Воспоминания, сказания, легенды, песни, частушки, пословицы

12 июля – Петр и Павел, Петров день, Петровка. Петров день – дата смены хозяйственной деятельности. Традиция требовала, чтобы до Петрова дня были закончены все полевые работы, проводимые обычно в весенне-летний период, переносить их (например, пересадку овощей и цветов) на более позднее время запрещалось, т.к., по поверью, прока в этом не будет. Если до Петрова дня все силы были направлены на рост, сохранение и преумножение урожая, то после заботы земледельцев были связаны с уборкой урожая. Начинается новый цикл сельскохозяйственных работ: сенокос, вывоз навоза на поля, подготовка к жатве. К Петрову дню готовили основные орудия труда, используемые в новом сезоне, — грабли, вилы, приспособления для стягивания сена и соломы на возу. Петров день снимал запрет на вкушение плодов, строго соблюдаемый в течение весеннего периода. Издавна соблюдался обычай приурочивать к этому дню вынесение решений по судебным и гражданским делам, взыск денег на уплату налогов, сбор священником подати маслом, зерном и яйцами (называлось это Петровщиной), начало и окончание сроков службы, заключе6ние новых договоров. Повсеместно в России в Петров день проводили большие ярмарки и торги, получившие название «петровских»; они проходили в крупнейших населенных пунктах и собирали огромное количество народа. В большей степени Петров день сохранил значение праздника молодежи. Молодые люди надевали лучшие костюмы. Им отводилась ведущая роль в обрядово-игровых действиях, в то время как остальное население, как правило, активного участия в нем не принимало, а выступало лишь в качестве наблюдателей. На время праздника снимались некоторые ограничения в отношениях между полами; кардинально изменялось поведение молодежи в целом: оно отличалось от традиционных повседневных норм. В молодежных обрядах четко просматривалась эротическая и свадебная символика. Это позволяет говорить о том, что в период летнего солнцестояния, молодежи, обладавшей, по традиционным представлениям, мощной неизрасходованной энергетикой приписывалась магическая сила.

Типичной чертой праздника являлись молодежные гуляния. Начинались они обычно накануне праздника, вечером, и продолжались в течение ночи и последующих одного-двух дней. Девушки и парни, собравшись вместе, отправлялись в места традиционных гуляний, которые располагались в центре поселения или за его пределами - в лесу, на полянах, возвышенностях, вблизи водных источников. Здесь специально для петровских гуляний устанавливали качели, которые часто воспринимались в народе как символ праздника. Традиции и обряды на Петров День воссоздают не только христианское повествование о Петре и Павле, но и обычаи поклонения Солнцу.Обычай «караулить солнце». Это особенное и яркое празднество в Петров день и предшествовавшее ему ночное время было предназначено молодежным развлечениям. Жители сёл собирались вместе и шли на околицу деревни, выбирали самое возвышенное место и с замиранием сердца вглядывались в небеса, ожидая восхода солнца. Юноши, мужчины, девицы и женщины до рассвета жгли костры, на которых готовили кашу, отплясывали под песни, веселились. Каждый хотел увидеть в петровское утро, как восходящее солнце заиграет на небе, переливаясь радужными оттенками.

Это была календарная граница года. Природа после нее изменялась, подготавливаясь к осеннему сезону. Крестьяне боялись после этого заготавливать травы и растения, ломать ветви на веники, объясняя это тем, что в свой день св. Петром «перетоптаны» все травы, славяне утверждали, что вот теперь начнет холодать, солнце повернулось к зимушке-зиме, птицам уже не до песен, а травы уже не будут расти. Вообще на Руси Петров день считался мужским праздником. Поэтому, наверное, в этот день и делалась сильному полу такая честь - девушка сама ходила к ним свататься. Но в этот мужской день и у девушек существовали свои приметы, поверья и обряды. При помощи народной магии они пытались крепче привязать к себе любимого, просили для своих мужей у апостола Петра здоровья и сил. Так, в ночь на Петров день жена, когда муж спал, опутывала его ноги красной шерстяной ниткой освященной в церкви еще на Крещение. Эту нитку женщины носили вплетенной в косу до этого праздника. Оплетая ноги она тихонько приговаривала заговор: "как эта нитка мою косу носила, так чтоб и ты, мой муж, носил меня в своем сердце." Была в этот праздник управа и на гулящих мужей. Если жена подозревала своего благоверного в изменах, то примечала полотенце, которым муж вытерся в первый день на Петров пост, и припрятывала его. А в Петров день несла его на перекресток дорог, крестила его там три раза, после чего стирала и давала мужу. Как только он этим полотенцем вытрется, так в тот же миг и думать забудет, как к чужим молодухам ходить. По славянским традициям было недопустимым до праздника святого Петра, употреблять фрукты этого сезона, особенно яблоки. Крестьяне были уверены, что в это торжество собранные св. Петром в Раю яблоки, он собственноручно раздает всем детям. Матери же нарушившие запрет, лишали свое чадо райского плода. Поэтому, матери, не спешили отведать фрукты, они несли их, вначале на кладбище, чтобы раздавать нищим, поминая умерших. И вот после этого запрещение на употребление фруктов, снималось.

Приметы: «Худой свинке и на Петровку холодно. Петро-Павел духоту добавил. В Петровку солнышко играет. Тот, кто дорос, после Петрова дня торопись на сенокос! Если на Пётра есть колоски, на Илью будут колобки. Ячмень заколосился, соловей замолчал. В Петровский праздник кукушка перестала куковать: подавилась ватрушкой. На Петра один дождь — сено жесткое как хвощ».

Самый разгар лета. Петров день – праздник солнца. В народе говорили: «Петр – Павел жару прибавил». «К Петрову дню вода в реке улежится (спадет)». «На Петров день солнышко играет». В Петров день умываются из трех ключей – родников петровскою водицею. «С Петрова дня – красное лето, зеленый покос». «С Петрова дня – пожня (покос)». Доставай косы и серпы к Петрову дню: «Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков день Петров (говорят об уборке сена)». Петр – покровитель полей.

Это день ярмарок. Начинаются Петровские гуляния с песнями, хороводами, качелями. «У мужика то праздник, что Петров день». С Петрова дня начинается страда. «С Петрова дня зарница хлеб зорит». «На Петров день дождь – урожай не худой, два дождя – хороший, а три – урожай богатый». «Если кукушка перестанет куковать за неделю до Петрова дня, то и зима уляжется через столько же времени после заговенья на Филиппов пост». «Пришли Петровки – опало по листу; пришел Илья – опало и два». «Придет Петрок – сорвет листок, Илья придет – и два сорвет».

В день Петра и Павла в селе Роженцово престольный праздник. Каждый православный обязательно с самого утра приходил в церковь - поздравить апостолов с их праздником и попросить себе крепкого здоровья. По воспоминаниям старожилов престольные праздники отмечались почти везде одинаково. В деревню, в которой проходил праздник, приезжали гости из окрестных деревень. Приезжали к родственникам, друзьям. Гуляли весело и широко. Вечером вся деревня выходила из домов, и на улице устраивалась так называемая беседа. Для этого заранее сколачивались лавки, все рассаживались на них. А в центр или в круг выходили плясуны, и начиналось веселье. И не смолкали до утра над деревней и далеко вокруг частушки, смех, веселье. Гуляли до первых петухов. Гармонисты были в почете в каждой деревне. Таких праздников ждали целый год.

Глава 2. Праздник Казанской божьей матери
2.1. История возникновения праздника

Икона Казанской Божией Матери связана с величайшими историческими событиями России, с именами людей, глубоко почитаемых народом.Удивительная и во многом загадочная история иконы Казанской Божией Матери начинается в глубокой древности и доходит до наших дней.Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери. Древнерусский монах-иконописец, вдохновлённый образом византийской Одигитрии, написанным, как считается, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, пишет свой вариант этой иконы. Её иконография, по сравнению с византийской, чуть-чуть изменена. Русский вариант всегда можно узнать по едва заметной теплоте, смягчающей царственную строгость византийских оригиналов.Скольких людей привела Богоматерь через свой образ к вере! Церковное предание бережно сохраняет и доносит до нас наиболее значительные события, связанные с этим чудотворным образом.

Первое чудесное явление иконы произошло в Казани в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный присоединяет Казань к своему царству. Там строятся многочисленные церкви и монастыри. В 1579 году в Казани вспыхивает страшный пожар. Татарская часть населения видит причину несчастья в переходе многих мусульман в христианскую веру. Пожар воспринимается как кара небесная. Именно в этот драматический момент и происходит явление иконы казанской Божией Матери.Богородица приходит во сне к маленькой девочке Матроне и рассказывает, что под обломками сгоревшего дома, где жила семья девочки, находится Её образ. Богоматерь утешает девочку и просит поведать об этом не только близким, но и архиепископу и властям города. Наутро Матрона спешит пересказать сон родителям, но те убиты горем и её не слушают. Сон повторяется снова и снова. Встревоженная мать рассказывает о случившемся епископу, но тот не воспринимает её слова всерьёз. Мать Матроны решается пойти на пепелище вместе с прихожанами и молодым священником церкви святого Николая. Поиски ни к чему не приводят. Тогда девочка сама начинает искать икону и находит её, завёрнутую в обгоревшее сукно, под печью дома.Предполагают, что икона была зарыта в землю ещё во времена владычества татар в Казани, когда православным приходилось скрывать свою веру. Вновь обретённая икона была перенесена в храм. Список, сделанный с этой иконы, был послан царю Ивану Грозному, который повелел построить на месте обретения иконы женский монастырь. Матрона вместе с матерью приняла монашеский постриг и спустя годы стала настоятельницей обители, в которой с тех пор и находилась главная святыня города - икона, получившая название Казанской.После этого события, потрясшего умы и сердца жителей Казани, целые семьи принимали крещение, многие укрепились в своей вере, а многие по вере получили не только духовное, но и физическое прозрение. От иконы произошли многочисленные исцеления слепых людей. В честь чудотворного образа 8 июля был установлен местный праздник, который впоследствии стал отмечаться всей Русской православной Церковью.

Спустя 30 лет икона вновь оказывается в центре сложных исторических событий. Русское царство переживает глубокий кризис, так называемое «смутное время». Поляки мечтают о захвате русского престола, царь Василий Шуйский не пользуется поддержкой народа и правящей боярской верхушки. В это время Русскую Церковь возглавлял патриарх Гермоген, бывший митрополит Казанский, свидетель явления Казанской святыни, который сам перенёс в храм образ Казанской Божией Матери. Будучи непримиримым противником поляков, святитель в своих проповедях открыто выступал против их господства, рассылал по всей стране грамоты с призывами встать на защиту православной Руси.Гермоген поднял ополчение, которое возглавили нижегородцы - торговый староста Минин и живший в отставке князь Пожарский. Возможно, именно патриарх был инициатором того, что из Казани в ополчение прислали список чудотворной иконы как знак его пастырской поддержки и освящения похода против врагов. Под ружьё встали, в основном, вовсе не военные люди, но с ополченцами теперь была икона Казанской Божией Матери, тогда как другие прославленные чудотворные иконы - Владимирская и Донская - находились в Москве, в плену у неприятеля.Ополченцы 3 дня постились и молились перед святым образом и получили необыкновенную внутреннюю стойкость и силу. Враг был разбит. Русское войско с иконой вошло в Китай-город и двинулось к Красной площади. Их движение напоминало крестный ход. Навстречу освободителям вышло кремлёвское духовенство, находившееся при поляках в заточении. Священнослужители несли икону Владимирской Божией Матери. Многие плакали, ибо думали, что не увидят больше этого образа, ведь все храмы Кремля были разорены и осквернены. Событие это произошло 22 октября 1612 года. Именно в этот день установлено второе празднование иконе Казанской Божией материи. На Красной площади в честь иконы Казанской Богоматери и в честь победы над врагом был возведён, по обету князя Пожарского, храм.

Вообще, в России существовали как бы три основные чудотворные иконы Казанской Богоматери. Первая - это явленный в Казани первообраз, хранившийся там, в Богородичном монастыре до начала 20 века. В 1904 году монастырь был разорён, а икона была украдена.Вторая икона Казанской Богоматери - это список, присланный в своё время Ивану Грозному. Эта икона находилась в Москве до 1721 года, когда Пётр Первый перенёс её в Санкт-Петербург, где она первоначально была поставлена в небольшой каменной церкви на Васильевском острове, а затем передана в Александро-Невскую лавру. При императрице Анне Иоанновне на Невском проспекте неподалёку от нынешнего Казанского собора был сооружён деревянный храм в честь Рождества Богородицы, и в 1737 году туда была перенесена чудотворная икона, богато украшенная драгоценными камнями. При Павле Первом эта церковь стала называться Казанским собором, нынешний же Казанский собор был сооружён в начале 19 века при Александре Первом. В день его освящения 15 сентября 1811 года сюда была перенесена Казанская икона Божией Матери и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе. Кстати, иконостас Казанского собора тонкой чеканной работы был сделан из 100 пудов серебра. Причём 40 пудов из них были даром донских казаков после победы над французами в 1812 году. Это серебро (в основном, церковная утварь) было отбито казаками у французов, разграбивших церкви в Москве и окрестностях.Третья чудотворная икона Казанской Богоматери - это список, присланный патриархом Гермогеном в ополчение. Этот образ принадлежал князю Пожарскому. Ныне он хранится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.Кроме этих трёх главных икон Казанской Божией Матери существовало и существует множество её чудотворных списков, что свидетельствует об особом почитании этой святыни.

Казанская икона Божией Матери вдохновляла воинов Петра Первого перед Полтавской битвой. Многие до сих пор убеждены, что именно этот образ спас Москву в трагические дни 1941 года, когда после поражения советской армии на Волоколамском шоссе путь в столицу был открыт для врага. Рассказывают, что во время блокады Ленинграда икону Казанской Богоматери обнесли вокруг городских стен, и свершилось чудо - город стал неприступной крепостью. Да и знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этим чудотворным образом.Сегодня, когда в Москве на Красной площади восстановлен Казанский собор и в нём ежедневно совершаются богослужения, к Казанской иконе Божьей Матери обращаются взоры верующих, взывающих:

О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая ДевоМарие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Ты еси заступница и предстательница наша, ты есиобидимымзащищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительнице, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь иконе Казанской Божией Матери:

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем творишиспастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистымТвоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты боеси Божественный покров рабом Твоим.

Так и стоит икона Казанская, в пережившем блокаду городе, с венчиком митрополита гор Ливанских Илии, преподнесенном Божией Матери в благодарность о спасении России в 1941-1945 гг. И ныне ограждают Российскую землю чудотворные иконы Матери Господа и нашей Заступницы: Тихвинская икона хранит и благословляет севера пределы. Иверская икона хранит и благословляет нижние пределы. Почаевская и Смоленская ограждают землю Российскую с запада. На востоке, сияя до края земли лучами благодати, ограждает и благословляет Россию Казанская икона Божией Матери. А в центре сияет образ Божией Матери Владимирской, написанный евангелистом Лукой на доске от стола, за которым совершалась Тайная Вечеря - первая Евхаристия, ознаменовавшая начало спасения человечества на Крови нашего Господа, начало новой жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: