Дошкольники, которые имеют отклонения в речевом развитии, должны получить логопедическую помощь в группах для детей с недостатками речи. Это предполагает открытие достаточного количества специальных учреждений и проведение дифференцированного отбора.
От своевременности начала обучения и воспитания этих детей во многом зависит успех дальнейшей работы. Чем раньше ребенок начинает обучаться в специальном дошкольном учреждении, тем более полной оказывается компенсация дефекта и готовность к усвоению школьной программы.
Своевременное и раннее выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи, позволяет вести статистический учет, планирование, открывать группы разного профиля.
Проверять речь детей рекомендуется начинать с младшей группы детского сада. При этом особое внимание уделяется тем детям, у которых в три — три с половиной года фразовая речь или отсутствует, или представлена в виде отдельных лепетных сочетаний, например:
Пи асю —пить хочу (3 г. 8 м.).
|
|
Be ди ко — Вера ходит в школу (3 г. 8 м.).
Дай се — дай еще (3 г. 11 м.).
Эта везе таки сека — Эта везет санки по снегу (4 г.).
В течение года логопед детской поликлиники или логопед детского сада не реже одного раза посещает все возрастные группы, выявляя тех, кто нуждается в целенаправленной логопедической помощи. Эти дети направляются на медико-педагогическую комиссию. На тех, кому рекомендуется посещение группы, составляется логопедическая характеристика. В ней указывается:
а) владеет ребенок фразовой речью или говорит от дельными словами;
б) как пользуется в самостоятельной речи лексико-грамматическими категориями;
в) насколько сформирована произносительная сторона речи и слоговая структура слов;
г) каковы отклонения в развитии фонематического слуха.
Заканчивается характеристика логопедическим заключением и рекомендациями к зачислению ребенка в группу соответствующего профиля.
Если ребенок посещал детский сад, родители представляют характеристику воспитателя. В ней, кроме формальных данных о ребенке, необходимо отметить:
а) когда ребенок начал посещать детский сад;
б) как быстро он освоился в новом коллективе;
в) как относится к окружающим его взрослым и детям;
г) как усваивает программный материал по всем видам учебной деятельности, в чем испытывает затруднения;
д) насколько внимателен, усидчив, заинтересован и целенаправлен на занятиях;
е) как организует свою игровую деятельность (играет творчески; быстро переключается с одного вида занятий на другой; бессистемно манипулирует отдельными игрушками и т.д.); является ли ведущим в игре или ведомым; играет молча или пытается оречевлять то, что делает;
|
|
ж) как выходит из положения в конфликтной ситуации (уступает или агрессивен);
з) как относится к своему речевому дефекту (равнодушен, озлоблен, переживает, болезненно раним);
и) каковы навыки самообслуживания;
к) насколько опрятен в одежде.
Все отобранные дети обследуются врачом-психоневрологом, который дает заключениеоб интеллектуальном развитии ребенка, об отсутствии или наличии органического поражения ЦНС, что может быть одной из причин речевой недостаточности.
Справка от врача-отоларинголога содержит данные о состоянии слуха и ЛОР - органов.
Медико-педагогическая комиссия оформляет журнал регистрации детей. В нем фиксируются данные о ребенке, диагноз и заключения специалистов, направивших его на комиссию. Здесь же записываются рекомендации о зачислении ребенка (указывается профиль группы), определяется срок его обучения (1-2-3 года). Если имеются какие-либо противопоказания, дается родителям мотивированный отказ с соответствующими рекомендациями (в каком учреждении должен находиться ребенок), В журнале медико-педагогической комиссии есть графа, где указывается дата выпуска ребенка (в школу, детский сад), заключение о его речи. Таким образом, четкое ведение этого журнала дает возможность составить сведения о том, какое количество детей и с какими нарушениями нуждаются в специализированной помощи, какова эффективность логопедической работы.