Критерии разграничения полномочий между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния

Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами или другими правовыми актами. В качестве критериев разграничения подведомственности служат:

характер спора;

субъектный состав;

наличие спора;

наличие договора между сторонами спора.

Характером спора определяется подведомственность органам судебной власти.

В силу п. 1 ст. 46 Конституции РФ ("каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод") все граждане имеют право на обращение в суд за защитой своих прав, и возможность судебной защиты по делам самых различных категорий в последние годы имеет устойчивую тенденцию к расширению. Субъектный состав участников спора наряду с характером спора служат критериями разграничения подведомственности между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Наличие спора разграничивает подведомственность юридических дел между судами и нотариусами, органами загсов. Так, подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния определяется в основном наличием или отсутствием спора между супругами (статьи 18 - 23 СК РФ). Наличие договора между сторонами спора разграничивает подведомственность между государственными органами судебной власти и внесудебными органами.

Законодательством могут быть предусмотрены в отдельных случаях и иные дополнительные критерии разграничения подведомственности.

 

Правовые последствия нарушения правил подведомственности в зависимости от стадии, на которой они были обнаружены.

 

В зависимости от времени обнаружения данных нарушений и в зависимости от вида подведомственности возможны следующие последствия:

· 1. П.1 ч.1 ст.134 ГПК – отказ в принятии искового заявления, если нарушение правил подведомственности обнаружено до возбуждения производства по делу;

· 2. Абз. 2 ст.222 ГПК – прекращение производства по делу, если нарушение правил подведомственности обнаружено после возбуждения производства по делу;

· 3. Для условной подведомственности (императивной) – п.1 ч.1 ст.135 ГПК – возвращение искового заявления при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора; если данное нарушение обнаружено до возбуждения производства по делу; абз 2 ст.222 ГПК – оставление заявления без рассмотрения, если несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора обнаружено после возбуждения производства по делу;

· 4. Если нарушение правил подведомственности будет обнаружено судом вышестоящей инстанцией, то данное судебное решение подлежит отмене и производство по делу подлежит прекращению или заявление подлежит оставлению без рассмотрения.

Определение суда об отказе в принятии иска (ч.3 ст.134 ГПК), определение суда о возвращении искового заявления (ч.3 ст.135 ГПК), определение суда о прекращении производства по делу (ст.221 ГПК), определение об оставлении заявления без рассмотрения (ст.223 ГПК) могут быть обжалованы – ст.331 ГПК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: