Деятельность ПО в РФ регламентируется десятками нормативных актов, т.к. учебная дисциплина «ПО» касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц.
Особенностью нормативного регулирования правоохранит деятельности является то, что нормативные акты, регламентирующие данную деятельность, имеют различную юридическую силу.
Существует несколько классификаций нормативных актов, регламентирующих порядок организации и деятельность ПО
I. Классификация по юридической силе (значению) источника.
· международные договоры;
· Конституция РФ;
· Законы РФ и ее субъектов: ФКЗ; ФЗ; законы субъектов РФ
· Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ РФ;
· Нормативные акты министерств и ведомств, которые являются ПО или осуществляют отдельные правоохранительные функции.
II. Классификация по содержанию нормативных источников.
· общего характера (Конституция РФ, международные договоры РФ)
· об организации и порядке деятельности судов (Закон РФ "О статусе судей");
· о прокурорском надзоре и органах прокуратуры (ФЗ "О прокуратуре РФ", и др.)
· имеющие отношение к организации и порядку деятельности органов предварительного расследования (УПК РСФСР и другие);
· об организации юридической помощи (Положение об адвокатуре и др.)
· об организации и деятельности органов юстиции (Положение о Мин.юсте)
________________________________________________________________________
Вплоть до 1864 г. сохранялась косвенная зависимость судов от Императора и исполнительных органов.
1860 г. – Закон о судебных следователях. Этим самым и была разработана концепция реформы «Основные положения преобразования судебной части в России» (1862 г.).
Судеб. реформа 1864 года (официально шла 30 лет, на деле - 50). Суды присяжных внедрить эта реформа не смогла. Александр II подписал Указ Правительствующему Сенату, утвердив 4 закон. акта, кот. позже стали называться Уставами. Учреждение судебных установлений; Уставы уголовного и гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
В конце 19, начале 20 века широкое распространение приобрели Чрезвычайные суды. Создавались для рассмотрения дел, связ. с посягательством на основы гос. строя.
1917 год – Керенский (Министр Юстиции) издал Инструкцию для временных судов, в их состав входили уже избранные мировые судьи, проходили с участием представителей народа.
1917 – 1924 гг. – период создания чрезвычайных судов (военных трибуналов) параллельно с обычными судами.
К концу данного периода сформировались 3 подсистемы: Общие (общегражданские) суды; Революц. трибуналы; Революц. воен. трибуналы.
Первый процессуальный кодекс РСФСР 1922 года: Решение о восстановлении институтов адвокатуры, прокуратуры.
Итог реформы 1922-24 гг. был подведен принятием Положения о судопроизводстве 22 года (упразднение революционных военных трибуналов, единая система общегражданских судов, сост-х из: народные суды, губернские суды).
Конституция 1953.
1958 год – принятие основного законодательства о судоустройстве СССР..
1960: Закон о судоустройстве, УК, УПК.
1989 год – приняты новые Основы законодательства о судоустройстве.