Второй период обучения

Вторая половина ноября -первая половина февраля. ·фронтальные занятия -три раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые - ежедневно.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков. Ц, Т, Б, Б', Р, Р', Д, Д', Г, Г, Ш, Л, Ч, Щ в соответствии с индивидуальными планами и планом фронтальных за-нятий

2. Преодоление затруднений в произношении труд-ных по структуре слов, состоящих из правильно про-износимых звуков (строительство, прямоугольник, космонавт и др.).

3. Для детей с элементами общего недоразвития речи - формирование связной, грамматически правильной речи.

Фронтальные занятия

1. Закрепление правильного произношения звуков С (продолжение) С', 3,3', Ц, Т, Б, Б', Д, Д', Г, Г, Ш, Л, Ж, Р,Р'

2. Различение на слух звуков. С-с', З-з', 3-з'-с-с'-ж, Ц-т-с, Б-б'-п-п', Т-д', Д-д'-т-т'-г-т', Г-г', К-к'-д-д", Ш-с-ж-щ, Л-л'-р-р', Ж-з-ш, Р-р'-л-л'

3. Дифференциация правильно произносимых звуков С-С', 3-3', С-Ц, Б-П, Д-Т, Г-К, С-Ш, 3-Ж, С-Ш-З-Ж, Р-Л, Р-Р'-Л-Л'.

4. В связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков:

усвоение слов различного звуко-слогового состава (преимущественно трех-, четырехсложных со слогами различной структуры, например" листопад, постройка);

привлечение внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия, употребление существительных в различных падежах (дрова ‹‡‹љР®‹ѕ‹»в‡і топором, на грядках много в‡і огурцов), согласование прилагательных с существительными в роде, числе (зеленый лист, зеленая ваза, зеленые листья), сравнение и сопоставление личных окончаний глаголов 1-го и 3-го лица настоящего и прошедшего времени (катаю - катал - катают - катали), согласование числительных с существительными (два утенка - пять утят) и т. п,

привлечение внимания к некоторым способам словообразования. дерево - деревянный, кожа - кожаный и т п.;

составление предложений по вопросам, по демонстрации действия, по опорным словам Распространение предложений по вопросам. ¶мение передавать по вопросам содержание короткого рассказа ¶мение при помощи вопросов составить рассказ по картине, по серии картин, используя слова в правильной грамматической форме. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

5. Анализ и синтез звукового состава слова

звуко-слоговой анализ и схема односложных слов типа суп (


КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Тема. Звук С

Цель: закрепление правильного произношения звука С. Деление слов на слоги. Составление предложений по опорным словам. Образование новых слов способом словосложения.

Оборудование: фишки для составления схем; набор картинок для деления слов на слоги; таблица предложений.

1. Организационный этап. Посмотрите на картинку, назовите слова со звуком С и определите позицию этого звука в слове (лес, сова, снег).

2. Постановка цели. Сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где нас ожидают интересные встречи, но чтобы путешествие удалось, надо все знать о звуке С.
Что нам нужно помнить? (артикуляция и характеристика звука С).

а) - У ворот сказочной страны нас встречает Снежная Королева. Она нам предлагает запомнить и назвать только "снежные" слова из всех сказанных ею. Итак, слушайте внимательно:
снег, солнце, снегопад, сахар, снежинка, соль, сыр, сосна, снеговик, снежок*.
Дети отбирают соответствующие картинки.

б) из всех слов подобрать картинки к данным схемам

снег сне жок сне го пад

в) - А тут нас встречает Чиполлино. Помогите ему перекинуть мостик через речку. А мостик выстроить из предложений, которые нужно составить из слов.

Соня, купить, сок. Соня, катать, коляска.

г) Перебравшись через речку по мостику, дети встречаются с Самоделкиньм. Он выстроил для птиц и зверей уютный домик в 3 этажа. На первом этаже поселятся звери и птицы, в названии которых один слог. На втором этаже — в названии которых два слога. На третьем этаже - звери и птицы, в названии которых три слога.

Помогите Самоделкину расселить птиц и зверей в домике (набор картинок с изображением птиц, зверей, в названии которых присутствует звук С).

3. Физминутка.

А сегодня у зимы новоселье, Пригласила нас она на веселье. Дом построен из сугроба А какой вышины? Вот такой вышины. Белый коврик у порога А какой ширины? Вот такой ширины.

4. Образование новых слов способом словосложения. Встреча с Петрушкой.

Петрушка огорчен, он получил от Знайки задание: из двух слов составить одно.

Например: листья падают - (листопад) лес рубит - (лесоруб) снег падает - (снегопад) сено косят - (сенокос) пыль сосет - (пылесос) сам летит - (самолет) сам катит - (самокат)

Предложить придумать предложения с этими словами.

5. Итог занятия. Какой звук повторяли? Какие слова составляли из двух слов? Найти три игрушки, названные этими словами.
Слова, отмеченные звeздочкой предлагают назвать детям, правильно произносящим звук Ж

Тема звук З

Цель: закрепление правильного произношения звука 3. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Согласование прилагательных с существительными.

"НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗООПАРК"

1. Организационный этап. Дети стоят вокруг стола логопеда.

Ребята, мы сегодня пойдем в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем.

Логопед звонит по телефону и имитирует диалог. В конце диалога логопед огорчается и заканчивает разговор словами: "Конечно, мы постараемся помочь".

Слова, отмеченные звездочкой, предлагают назвать детям, правильно произносящим звук Р.

Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Только наш зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдем к столам-клеткам. Все звери оставили нам письма.

Логопед достает из конверта листок с загадкой. А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся.

Загадки:
Это что за зверь лесной встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы, уши больше головы? (Зайка)

Пестрой лентой притворяясь, в зелени травы скользя,
Извиваясь, изгибаясь по земле ползет...... (змея).

Он в заповеднике пасется, как вихрь по прерии несется.
Могуч, отважен, грозен он, зовется этот зверь... (бизон).

Рогатая, а не олень.
Дает молоко, а не корова. (Коза)

По ходу отгадывания загадок логопед выставляет на стол игрушки зверей.

Все наши звери вернулись в зоопарк. Кто живет в нашем зоопарке? (Зайка, коза, бизон, змея).

Интонационно логопед выделяет в словах звук 3.

Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах?... Звук 3 пришел сегодня к нам на занятие.

2. Основная часть. Знакомство со звуком 3.

1) Ребята, в нашем зоопарке есть сказочная поляна. Хотите побывать там?
(Воспитатель включает тихую музыку "Лесной ручей и шумы леса", а логопед вместе с детьми садится на ковер.)

Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите, как поют птицы? Но здесь живут не только птицы, но и еще кто-то. Послушайте: 3-3-3-3. Кто это звенит?.....(комарик)

Логопед держит в руках картинку с изображением комара.

- Посмотрите, я поймала этого озорника и сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко. Как нужно звенеть?...

Логопед подходит к каждому ребенку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук 3.

2) - Молодцы, хорошо помогали комарику. А теперь давайте вспомним, какие гласные звуки мы поем? И сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Живые звуки". Для этой игры нужно четверо ребят. Ко мне подойдут те дети, чье имя я произнесу, показывая зеленый сигнал светофора.

Логопед вызывает 4 детей. Им раздаются линейки с изображением символов гласных звуков:

Ребята, теперь вы не просто дети, а дети-символы. Оля, какой звук изображает этот символ?

Логопед напоминает всем оставшимся детям графическое изображение гласных.

А Сережа будет новьм звуком. Каким? Далее логопед называет гласные звуки, а звук 3 сам становится перед гласньми.

Ребята, звук 3 встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько звуков в слоге? Какой первый? Какой второй?

Образуются слоги ЗА; 30; ЗУ; ЗЫ.

3) - Отгадайте загадку:
От дождя спасает, а сам намокает.
Хотя намокает, но не промокает. (Зонт)

А у меня есть для вас волшебный зонт. Каждый из вас, если я дотронусь до него зонтом, назовет слог с нашим новым звуком и гласным, который я произнесу (30, ЗУ, ЗА).

4) - Теперь давайте вспомним потешки со звуком 3.

Потешки:
За-за-за, за-за-за - здесь стоит коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало сена у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.

Логопед повторяет потешки вместе с детьми, затем потешку проговаривает тот ребенок, до которого логопед дотронется зонтом. Интонационно выделяется звук 3.

(Пока логопед проговаривает вместе с детьми потешки, воспитатель раскладывает по группе 6 конвертов)

5) - А теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы поиграем в игру "Найди конверт". Каждый конверт лежит в условном месте, и я подскажу где. Взяв конверт, вы садитесь на свое место, но конверт не открываете. Миша, твой конверт лежит между столом и стулом.... Паша, твой - на столе.... Катя, возьми конверт, который лежит под столом.... Витя, твой конверт лежит около стула.... Дима, твой - под стулом.... Оля, твой конверт - на стуле.

Игра "Четвертый лишний".

Открыв свои конверты, дети должны отложить ту картинку, которая не подходит к остальным:

1 конверт: мяч, машина, кукла, коза.
2 конверт: слон, медведь, белка, зонт.
3 конверт: кофта, шарф, варежки, змея.
4 конверт: кошка, собака, корова, ваза.
5 конверт: картошка, капуста, морковь, звезда.
6 конверт: лопата, лейка, ведро, мозаика.

Дети откладывают неподходящую к остальным картинку. Например, в первом конверте картинки с изображением мяча, машины, и куклы относятся к разряду "игрушки", и ребенок должен без труда выделить "козу", не входящую в этот разряд. Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит звук 3.

Назовите лишнюю картинку. Паша, поставь свою картинку на доску.

Все дети выставляют свои "лишние" картинки, предварительно называя их.

У последнего ребенка спрашивают, какой звук повторяется во всех этих словах, предварительно ребенок перечисляет все предметы, изображенные на картинках.

6) Физминутка "Зайчики".

(Воспитатель ставит веселую музыку, и под нее дети вместе с логопедом выполняют ритмичные движения). Поднимайте плечики, прыгайте, как зайчики. Прыг-скок, прыг-скок, на травку присядем. Тишину послушаем, морковку покушаем. Тише, тише, высоко прыгай, на носках легко!

7) Логопед вместес детьми подходит к фланелеграфу, на котором прикреплены клетки. В специальное отверстие логопед вставляет картинку с изображением козы, а затем меняет ее на картинку с изображением коз.

Ребята, все звери вернулись к себе домой в клетки. Вот в этой клетке живет коза. А в клетках...... (козы).

Логопед заменяет поочередно животных, а дети отвечают на вопросы, кто где живет.

8) - К нам в гости хотели придти три куклы: Катя, Маша и Зоя. Как вы думаете, какая кукла к нам придет?... Ее имя начинается на звук 3.
Логопед ставит на стол куклу Зою.
Наша Зоя любит все озорное, забавное. Даже про ее гостей можно сказать, что они забавные. Посмотрите, кто пришел в гости к Зое? (Зайка.) У Зои зайка какой? (Забавный.)
Логопед выставляет на стол бизона, козу и задает аналогичные вопросы.

9) - Ребята, у куклы Зои недавно был день рождения. И друзья подарили ей...... А вот что ей подарили, вы сейчас сами поймете.

"История Зои"
Зое подарили....... (Логопед показывает детям зонт и ставит около куклы.)
На улицу Зоя пошла без........
Пошел дождь и Зоя вернулась домой за своим.......
От дождя Зоя укрылась под....
Красивую ленточку Зоя привязала к.......

Вот такая история про Зою.

3. Итог занятия. Ребята, сегодня у нас в гостях какой был звук? Вы узнали много слов с этим звуком. А сейчас назовите слова со звуком 3, которые вы запомнили.

Логопед опрашивает всех детей, и те, кто назвали слова правильно, подбирают с пола специально рассыпанные воспитателем маленькие розовые квадратики. У кого квадратиков окажется больше, тому логопед дарит зонтик, который ребенок наклеивает вечером к себе в тетрадь.

Тема. Звук Ш

Цель: закрепление правильного произношения звука Ш. Звуко-слоговой анализ, схемы слов: шут, мишка, машина. Знакомство с буквой Ш. Чтение и преобразование слогов.

1. Организационный этап. Дети гуляют по группе. Играет тихая музыка. Дети ищут разложенные в разных местах части разрезных картинок. Как только заиграет громкая музыка, каждый берет по одной части картинок, а затем ищет "свою пару" так, чтобы собрать всю картинку (кошка, петушок, кукушка и т. д.). Такими парами дети садятся за столы.

2. Логопед называет загадки, а дети поднимают руку, если их картинка соответствует отгадке. Например:

Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песни поет. (Кошка)

В лесу одна смешная птица
Весь день поет "ку-ку":
Никак не может научиться петь,
Как петух, - "кукареку".(Кукушка)

Он в землю носом постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (Петушок)

Дети запоминают и повторяют отгадки, определяя при этом, какой звук повторяется во всех этих словах (Ш).

3. Логопед напоминает детям, что каждый звук имеет свою фотографию (букву). Дети открывают конверты, лежащие у них на столах, и складывают из полосок букву Ш.

Выбирается ведущий. Он подходит к каждому ребенку и тихо называет ему разные гласные звуки: А, У. Тот выбирает из разрезной кассы соответствующую букву. И складывает слоги ША, ШУ.

Затем проводится работа по преобразованию слогов:

ША-> АШ

ШУ -> УШ

4. Детям предлагается произнести чистоговорки со слогами ША, ШУ, АШ, ОШ.

Ша-ша-ша - У Даши каша.
Шу-шу-шу - Даша кушает кашу.
Аш-аш-аш - У Паши шалаш.
Ош-ош-ош - У Миши ковш.

5. Ведущий вместе с выбранным им помощником развешивают на доске конверты разного цвета с наклеенными на них геометрическими фигурами. Дети достают из них карточки со схемами слов разной сложности: и подбирают соответствующие картинки (мишка, шут, машина).
С каждым из этих слов придумывают предложения.

6. Итог занятия.
Дети называют звук, который учились правильно произносить. Дети встают в круг в той последовательности, в которой их называет логопед. Предлагается игра: -"Большой - маленький". Логопед, бросая ребенку мяч, называет слово, а ребенок, возвращая мяч, изменяет слово так, чтобы в нем появился звук Ш (ухо -ушко, петух - петушок, камень - камешек и т. д.).


Тема. Звуки С-Ш

Цель: закрепление правильного произношения и различения звуков С, Ш. Преобразование деформированного текста.

1. Организационный этап. Логопед предлагает добавить в имена недостающий слог СА или ША: Да.. (ша), Али..(са), Ми.. (ша), Раи..(-са), Ната..(ша), Лари-.(са).

2. - Угадайте задуманное слово. В нем есть звук С. цапля, щенок, носки, заяц;

огурец, плащ, маска, забор.

Найдите эти предметы в группе. Слова со звуком Ш:

зубы, чайник, шишки, жук;

тазы, щепка, ъмашина, собака.

Найдите эти предметы. Поставьте их в той последовательности, в которой я назову: носки, шишки, маска, машина.

Какие звуки слышатся в словах? Кто помнит, какой звук С (Ш)? (Глухой, твердый, свистящий), (шипящий).

Возьмите карточки звуков С и Ш. Когда услышите свистящий С - поднимите карточку "Насос", шипящий Ш - карточку "Шина": Т, Ш, Б, С, ША, ШО, СА, СО, АС, УС, АШ, УШ и т. д.

3. "Хитрые звуки" - звуки убегают из разных слов, меняя их значение. Например: миска - мишка.

Девочки берут "фотографию" звука С, а мальчики -звука Ш.

а) Логопед: Какой звук убежал?

но. - нос на. - нас на. - наш но. - нож(ш)

ма.ка - маска ка.ка - каска ма.ка - мошка ка.ка - кашка

4. - К нам в гости придут звери. Угадайте какие:

Лежит под крылечком, хвост колечком.(Собака) Усище, хвостище, а моется всех чище. (Кошка)

Составьте предложения про собаку по кличке Пушок и кошку Машку по опорным словам.

Собака Пушок, кошка Машка, спать, сад, в. Слива, упасть, на нос, кошка. Машка, сказать, "Пушок, ты шалишь!" Собака, скулить: "Яне шалю!"

б) - Назовите действия, которые могут выполнять кошка и собака, но чтобы в словах были звуки С или Ш.

Шипеть, скулить, ласкаться, шалить, чесать и т. д. 5. Заучивание текста.

6. Итог занятия.

Вспомните и назовите слова со звуком С (Ш), которые правильно произносили на занятии. Найдите в группе такие предметы или картинки.

Тема. Звук Р

Цель: закрепление правильного произношения звука Р. Преобразование слов путем замены первого звука. Составление предложений по демонстрации действия с глаголами единственного и множественного числа.

Оборудование: предметные картинки, наборы слов для составления схем.

1. Организационный этап.

Детей просят вспомнить, как кричит ворона, когда она дразнит собаку. Дети отвечают: карр-карр!

Как рычит собака при этом на ворону? Дети отвечают: р-р-р!

Логопед предлагает подумать и ответить, какой звук встречается и в карканье вороны, и в рычании собаки. Дети отвечают, что звук Р.

Далее уточняется, какой это звук: согласный, твердый. Логопед спрашивает, как он правильно произносится.

2. Повторение слоговых рядов:

тра -тро -тру -тры атр -отр -утр - итр рта -рто -рту-рты

3. Выделение звука Р:

а) как заводится моторчик? Как рычит щенок? Как рычит тигр?

Придумайте свои звукоподражания. б) - замените первый звук слова на звук Р:

губка нога кот танец лампа мак мычать коза дом пугать мука шов

Дети объясняют значение новых слов.

4. - Поиграем в "добавлялки" Логопед читает четверостишие, а детям надо добавить недостающее слово:

Белокрылый альбатрос
Верен морю, как... (матрос)

Как бы мне пошла кор-рона! -
Важно каркает... ворона)

Жарким летом по горам
В шубе бегает... (баран)

В колючках еж и ерш
Но сразу разберешь:
Кто ежится - тот... (еж),
А кто ершится... (ерш).

5. Игра "Поможем Петрушке"

Дети увидели, что появился Петрушка, который читает смешные стишки, но забывает последние слова. Дети помогают ему вспомнить их:

Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь:
"Кошка, брысь!"
Потому что это...... (рысь)

В реке большая драка -
Поссорились два... (рака)

Ра-ра-ра, ра-ра-ра - начинается... (игра).
Ры-ры-ры, ры-ры-ры - у Ромы в руках... (шары).
ру-ру-ру, ру- ру-ру - продолжаем мы... (игру).

6. Игра -"Слушай и выполняй"-.

Логопед просит детей придумать действия, в названии которых есть звук Р (прыгать, играть, ронять, продавать).

Ведущий, обращаясь к детям, сначала к каждому в отдельности, а потом - к нескольким, дает задание выполнить одно из этих действий. Например: "Рома, прыгай (корми рыб)!" "Рома и Вера, прыгайте (кормите рыб)!". Составляются предложения:

"Рома прыгает (кормит рыб)". "Рома и Вера прыгают (кормят рыб)".

7. Итог занятия.

Чему мы сегодня учились на занятиях? Дети повторяют звук Р, который учились правильно произносить.

Дифференцированная оценка работы детей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: