты, как те, что будут изображаться на рисунке. Это могут быть и цветы городецких узоров. В данном случае важно посмотреть, есть ли ритм, симметрия в выборе и расположении однородных элемен­тов, цветовых пятен.

При анализе выполненных детских работ в этой группе обя­зательно нужно использовать игровые приемы обучения. В этом случае детям более понятен смысл декоративной художе­ственной деятельности - украшение предметов. Поэтому дым­ковские козлики и кони как будто пьют водичку из круглых расписных чашек, барыни примеряют фартуки, некоторые вы­бирают подносы, украшенные так же, как их платья (элементы, цвет). Расписанными детьми коврами, салфетками, полотенца­ми можно украсить интерьеры кукольных уголков. Там, где в группе есть место для демонстрации красивых вещей, произве­дений искусства, можно объединить настоящую дымковскую игрушку с детскими рисунками - получится яркое живописное пятно, радующее глаз.

После такого занятия и анализа работ непременно нужно по­ложить тот же материал (бумагу, гуашь) в зону самостоятельной изобразительной деятельности. Если дети были увлечены инте­ресным занятием, они непременно присядут к столу, подойдут к мольберту с незаконченной работой.

Цикл занятий включает: занятия по ознакомлению с новыми элементами, композициями узоров; занятия, на которых дети уп­ражняются в освоении элементов, композиций, применении и со­четании разных цветов в узоре, в умении выполнять узор в соот­ветствии с формой листа; занятия, на которых дети выполняют узор самостоятельно, творчески применяя усвоенные элементы, способы создания композиции узора в соответствии с формой.

В средней группе следует особенно следить за тем, чтобы на одном занятии не было сразу двух новых задач - освоения нового элемента и новой композиции. Новые элементы осваиваются при создании узора на полосе. Это более доступно детям и позволяет усложнять композицию рисунка, повторяя элемент, чередуя эле­менты и цветовые пятна.

При начальном освоении композиции на квадрате следует ис­пользовать знакомые элементы. На повторном занятии можно вводить новый элемент, сочетая с известными, и вписывать в но­вую композицию.

Дозировка степени сложности работы определяется педагогом с учетом особенностей детей, характера общевоспитательной, предварительной работы.

При подгрупповом ведении занятия индивидуальный подход к ребенку необходим и возможен. Главная задача - определить воз­можную самостоятельность детей и адекватный характер помощи.

1. В следующих возрастных группах (старшей, подготовитель­ной) идет дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности. Происходит более глубокое озна­комление с народным декоративным искусством, у детей форми­руется уважение к этому труду. Среди задач по освоению соответ­ствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Ребята осваивают характерные цветовые сочета­ния (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов (кувшин, ва­режки, платье и т.д.). Опыт, полученный детьми в предшествую­щей группе, позволяет ставить задачи, предполагающие овладе­ние дошкольниками обобщенными знаниями и умениями, разви­тие у них большей самостоятельности, творчества.

52. Особенности лепки детей дошкольного возраста.

53. Методика обучения лепке детей младшей и средней группы детского сада.

54. Методика обучения лепке детей старшей и подготовительной группы детского сада.

55. Особенности аппликации детей дошкольного возраста и диагностика их проявлений

56. Методика обучения аппликации детей младшей и средней группы детского сада.

57. Методика обучения аппликации детей старшей и подготовительной группы детского сада.

58. Особенности конструирования детей дошкольного возраста и диагностика их проявлений. Методика обучения конструированию детей в разных возрастных группах

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: