Постановка и закрепление правильного произношения звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и групповых занятий.
Приемы коррекции звуков - общепринятые в логопедии. В то же время учитывается, что при фонетико-фонематическом недоразвитии недостатки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затрудненном звуковом анализе слова.
Таким образом, перед логопедом стоят две задачи - воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Как только логопед сумеет добиться правильного произношения звука, включается третья задача - выделение звука из состава слова. В педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, и на всех этапах логопедической работы так или иначе взаимосвязаны.
В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, воспитание плавного, правильного произношения слов различной слоговой сложности и словосочетаний выделяется как специальная задача.
|
|
Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее:
общую последовательность логопедической работы;
общепринятую последовательность постановки звуков.
Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящих и шипящих, Р и Л, и в то же время нарушено озвончение, то рекомендуется начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность каждой группы. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: С, С', 3, 3', Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. Озвончение начинается с 3 и Б, в дальнейшем от 3 ставится Ж, от Б - Д, от Д - Г. Последовательность постановки соноров Р и Л индивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к различным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большое количество звуков, к фронтальным занятиям.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка - строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей. Содержание работы будет различным. С одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать на постановку звуков, с другими - больше внимания уделять развитию слухового внимания, звукового анализа, воспитанию грамматически правильной связной речи.
|
|
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (подготовительная группа)
Обследование детей - первые две недели обучения. Развитие внимания к звуковой стороне речи - в течение года.
Развитие слуховой памяти - в течение года Воспитание умения говорить внятно, отчетливо, умеренно громко, в неторопливом темпе - в течение года
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ
Звуки | Кол-во занятий | Дифференциация звуков | Подготовка к овладению | |
на слух | в произношении | |||
У | У от прочих гласных | Выделение ударного гласного из начала слова | ||
А | А от прочих гласных | Анализ ряда типа а - у | ||
ау | А-у | |||
И (пи, ми и т.д.) | И от прочих гласных | и - а; и - у; и - а - у | Анализ ряда типа и - а - у | |
э | Э от прочих гласных | э - и - а - у | ||
п, п' | П - б - п' | Анализ обратного слога, выделение последнего согласного из слов типа мак, кот | ||
т | Т - д - к | |||
К - к' | К - г - т - х | |||
П - т - к | ||||
л | Л' - л - р' | |||
А, и, у, э (повторение) | О - э - и - а - у | Выделение начального согласного и гласного после согласного (кот) | ||
о | ||||
Х, х' | Х - к | |||
К - х | К - х | |||
йот | ||||
Л' - йот | Л' - йот | |||
ы | Ы от прочих гласных | Выделение начального согласного и последующего гласного из слова тира сумка, сани. Анализ прямого слога типа су. Анализ слов типа суп. | ||
Ы - й | Ы - и | |||
с | С - ц - з - ш - ч - щ |