Индивидуальные занятия

Постановка и закрепление правильного произношения звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и групповых занятий.

Приемы коррекции звуков - общепринятые в логопедии. В то же время учитывается, что при фонетико-фонематическом недоразвитии недостатки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затрудненном звуковом анализе слова.

Таким образом, перед логопедом стоят две задачи - воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Как только логопед сумеет добиться правильного произношения звука, включается третья задача - выделение звука из состава слова. В педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, и на всех этапах логопедической работы так или иначе взаимосвязаны.

В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, воспитание плавного, правильного произношения слов различной слоговой сложности и словосочетаний выделяется как специальная задача.

Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее:
общую последовательность логопедической работы;
общепринятую последовательность постановки звуков.

Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящих и шипящих, Р и Л, и в то же время нарушено озвончение, то рекомендуется начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность каждой группы. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: С, С', 3, 3', Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. Озвончение начинается с 3 и Б, в дальнейшем от 3 ставится Ж, от Б - Д, от Д - Г. Последовательность постановки соноров Р и Л индивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к различным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большое количество звуков, к фронтальным занятиям.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка - строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей. Содержание работы будет различным. С одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать на постановку звуков, с другими - больше внимания уделять развитию слухового внимания, звукового анализа, воспитанию грамматически правильной связной речи.


ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (подготовительная группа)

Обследование детей - первые две недели обучения. Развитие внимания к звуковой стороне речи - в течение года.

Развитие слуховой памяти - в течение года Воспитание умения говорить внятно, отчетливо, умеренно громко, в неторопливом темпе - в течение года

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

Звуки Кол-во занятий Дифференциация звуков Подготовка к овладению
на слух в произношении
У   У от прочих гласных   Выделение ударного гласного из начала слова
А   А от прочих гласных   Анализ ряда типа а - у
ау     А-у  
И (пи, ми и т.д.)   И от прочих гласных и - а; и - у; и - а - у Анализ ряда типа и - а - у
э   Э от прочих гласных э - и - а - у  
п, п'   П - б - п'   Анализ обратного слога, выделение последнего согласного из слов типа мак, кот
т   Т - д - к  
К - к'   К - г - т - х  
П - т - к      
л   Л' - л - р'  
А, и, у, э (повторение)     О - э - и - а - у Выделение начального согласного и гласного после согласного (кот)
о      
Х, х'   Х - к  
К - х     К - х
йот        
Л' - йот     Л' - йот  
ы   Ы от прочих гласных   Выделение начального согласного и последующего гласного из слова тира сумка, сани. Анализ прямого слога типа су. Анализ слов типа суп.
Ы - й     Ы - и
с   С - ц - з - ш - ч - щ  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: