Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей. Режим дня и сетка специальных занятий в значительной степени отличаются от общепринятых. В течение года дети фактически изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи. Важно при этом правильно распределить обязанности логопеда и воспитателя.
В соответствии с "Положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи" в каждой группе работают логопед и два воспитателя. Логопед ежедневно с 9 ч до 13 ч проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Согласно сетке занятий воспитатель планирует занятия по различным видам учебной деятельности, как в первой, так и во второй половине дня. Количество фронтальных логопедических занятий по формированию произношения зависит от периода обучения: в I периоде — 2 занятия, во II — 3, в III - 4 занятия. Фронтальные логопедические занятия проводятся с 9 ч до 9 ч 20 мин, а воспитательные занятия - с 9 ч 30 мин до 9 ч 50 мин. С 10 ч до 12 ч 30 мин дети находятся на прогулке. Индивидуальная и подгрупповая работа, оформление документации, планирование заданий воспитателю по коррекции речи осуществляются логопедом с 9 ч 30 мин до 13 ч. После сна воспитатель 20-30 мин занимается с детьми по формированию речи, после полдника или перед ужином в отдельные дни он проводит занятия по одному из видов учебной деятельности (см. сетку занятий).
|
|
Режим дня детей старшей группы
(от 5-ти до 6-ти лет)
Подъем детей, утренний туалет, дежурство, утренняя гимнастика 7.30—8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30—8.55
1 занятие (проводит логопед или воспитатель) 9.00—9.20
2 занятие (проводит воспитатель) 9.30—9.50
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 9.30—13.00
Подготовка к прогулке, прогулка 10.00—12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30—13.15
Подготовка ко сну, дневной сон 13.15—15.00
Подъем, индивидуальные занятия по заданию логопеда
(проводит воспитатель), спокойные игры 15.00—16.00
Подготовка к полднику, полдник 16.00—16.20
Вечернее занятие (проводит воспитатель) 16.30—16.50
Спокойные игры. Подготовка к прогулке, прогулка 16.50—18.45
Подготовка к ужину, ужин 18.45—19.00
Спокойные игры 19.10—20.30
Подготовка ко сну, ночной сон 20.30—7.30
Примерное планирование занятий логопеда и воспитателей
|
|
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
День недели | Время | Занятие | Кто проводит |
Понедельник | 9.00-9.20 9.30-9.50 9.00-13.00 Вечер | Физкультура Рисование Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Развитие речи | Воспитатель Воспитатель Логопед Воспитатель |
Вторник | 9.00-9.20 9.30-9.50 9.30-13.00 Вечер | Фронтальное логопедическое занятие Математика Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Физкультура | Логопед Воспитатель Логопед Воспитатель |
Среда | 9.00-9.20 9.30-9.50 9.00-13.00 | Аппликация Музыкальное занятие Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) | Воспитатель Музыкальный руководитель Логопед |
Четверг | 9.00-9.20 9.30-9.50 9.00-13.00 | Фронтальное логопедическое занятие Лепка Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) | Логопед Воспитатель Логопед |
Пятница | 9.00-9.20 9.30-9.50 9.00-13.00 Вечер | Математика Музыкальное занятие Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Лепка (конструирование) | Воспитатель Музыкальный руководитель Логопед Воспитатель |
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
День недели | Время | Занятие | Кто проводит |
Понедельник | 9.00-9.20 9.30-9.50 9.00-13.00 Вечер | Физкультура Рисование Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Развитие речи | Воспитатель Воспитатель Логопед Воспитатель |
Вторник | 9.00-9.20 9.30-9.50 9.50-13.00 Вечер | Фронтальное логопедическое занятие Математика Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Физкультура | Логопед Воспитатель Логопед Воспитатель |
Среда | 9.00-9.30 9.30-9.50 9.00-13.00 | Аппликация Музыкальное занятие Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) | Воспитатель Музыкальный руководитель Логопед |
Четверг | 9.00-9.20 9.30-9.50 9.30-13.00 Вечер | Фронтальное логопедическое занятие Лепка Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Музыкальное занятие | Логопед Воспитатель Логопед Музыкальный руководитель |
Пятница | 9.00-9.20 9.30-13.00 Вечер | Фронтальное логопедическое занятие Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Лепка (конструирование) | Логопед Логопед Воспитатель |
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
День недели | Время | Занятие | Кто проводит |
Понедельник | 9.00-9.20 9.30-9.50 9.00-13.00 Вечер | Развитие речи Рисование Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Физкультура | Воспитатель Воспитатель Логопед Воспитатель |
Вторник | 9.00-9.20 9.30-9.50 9.30-13.00 Вечер | Фронтальное логопедическое занятие Математика Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Лепка (конструирование) | Логопед Воспитатель Логопед Воспитатель |
Среда | 9.00-9.20 9.30-9.50 9.30-13.00 Вечер | Фронтальное логопедическое занятие Музыкальное занятие Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Физкультура | Логопед Музыкальный руководитель Логопед Воспитатель |
Четверг | 9.00-9.20 9.30-9.50 9.30-13.00 Вечер | Математика Развитие речи Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Конструирование (лепка, рисование) | Воспитатель Воспитатель Логопед Воспитатель |
Пятница | 9.00-9.20 9.30- 9.50 9.30 -13.00 Вечер | Фронтальное логопедическое занятие Музыкальное занятие Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Рисование | Логопед Музыкальный руководитель Логопед Воспитатель |
|
|
В зависимости от индивидуальных особенностей детей в сетку занятий воспитателя могут быть внесены изменения. Это касается увеличения или уменьшения продолжительности занятий" по отдельным видам деятельности, при сохранении их общего количества. Возможно проведение фронтальных логопедических занятий и занятий воспитателя по подгруппам в зависимости от произносительных возможностей детей. Это поможет педагогу уделять больше внимания каждому ребенку, а детям — проявлять речевую активность в процессе общения со сверстниками.