Отбор детей в специальные детские сады

Дошкольники, которые имеют отклонения в рече­вом развитии, должны получить логопедическую помощь в группах для детей с недостатками речи. Это предполагает открытие достаточного количества специальных учрежде­ний и проведение дифференцированного отбора.

От своевременности начала обучения и воспитания этих детей во многом зависит успех дальнейшей работы. Чем раньше ребенок начинает обучаться в специальном до­школьном учреждении, тем более полной оказывается ком­пенсация дефекта и готовность к усвоению школьной про­граммы.

Своевременное и раннее выявление детей, нуждающих­ся в логопедической помощи, позволяет вести статистический учет, планирование, открывать группы разного профиля.

Проверять речь детей рекомендуется начинать с млад­шей группы детского сада. При этом особое внимание уделя­ется тем детям, у которых в три — три с половиной года фразовая речь или отсутствует, или представлена в виде отдельных лепетных сочетаний, например:

Пи асю —пить хочу (3 г. 8 м.).

Be ди коВера ходит в школу (3 г. 8 м.).

Дай се — дай еще (3 г. 11 м.).

Эта везе таки сека — Эта везет санки по снегу (4 г.).

В течение года логопед детской поликлиники или логопед детского сада не реже одного раза посещает все возрастные группы, выявляя тех, кто нуждается в целе­направленной логопедической помощи. Эти дети направля­ются на медико-педагогическую комиссию. На тех, кому рекомендуется посещение группы, составляется логопеди­ческая характеристика. В ней указывается:

а) владеет ребенок фразовой речью или говорит от­ дельными словами;

б) как пользуется в самостоятельной речи лексико-грамматическими категориями;

в) насколько сформирована произносительная сто­рона речи и слоговая структура слов;

г) каковы отклонения в развитии фонематического слуха.

Заканчивается характеристика логопедическим заклю­чением и рекомендациями к зачислению ребенка в группу соответствующего профиля.

Если ребенок посещал детский сад, родители пред­ставляют характеристику воспитателя. В ней, кроме фор­мальных данных о ребенке, необходимо отметить:

а) когда ребенок начал посещать детский сад;

б) как быстро он освоился в новом коллективе;

в) как относится к окружающим его взрослым и де­тям;

г) как усваивает программный материал по всем видам учебной деятельности, в чем испытывает затруднения;

д) насколько внимателен, усидчив, заинтересован и целенаправлен на занятиях;

е) как организует свою игровую деятельность (играет творчески; быстро переключается с одного вида занятий на другой; бессистемно манипулирует отдельными игруш­ками и т.д.); является ли ведущим в игре или ведомым; играет молча или пытается оречевлять то, что делает;

ж) как выходит из положения в конфликтной ситуа­ции (уступает или агрессивен);

з) как относится к своему речевому дефекту (равнодушен, озлоблен, переживает, болезненно раним);

и) каковы навыки самообслуживания;

к) насколько опрятен в одежде.

Все отобранные дети обследуются врачом-психоневро­логом, который дает заключениеоб интеллектуальном разви­тии ребенка, об отсутствии или наличии органического по­ражения ЦНС, что может быть одной из причин речевой не­достаточности.

Справка от врача-отоларинголога содержит данные о состоянии слуха и ЛОР - органов.

Медико-педагогическая комиссия оформляет журнал регистрации детей. В нем фиксируются данные о ребенке, диагноз и заключения специалистов, направивших его на комиссию. Здесь же записываются рекомендации о зачислении ребенка (указывается профиль группы), определяется срок его обучения (1-2-3 года). Если имеются какие-либо проти­вопоказания, дается родителям мотивированный отказ с соответствующими рекомендациями (в каком учреждении должен находиться ребенок), В журнале медико-педаго­гической комиссии есть графа, где указывается дата выпуска ребенка (в школу, детский сад), заключение о его речи. Таким образом, четкое ведение этого журнала дает возмож­ность составить сведения о том, какое количество детей и с какими нарушениями нуждаются в специализированной помощи, какова эффективность логопедической работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: