Сорокин З. А. В небе Заполярья. - 1-е изд

Книга известного летчика-истребителя. Героя Советского Союза о воздушных боях в небе Заполярья, о товарищах-однополчанах, не знавших страха в борьбе с фашистскими захватчиками.

Год издания:1963.

БОРИС САФОНОВ. ЛЕТЧИК - ЛЕГЕНДА.

Бори́с Феокти́стович Сафо́нов

(26 августа 1915 — 30 мая 1942)

советский лётчик,

участник Великой Отечественной войны,

дважды Герой Советского Союза.

Первый дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны,

лучший советский лётчик-истребитель 1941—1942 годов.

 

Талантливейший летчик-истребитель морской авиации Борис Сафонов погиб еще на первом году войны, однако его заслуги столь велики, что пришлись бы впору многим прославленным асам, сражавшимся и над Берлином.

Писать о Борисе Сафонове начали сразу же после первого сбитого им вражеского самолета, а после его трагической гибели – жизнь и боевая деятельность Сафонова стала отдельной темой многих писателей и его сослуживцев.

В наши дни имя легендарного морского летчика снова появилось на страницах печати в связи с полемикой о достоверности астрономически больших счетов воздушных побед асов люфтваффе.

Сравнивая боевую деятельность советских летчиков с фашистскими, авторы большинства публикаций по праву ставят имя Бориса Сафонова в один ряд с именами наших самых результативных асов – Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина.

Разница лишь в том. что в то время, когда Покрышкин еще только овладевал азами своей будущей воздушной стратегии – «высота-скорость- огонь», а Кожедуб в глубоком тылу обучал курсантов летному мастерству, громкая слава о летчике-североморце Сафонове уже была на устах пропагандистов и страницах печати.

Что же позволило Сафонову в первый. самый трудный год войны, сражаясь с опытными и уверовавшими в свою непобедимость пилотами люфтваффе. не погибнуть, а стать первым советским асом? Думается, не только любовь к Родине и ненависть к врагу – именно эти факторы было принято считать до недавнего времени основными в достижении всех и всяких военных побед.

Биография.

Родился Сафонов в 1915 году в селе Синявино Тульской области. Окончил школу - семилетку, железнодорожное ФЗУ в городе Туле. В период обучения, с 1931 года начал заниматься в Тульском аэроклубе: сначала в кружке планеристов, а через год зачисляется курсантом-летчиком. Тоже не бог весть какое достижение, в межвоенный период страна бредила небом, мальчишки хотели стать летчиками так же, как потом их сверстники из 1960-х — космонавтами.

Там, его инструктором в аэроклубе была Валентина Гризодубова, впоследствии знаменитая лётчица, Герой Советского Союза, будущий кумир той самой молодежи конца1930-х. Одним из первых Сафонов становится "Ворошиловским стрелком" 2-й ступени, показав лучший результат в группе.

В ряды Красной Армии призван в 1933 году, и направлен в Первую авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова (после передислокации из Севастополя школы военных лётчиков- Качинское училище лётчиков. (Посёлок Кача в Крыму основан в 1912 году на месте хутора Александро-Михайловка, на базе которого позднее создано Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков)).

Дислокация 1910—1912 Севастополь 1912—1941 Кача 1941—1954 Красный Кут 1954—1998 Волгоград

 

 

Первую авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова окончил в ноябре 1934 года, с высшими оценками по технике пилотирования, воздушной стрельбе, материальной части

Службу начал в составе 40-й авиабригады Белорусского Военного округа, где летал на И-15.

С 1934 по 1940 годы рядовой пилот, инструктор парашютно-десантной службы, помощник военкома эскадрильи по комсомольской работе Б.Ф. Сафонов служит в 106-й авиационной эскадрилье 40-й авиационной бригады Белорусского Военного Округа, где целеустремленный летчик сразу был замечен не только командиром отряда И. Якубовичем, но и командиром бригады, впоследствии начальником ВВС РККА дважды Героем Советского Союза Я.В. Смушкевичем. Сослуживцев Сафонова удивляли его исключительная настойчивость, стремление к основательности во всём: весь свой досуг он отдавал самообразованию. Круг его интересов включал как специальные авиационные дисциплины, так и общеобразовательные - физику, историю, литературу. Все отмечали его ораторский талант - умение убедительно, ярко и красиво передавать свои мысли другим…

 

В 1938 году был переведён в 15-й истребительный авиаполк, где и прослужил до 1940 года.

В конце декабря 1939 года по личному рапорту, молодого лейтенанта Сафонова перевели на Кольский полуостров из Белорусского ОВО на Крайний Север в составе 4-й отдельной истребительной эскадрильи прибыл. Эскадрилья, имевшая на вооружении 15 истребителей И-15бис, вошла в состав недавно сформированного 72-го смешанного авиаполкакомандиром эскадрильи в72-й смешанный авиаполк Северного флота. Там он и встретил войну — в возрасте 25 лет.

Исключительная настойчивость в изучении лётных дисциплин и общеобразовательных предметов, стремление улучшить качество пилотирования самолётов и меткость стрельбы, размышления над тактикой действий истребителей позволили Сафонову ещё перед войной выработать основные правила воздушного боя. Он, например, уже тогда считал лучшей истребительной единицей пару самолётов, а "конус" предпочитал атаковать с пикирования, открывая огонь снизу с дистанции всего 50 - 100 метров. "Лучше иметь меньше пробоин в "конусе", - говорил он, - но зато располагать запасом скорости для последующего маневра".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: