Воспоминания, сказания, легенды, песни, частушки, пословицы

По свидетельствам старожилов Шарангского района. Престольные праздники деревень Шарангского района: село Ст-Рудка – Казанская летняя (21 июля), деревня Щекотово – Заговенье (июнь), деревня Курзеня – Троица (июнь), деревня Поздеево - Духов день, Красная Горка- Ильин день (2 августа), деревня Барышники – Троица (июнь), деревня Танайка (нет жителей) – 22 июля, деревня Ермолино – Заговенье(июль)

В Старой - Рудке 21 июля был нерабочим днем. Жители близлежащих деревень (Сысуи, Суслово, Танайка, Барышники, Лаптево, Новоселово) в 60-е годы 20 века собирались на этот праздник. Молодежь гуляла вдоль села и пела песни. Шли парами от Старой - Рудки до деревни Сысуи. В центре деревни стояла старая береза, вот около нее пели старинные песни, частушки, плясали. Гармонистов было много, поэтому менялись, чтобы все потанцевали. День празднования летней Казанской иконы Божией Матери издавна считается одним из главных женских праздников, недаром икона имеет название "Казанская бабья заступница". Существует множество обрядов и ритуалов, которыми пользовались в старину женщины. Березовый лист дарит красоту и бережет от старости. Для этого рано утром в праздник Казанской иконы Божией Матери женщины шли в березовую рощу в поисках листочков, подернутых инеем. Сорвав такой листок, в него смотрелись, как в зеркало. Считалось, что после этого лицо очистится и помолодеет, и в течение всего года женщина будет выглядеть молодо и красиво. Яблоко и мед красоту дает. Со свяченого яблока, припасенного с Яблочного Спаса, женщины очищали кожуру и выбрасывали, представляя, что вместе с ней уходят все недостатки кожи лица. Затем яблоко натирали и вместе с медом наносили на лицо со словами: "Яблочко очистилось, и лицо мое очистится. Медок мягок и сладок, и кожа моя станет мягка и сладка".

Казанская без дождя – год будет тяжелым. Считалось, что в этот день Божия Матерь плачет обо всех людях, вымаливая Господа Бога прощения за людские грехи и хорошего урожая на следующий год.

С 21 июля начиналась жнива ржи. Срезали первый сноп и приносили его домой, ставили у иконы Божьей Матери, просили у нее благословения на хороший урожай. После обеда все шли на поле и устраивали пир с яйцами и пирогами, крошки и скорлупу собирали, после окончания трапезы раскидывали по четырем углам поля, при этом говорили такие слова: «Матерь Божия, благослови и урожай богатый подари. Аминь. Аминь. Аминь»! Затем полагалось поклониться на все четыре стороны света и перекреститься трижды. Чтобы замуж скоро выйти. Девушкам рекомендовалось выйти в полночь с 20 на 21 июля на пригорок и насобирать там разных трав, а потом принести их домой и положить у иконы Божьей Матери, после чего лечь спать. Утром нужно было встать, умыться, трижды обтерев лицо подолом своей ночной рубашки и прочитать «Отче наш». Затем взять травки у иконы и кинуть их над собой, встав под травяной дождь, думая о любви. Закройте глаза и увидьте своего возлюбленного, попросите своими словами Матерь Божию, чтобы она помогла вам быть вместе с ним. Чтобы от женихов отбоя не было. Еще один интересный обряд на летнюю Казанскую для молодых девушек. Нужно насобирать 21 июля травки с разных дворов, где живут неженатые парни (если живете в многоэтажном доме, то можете траву сорвать у подъезда и положить на некоторое время к дверям холостяка: пусть полежит там минут пять, после чего ее можно забрать). Всю траву полагается принести домой и выложить дорожку из них, начиная от входной двери и заканчивая у своего спального места. Пройтись по ней и приговаривать такие слова: «Матерь Божия, травы у порога собрала и домой принесла. Пройдусь по тропинке травяной, благословенной тобой. Пусть от женихов отбоя не будет, и любовь в мой дом прибудет!» Походить по ней семь раз, а затем травки собрать и положить к иконе. Когда высохнут, можно их раскрошить и разбросать по ветру, чтобы женихи со всех сторон приходили. Если молодой семье еще нет и года, то родители новоиспеченных супругов могут провести такой ритуал. 21 июля матери идут на утреннюю службу и ставят свечку у иконы Матери Божьей за здравие молодых, после службы дают по три монеты трем нуждающимся, стоящим у храма, при этом про себя говорят такие слова: «На Казанскую прошу благословения, чтобы рабы Божьи (имена супругов) жили в мире и согласии. Матерь Божья, помоги, семью их навеки сохрани!». Уйти, не оглядываясь. Чтобы зрение было хорошим. При проблемах со зрением нужно на летнюю казанскую купить маленькую иконку с изображением матери Божьей, с которой пойти к любому водоему, трижды перекреститься и поцеловать икону, приговаривая такие слова: «Матерь Божья, помоги, мне зоркрепкий сохрани!». Обмыть глаза водичкой. Хорошо бы еще при этом опускать в воду лицо с открытыми глазами. Вот такие обряды существовали у наших предков.

Заключение

Выполняя свою работу, я расширил свой кругозор в области истории народных праздников. Общаясь со старожилами села, мне открылись новые страницы жизни. Эта работа помогла мне лучше разобраться в людях, которые мне близки, хорошо знакомы, узнать об их судьбе. Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества.Каждый из нас должен любить свою «малую родину», знать историю возникновения и развития того места, где родился, где провел детство, где впервые осознал себя гражданином необъятной страны.

 

Социологический опрос детей иподростков «Народные праздники и обряды»
Результаты:

Дети начальных классов не знают «Что такое народные праздники и обряды?», знают народные праздники своего села или деревни 50%; обряды 0%. В средних и старших классах ситуация лучше, на вопрос: «Какие народные праздники, обряды вы знаете?». 90% знают престольный праздник своего села или деревни, слышали об обрядах – 15%. Отсюда следует сделать вывод: «С ранних лет, сошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности очень велика.

 

 

Использованные источники и литература

Воспоминания земляков

Материалы по истории села Роженцово «Память о прошлом»

Районный краеведческий альманах «У чистых рек, среди лесов зелёных»

Ресурсы интернета

http://school19sz.ucoz.ru

http://www.bibliotekar.ru/r

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: