Психологические предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте

Учебная деятельность — вид познавательной деятельности самого ребенка. Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определенного типа нужно вначале усвоить общий способ действий.

Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность лич стости, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых то и ребенка-дошкольника Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание Низким является уровень его трудоспособноститності.

Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума К Ушинский утверждал, что \"обучение по принуждению и силой воли\" не способствует пятым созданию развивающих условий * Поэтому воспитание познавательных интересов и потребностей является важной предпосылкой формирования учебной деятельности Ведь устойчивые познавательные интересы вызывают у ребенка желание в сказаться, постоянно получать новые знанияи нові знання.

Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:

- возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;

- разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);

- понимание необходимости и важности учебного материала;

- связь нового материала с усвоенным ранее;

- посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

- яркость и эмоциональность учебного материала;

- положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность

Учебная деятельность является одним из видов познавательной деятельности ребенка Умение работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования Если дети точно выполняют инструкции педагога, они воспринимаются ають от него образ действий для решения конкретно-практической задачи, а для решения группы определенных задач нужно сначала усвоить общий способ диій.

Важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач Дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, а и знания, умения, которые они при этом усваивают При решении практических задач сознание детей переориентируется с конечного результата на способы его достижения Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, т.е. осознавать способ, благодаря которому получают новые знания Такое осознание стимулирует формирование у них новых познавательных действий, а соответственно, и формирование новых сложных знаний Дети пытаются использовать усвоенный способ познавательных действий в новых условиях Решая подобные, но не тождественны задачи, они производят определенные обобщения, на основании которых переносят одержим образом в новые условий умови.

Обучение, направленное на формирование общих способов решения конкретно-практических задач, вырабатывает у детей умение рационально анализировать условия новой задачи, самостоятельно находить способы его в решении которой.

Еще одной предпосылкой успешной учебной деятельности дошкольников является овладение контролем способа выполнения своих действий Учебная деятельность, происходящее на основе образца действий, без сопоставления выполнение ной ребенком действия с образцом (без контроля), лишается своего основного компонента Как свидетельствуют результаты психолого-педагогического них исследований, подготовку к учебной деятельности нужно начинать с ф ормування умений контролировать и оценивать свои действия Такие действия у детей дошкольного возраста формируются стихийно целенаправленный контроль своих действий призван научить дошкольников воспитателямитель.

Дети, воспринимая и анализируя оценки, которыми взрослые характеризуют их работу, критерии, по которым сравнивают их старания и результаты этих стараний, начинают правильно контролировать свои действия, оценивать свои знания и умения У них формируются навыки самоконтроля и самооценки в выполнении учебных задач, появление которых является первым этапом овладения учебной деятельностью.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы действий Основным условием его развития является специальные методы обучения приемов сравнения полученных результатов с заданным способом.

Итак, основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие в них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практичных и познавательных задач; контроль способа выполнения собственных действий Основные компоненты этой деятельности: принятие задачи, выбор путей и средств его осуществления, соблюдения их, контроль, самоконтроль и самопроверка, личностный (мотивационный) компонент; мотивы, побуждающие дошкольников овладеть учебной деятельностью (познавательные интересы) Структура учебной деятельности зависит от компонентов и взаимосвязей между ними.

Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.

Цели обучения — организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуально-личностные задачи обучения. Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества.

Субъект обучения — центральное звено в системе элементов процесса обучения. Преподаватель, обеспечивающий руководство деятельностью обучаемых, выступающих в качестве объектов обучения.

Содержание обучения, определяемое его целями, выражается в ряде основополагающих педагогических документов, так называемых «носителях содержания образования». Среди них главными являются:

§ стандарты;

§ планы;

§ программы;

§ учебники.

настоящее время чаще всего выделяют следующие составные части обучаемости:

♦ обобщенность мыслительной деятельности;
♦ осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно- логической сторон;
♦ гибкость мыслительной деятельности;
♦ устойчивость мыслительной деятельности;
♦ самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.

Наличие этих особенностей в мыслительной деятельности детей и определяет темп их продвижения в процессе обучения. А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у детей. Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности.

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.

II уровень — более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

III уровень — начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.

Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности. Формирование готовности к обучению и Учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них характеризуется; усложнением познавательного содержания; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.

На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их Умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают. У детей среднего дошкольного возраста обнаруживается готовность к усвоению знаний, возникает возможность обучения их на занятиях, постановки перед Ними познавательных задач. Но эти задачи еще непосредственно связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми. В этом возрасте учение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.

У детей старшего детского возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию. Об этом свидетельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших детей выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в настоящее время, но и впрок. Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим.

Учебная деятельность у старших дошкольников ясно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими определенных знаний, умений и навыков. На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности детей и должно быть сформировано к концу дошкольного детства.

Таким образом, полноценное развитие учебной деятельности детей позволяет осуществлять формирование у них психологической готовности к школе, и в частности к школьному обучению.

??????????


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: