Организация логопедической работы

В течение учебного года логопед оформляет следующие виды документации:

а) речевую карту;

б) планы (конспекты) фронтальных занятий;

в) тетради для вечерних логопедических занятий воспитателя;

г) отчеты о результатах проведенной работы.

 

А. Речевая карта

Все данные логопедического обследования записыва­ются в речевой карте. При этом указывается уровень сформированности связной речи, обращается внимание на правиль­ность ее фонетического и лексико-грамматического оформ­ления, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, от­мечается сформированность слоговой структуры, сохранность и подвижность артикуляционного аппарата. В речевой карте обязательно приводятся примеры образцов детской речи с лексическими, грамматическими и фонетическими ошиб­ками, например:

Пересказ сказки "Три медведя" (Рома X., 5 лет)

Девитька аблюдиясь и лесу. Гядит — домик. Сея аболь-сой тул. У паля. Босей вед медь десь сей. Влезя а дугой. Небод-но. Влезя амаликий Хоясо.

(Девочка заблудилась в лесу. Глядит — домик. Села на большой стул. Упала. Большой медведь здесь сидел. Влезла на другой — неудобно. Влезла на маленький стульчик. Хорошо.)

Лексические ошибки.

Я буду кораблем (капитаном). (Катя К., 5 лет).

Мальчик колотит дерево (пилит).

Закончив обследование, логопед знакомит воспитателя с основными дефектами в речевом развитии каждого ре­бенка (в соответствии с речевой картой), особенно подроб­но останавливается на содержании коррекционного обуче­ния детей, имеющих наиболее тяжелые отклонения в фонетико-фонематическом развитии. Логопед определяет требо­вания к речи отдельных детей на разных этапах обучения. Каждый воспитатель должен хорошо слышать дефектное произношение звуков, аграмматизм в речи детей, четко представлять картину речевого нарушения, знать, у кого из детей звуки в настоящее время находятся в стадии пос­тановки, закрепления или дифференсации. Это дает воз­можность повседневно следить за речью детей и поправ­лять их на занятиях и вне занятий с учетом их индивиду­альных особенностей.

В конце учебного года в карте фиксируется итог лого­педической работы: отмечаются нескорригированные де­фекты в речевом развитии ребенка, даются рекомендации родителям в отношении дальнейшего обучения.

 

Пример оформления речевой карты

Отбор картинок со звуком с (миска, щенок, фикус, самолет, цапля, сумка, чайник, (курица, чемодан, часы, сова)).

Повторение слогов:

пабапапа какага — какака

дата - дада бабапабапаба

Рассказ по картине (Маша Н., 5,5 лет).

Девоська гибы собиает, сыски. Диевья асут тут, титоцки исо асут тут. Лето.

(Девочка грибы собирает шишки. Деревья растут тут, цветочки еще растут тут. Лето).

Рассказ по серии картин (Дима Е., 5,5 лет).

Наступила зима. Собака повезья шанки, а дети упаи, а шабака за косками бегает. Собака бегает за косками, а коски убегают. А шобака увезля санки, шанки перевернулищ. Кустики голые. Дети упали и лезят на шнегу.

(Наступила зима. Собака повезла санки, а дети упали, а собака за кошками бегает Собака бегает за кошками, а кошки убегают. А собака увезла санки, санки переверну­лись. Кустики голые. Дети упали и лежат на снегу.)

В конце речевой карты дается логопедическое заклю­чение, которое должно соответствовать ошибкам, зафикси­рованным в речи детей.

 

Б. Планирование работы логопеда

В течение года логопед проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции речи. К каждому фронтальному занятию должен быть составлен развернутый план (или конспект), где указаны тема, цель, основные этапы занятия. Нет необходимости писать перспек­тивный план работы, так как имеются государственные про­граммы воспитания и обучения детей 5-6-летнего возраста с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. В конце плана указаны дети> с которыми логопед будет за­ниматься по коррекции произношения, используя разнооб­разный картинный и дидактический материал по формиро­ванию фонетической стороны речи, (см.раздел "Оборудова­ние логопедического кабинета"). Далее даются примерные образцы плана и конспекта фронтального занятия.

 

ТЕМА: Звук л

ЦЕЛЬ: Закрепление четкого произношения звука л в слогах, словах, предложениях.

Анализ и синтез слов типа палка — полка

План

1. Организационный этап.

Назвать картинки, которые выставлены на доске, опре­делить повторяющийся в них звук ("Л").

2. Игра "Кто внимательный": произнесение вслед за логопедом обратных и прямых слогов со звуком л: да ал ла; ол ло ол.

3. Игра "Угадай по цвету предмет".

Отобрать игрушки, про которые можно сказать белый, белая.

4. Физкультминутка (выполняя движения, дети назы­вают потешки:

лалала — Клава куклу купала;

лололо — по небу облако плыло;

лулулуслон уснул в своем углу.

5. Анализ слов палка—полка.

Самостоятельное выкладывание слов кукла, булка.

6. Составление предложений по предметным картин­кам (Голубое платье. Голубой платок. Голубое пальто.)

7. Итог.

Назвать по цепочке по одному слову со звуком л.

Индивидуальная работа: Миша, Таня - звук р; Сере­жа, Оля - звуки с, з и т.д.

 

Конспект занятия

ТЕМА: Звук л

ЦЕЛЬ: закрепление навыка четкого произношения зву­ка л на различном лексическом материале;

анализ и синтез двухсложных слов со стечени­ем согласных звуков в середине слова.

1. Организационный этап.

В группе спрятаны разноцветные конверты с картин­ками. Надо найти конверты белого и голубого цвета, дос­тать картинки и поставить их на доске.

Дети проговаривают картинки: ЛОПАТА, ПАЛАТКА, ПОТОЛОК, ЛУНА, ПОЛ. Определяют повторяющийся во всех словах звук л.

2. Закрепление звука л в слогах.

Логопед предлагает детям запомнить сочетания из 3-х слогов. Если он хлопнет 1 раз, дети интонационно выде­ляют первый слог, если 2 раза - второй слог, если 3 раза - тре­тий: ОЛ ло ло; ла АЛ ла; лу ул ЛУ

3. Игра "Угадай по цвету предмет".

В лесу выросла волшебная елка, на которой все иг­рушки белого цвета: белка, зайка, лошадь, медведь, сова, лиса еж, собака, коза, волк

Дети определяют, про кого можно сказать белый, про кого – белая. Отбирая игрушку, дети называют: "У меня белая лошадь". "У меня белый медведь" и т.д.

4. Дети встают в круг в том порядке, как их назовет логопед: Миша-Оля-Нина; Таня Сергей-Игорь и т.д.

Далее они проговаривают потешки, имитируя соот­ветствующие действия:

Лалала, лалала - Клава куклу купала.

Пололо, лололо по небу облако плыло.

Лулулу, лулулу - слон уснул в своем углу.

Затем дети называют из потешек слова со звуком л в середине слова.

5. Игра "Кто самый догадливый" На доске выставляется схема слова:

 

 
 

Детям предлагается угадать задуманное слово. Оно начинается со звука п, кончается звуком а, в сере­дине звук л. Это вид мебели (ПОЛКА). Далее слово преоб­разуется путем замены гласного звука о на а (ПАЛКА). Дети складывают самостоятельно слова: ПОЛ -ПОЛКА; ПАЛКА - ПАЛКАН.

6. Игра "Расскажи про свой предмет".

Каждый ребенок получает часть разрезанной картин­ки одежды разного цвета. Надо найти свою пару, назвать картинку по цвету, составить предложение:

У меня голубое платье. Мама купила мне голубое платье

У меня белое пальто, я сшила кукле белое пальто.

У меня голубой шарф. Бабушка связала мне голубой шарф.

7. Итог занятия. Дети повторяют, какой звук учи­лись правильно произносить. Встают в круг, бросают друг другу мяч и называют слова со звуком л.

Индивидуальная работа. Миша Таня – звук р; Сережа Оля - звук с, з и т.д.

 

Наряду с коррекционными занятиями логопед в те­чение года должен проводить работу с воспитателями и ро­дителями.

В связи с этим планируется:

1. Проведение семинаров воспитателей, бесед и кон­сультаций.

2. Проверка речи детей всех групп массового детско­го сада, в котором работает логопед.

3. Проведение лекций, открытых логопедических заня­тий для логопедов и воспитателей массовых и специальных детских садов (района, города).

4. Консультативные разборы наиболее трудных детей с привлечением других специалистов (психоневролога, вос­питателя, музыкального работника).

5 Участие в педсоветах районных конференциях, пе­дагогических чтениях.

6. Работа с родителями (индивидуальные беседы, прив­лечение родителей к выполнению домашних заданий, оформ­лению тематических выставок для родителей, проведение родительских собраний, организация выпусков детей, в при­сутствии родителей и пр.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: