Технологии влияния организационного имиджа на персональное развитие


Имидж предмета или явления – это субъективное отношение человека. Но на его мировоззрение, поведение постоянно оказывает влияние общество. Данная проблема была затронута в феноменологической парадигме в социологии, основателем которой является А. Шюц. Он считает, что интерпретация социальных реалий обусловлена биографической ситуацией индивидов, представляющих собой осмысленный опыт людей, их знания о мире. То есть, индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе социализации. Шюц исходил из того, что в повседневной жизни каждый индивид вынужден осуществлять типизацию предметов и явлений вокруг себя, чем и определяется кругозор индивида (биографическая ситуация). Для типизации объектов и оценки социальных действий каждый человек использует шкалу измерений, которая характерна для его социальной группы, поэтому человек одной социальной группы видит объекты и явления иначе, чем человек из другой социальной группы24.

Итак, обратимся к изучению корней взаимосвязи имиджа и социального поведения на уровне конкретных психологических процессов.

Для современной психологии можно считать доказанными в рамках рациональной научной парадигмы - следующие положения:

- личность представляет собой динамическую систему открытого типа, причем элементами ее являются психические механизмы воли, понимания, планирования, целеполагания, ценностной ориентации и т.д.;

- системное качество личности всегда выражено не просто в связях между элементами, но конкретными состояниями: тревогой, эмоцией (страстью), эмпатией и т.д., выражающими реакцию, прежде всего, на
состояние среды, в том числе социальной;

- опыт бытия в социальной среде, наложенный на врожденные предрасположенности, фиксируется в убеждениях, ценностях и представлениях личности;

- наиболее же устоявшийся и осмысленный опыт - в так называемой ориентации (стиле) жизни, показывающей готовность человека реально действовать для достижения какой-то глобальной цели: богатства
(утилитарная ориентация), удовольствия (гедонистическая), славы и престижа (пассионарная), покоя (экзистенциальная), соблюдения принципов
жизни» во что бы то нм стало (ригористическая);

- личность не является ни чисто адаптивной системой, реагирующей на изменение среды рефлекторно, ни биороботом, постоянно реализующим некую изначально данную человеческую природу;

- понятие «Я-система» не тождественно понятию личности. Если последнее описывает сферу «осознанной психики», то первое включает механизмы, управлять которыми человек практически не в состоянии апперцепцию, интуицию, архетипы и др. Личность в последнем варианте, не только сознает, но и чувствует невозможность управления сознанием во многих аспектах (предчувствия, тяга к риску, страсти, сон и т.п.). Постараемся выделить основные аспекты бытия имиджа.

1. Его бытие выражает необходимость психологической защиты человека в группе.

2. Имидж есть феномен личности, причем разные элементы и уровни организации личности в разной степени влияют на результат воздействия созданного имиджа объекта или явления.

3. В структуре личности происходит оформление
образа социального успеха как важного ориентира в критически большом числе случаев осознанного целеполагания.

4. Окончательное формирование конкретного имиджа
идет на уровне социального обоснования модели поведения. В таком случае действия человека реализуются с учетом образа желаемого социального успеха и давления глубинных психологических
процессов.

По представлениям автора воля является таким механизмом, ограничивающим те подсистемы психики, которые лишь провоцируют, делают возможным использование имиджа от тех, которые уже используют имидж.

Выбор именно воли объясняется рядом соображений:

- анализ воли, как подсистемы процессов осуществления поведенческого выбора, позволяет прикоснуться к диалектике фундаментального по значимости перехода «неосознанное - осознанное» в возникновении самого мотива социального поведения под действием сформированного имиджа предмета или явления;

- изучение сложных и масштабных психических механизмов воли позволяет в случае удачи выработать представления о личностном начале восприятия и использовании имиджа в процессе принятия поведенческого решения вообще.

Существует достаточно много фундаментальных подходов к природе воли. Согласно эмоциональной трактовке Рибо, воля возникает как стремление продлить удовольствие, по мнению Меймана, воля есть сторона интеллекта, выражающая необходимость рациональной взаимосвязи «мотив-действие», что вызывает у автора бихевиористические ассоциации, в волюнтаристской теории Вундта воля вообще есть фундаментальная характеристика личности вообще; напомним, что в философии Шопенгауэра воля, напротив, полностью внеличностна и сознание лишь «оформляет» доличностный выбор; существуют и чисто физиологические трактовки, сводящие волю к сложным условным рефлексам и полумистической топологии мозга, и т.д25.

Не вдаваясь детали дискуссии о природе воли человека, будем считать достаточным определение воли, как метасистемы психических процессов осуществления поведенческого выбора в сложных ситуациях.

Итак, все основные конкретные механизмы человеческой воли ориентированы на провоцирование ощущения психологической защиты, причем такое ощущение шифруется в психике социальными образами будущего общения, что показывает высокую вероятность осознанного использования имиджа в огромном числе поведенческих выборов.

Другими словами, по определению автора, воля работает так, чтобы в результате возник мотив: «То, что я хочу, может быть выражено социально, думать по такому поводу не стоит, потому, что тревожно. Чтобы достичь цели и получить удовольствие в процессе достижения, вполне допустимо и необходимо нравиться другим».

Осознанная положительна оценка полученной и отобранной информации восприятия всегда блокируется, если бессознательные оценки противоположны, и наоборот.

Формальной предпосылкой будущего использования имиджа в работе воли является высокая роль стереотипизации уже в стартовых волевых механизмах. Ориентация на имидж проявляется тут в функциональном использовании опыта общения, в том, что сам отбор информации для воли выражает не какой-то поиск истины, а приспособление к тому, что другие люди считали нормальным, социально оправданными. Такой опыт освоения социальных сторон общения хранится уже в простейших механизмах отбора информации и ее первичной оценки, что еще раз показывает мощные психические корни использования имиджа при выборе модели социального поведения на стадии принятия поведенческого решения.

Перейдем к анализу основных механизмов воли, принимая рабочим критерием понятия «основных механизмов» - переход психики к масштабным операциям обработки уже отобранной посредством внимания информации.

Первая из таких масштабных операций - своеобразный тест информации на соответствие личностной установки.

Под установками автор понимает готовность, предрасположенность человеческой воли осуществлять еще одну, вторичную фильтрацию информации восприятия; причем такая фильтрация подразумевает готовность использовать именно ту информацию, которая точно соответствует личностным стереотипам, представлениям, ожиданиям.

По мнению автора, уже сам статус установки в жизни психики показывает доминирование опыта общения в личностном выборе в огромном числе ситуаций. В этом смысле установка есть проекция опыта использования имиджа на механизм воли.

При сильной мотивации (любопытство, высокая устойчивость личности и др.) человек может «заходить» далеко за пределы установок, благодаря чему возможно, например, интенсивное обучение, чистое творчество и т.д.

Итак, отграничение возможных вариантов поведенческого выбора в бытии установки есть первая из основных масштабных операций воли. Вторая из них связана с особым «переборным» вариантом, уже внутри поля психической установки.

Такие варианты и представляют собой своеобразный «банк конкретных поведенческих стереотипов», лежащих в основе использования имиджа.

Для того, чтобы какой-то связанный набор поведенческих действий попал в такой «банк стереотипов», должны быть соблюдены следующие условия:

- такие действия должны быть опробованы, причем в редких случаях апробированность может быть идеальной (какой-то человек дает желаемый эталон поведения в группе, на который ты сам пока не решаешься);

- апробация должна сопровождаться положительной
или нейтральной групповой оценкой, что желательно,
исходя из принципа «экономии психической силы».
Нормальные групповые оценки позволяют избегать
сомнений, мучительного самоанализа, неизбежной
тревожности при выходе за пределы установок. Именно
здесь, решающую роль играет созданный благоприятный
имидж объекта или явления, который помогает индивиду
в принятии такого решения и дает ему психологическую
защиту;

- такие действия не должны прямо противоречить
тем нормам, которые личность считает своими
нравственными ориентирами, или, по крайней мере,
такие действия позволяют сфальсифицировать такие
нравственные нормы. Иными словами, имидж, который
призван помочь индивиду в принятии поведенческого
решения, должен соответствовать принятым человеком
нормам поведения, ценностным ориентациям, а также
представлениям о нравственности.

Бытие имиджа непременно включает в качестве элемента психические образы социального поведения, но далеко не всякий образ имеет отношение к имиджу.

Ощущения - еще одна сторона психики, которая играет важнейшую роль в принятии поведенческого решения и которую необходимо учитывать при формировании благоприятного образа предмета или явления (т.е. имиджа).

Проблема выявления природы ощущений является одной из так называемых, «вечных», «проклятых» проблем, варианты решения которых выражает сначала самоуверенность, а потом надежду, испуг ученых перед очевидной противоречивостью и изменчивостью мира.

Ощущения носят явную «склонность» к, так называемой, синестезии, т.е. комбинаторике, постоянно рождая стабильные и быстротекущие ассоциации и образы, далеко не все из которых используются при рациональном и даже интуитивном поведенческом решении.

Ощущения, базирующиеся на довольно изученных механизмах воздействия раздражителя на рецепторы, имеют как бы свою «автономную» память и порядок обратного воздействия на рецепторы, причем в большинстве случаев воздействия неосознанного.

Приведем главные черты возникновения и бытия человеческих ощущений, помимо синестезии, множественности механизмов, рождающих одно и то же ощущение, автономности «рецепторной памяти».

Любое ощущение возникает как неосознанное. Даже когда испытатель пробует искусственно вызвать у себя конкретное приятное ощущение, он базируется на целом ряде «первичных» воздействий на рецепторы «извне» и «изнутри». Другими словами, всегда есть некоторое, измеряемое в микросекундах время возникновения ощущений.

Ощущение остается неосознанным, если не содержит информации, значимой для решения субъективно поставленной поведенческой задачи.

Ощущение выполняет следующие функции:

1. оповещение о состоянии среды и организма;

2. сверку информации с поставленной целью. Значительную роль в этом играет внимание как система феноменов, согласующих установки, желания, опыт личности с ощущениями, в которых их еще нет.

3. Создания стихий возникающих блоков «невостребованных ощущений», которые очень важны в интуитивных актах, вызывая ряд ассоциаций, образов, предчувствий, состояния «очевидной и непосредственной целостности» при интуитивном получении нового знания. Другими словами, решение, выработанное на основе абстрактных субъективных принципов («мое понимание честности», справедливости, блага ближнего и т.п.) вызывает чувство правильности только при сверке с такими невостребованными ощущениями. Имидж здесь является своеобразным «мостом», соединяющим невостребованные ощущения и абстрактные субъективные ассоциации, образы, предчувствия.

4. Хранение опыта предшествующих ощущений и их комбинаций, как в «общей» памяти, так и в рецепторной памяти.

Противоречивая система процессов формирования из ощущений образов, ассоциаций, предчувствий в силу «столкновения» ощущений с опытом личности, ее ценностями и привычками, опосредованная ситуативной спецификой, рождает особый феномен восприятия.

В этом смысле восприятие есть некая условная точка резкого падения стихийного момента в ощущениях, они становятся характеристикой жизни собственно личности, как бы приручаются, «дрессируются» самой личностью.

В теории психологии есть термин «апперцепция» (в буквальном переводе с латыни «ad» - «к», «перцепция» – ощущение), который и обозначает постоянную сверку ощущений с опытом личности, результатом чего выступает довольно странный эффект «установки».

Таким образом, восприятие, внимание, как и эмоции связаны с ощущениями отношениями диалектического единства; ощущения либо «отбрасываются» на определенном этапе своего бытия, любо выступают как элементы, «кирпичики» сложного, противоречивого здания постоянного обновления и воспроизводства личности.

Восприятие есть сложная система социализации, «очеловечивания» ощущений, превращение их в органичные элементы личности с ее целями, интересами, установками и т.д.

Элементами, взаимодействующими в восприятии, являются простые и сложные ощущения, их комбинации, образы, ассоциации, эталонные образы - понятия личности, обратные подражательные образы, зависящие от уровня возбуждения рецептора и т.д.

На принятие поведенческого решения оказывает воздействие собственное восприятия человеком самого себя и мира вокруг.

Восприятие можно определить как «процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира». Личностное восприятие может испытывать на себе воздействие понимания человеком самого себя, своих потребностей и мотивов, знаний, прошлого опыта, чувств, отношений и личностных качеств. Например, люди воспринимают некоторые автомобили как нечто мужское, а некоторые, наоборот, как нечто женское. Важно знать и учитывать, как воспринимается создаваемый и внедряемый имидж индивидами, поскольку восприятие последних и есть реальность. Как говорит один из консультантов по вопросам маркетинга Ховард Московитц, «если потребитель хочет ощущать натуральный вкус лимона и если он полагает, что лимонад с искусственными добавками имеет натуральный вкус, то именно его он и купит». Иными словами: «то, что воспринимается потребителем как вкус лимона, то им и является»26.

Организационный имидж создается с помощью маркетинговых коммуникаций, наделяя их своеобразными «дополнительными» характеристиками. Обычно это делается с помощью ассоциаций. Ассоциация - это связь между отдельными событиями, фактами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти человека. Ассоциации бывают трех видов:

- по смежности, основу которых составляют
пространственные и временные отношения между
предметами и явлениями;

- ассоциации по сходству (новый предмет похож или
кажется похожим на ранее известный предмет);

- ассоциации по контрасту, когда ассоциируются
резко отличающиеся, противоположные факты или явления.

Провоцирование положительных ассоциаций используется во всех разработках в области рекламы и имиджа особенно. Но чаще всего ассоциативный ряд тех, кто формирует и внедряет имидж, не совпадает с ассоциативным рядом тех, на кого имидж направлен. Поэтому необходимо исследовать восприятие одних и тех же явлений как первых, так и вторых, с целью выявления общих, идентичных ассоциаций.

Одним из своеобразных алгоритмов работы восприятия является внимание, показывающее меру сосредоточенности, избирательности воздействия личности на процессы собственного восприятия.

Внимание, в любой его форме, выражает бытие воли субъекта в восприятии. При непроизвольном, то есть слабо опосредованном внимании, волей к решению поведенческой задачи, контроль над восприятием ослабевает и, следовательно, растет роль стихийных образов и ассоциаций.

При произвольном внимании поиск гораздо функциональнее, избирательнее, что ведет к росту роли образов - эталонов в восприятии.

Но в обоих случаях роль внимания в восприятии ограничивается уровнем непосредственного запоминания, который равен 5-7 объектам одновременно.

Отсюда следует, что при формировании имиджа необходимо привлечь и «зафиксировать» внимание на объекте, имидж которого строится.

Таким образом, ощущения, характеризующиеся одновременно как адаптационные, так и эвристические потенции человека есть непременное условие социализации. В этом смысле целый ряд эффектов перцептивного бытия человека показывает глубочайшие психологические корни социального поведения. Благодаря ощущениям идет и часто бессознательная корректировка поведенческих задач.

Цель группы - она сама, а не люди, которые ее образуют. Пользуясь метафорой Френсиса Бекона, можно сказать, что имидж есть демон «мы» в «я», для которого человек – есть лишь символ, средство и условие самовоспроизводства «мы».

Обратимся к еще одной категории бытия человеческой психики - отношению. Отношения играют существенную роль в формировании социального поведения. Принимая поведенческое решение, индивид исходит из собственных отношений. Следовательно, отношение очень важно для понимания того, почему поступают тем или иным образом.

Традиционно считается, что отношение состоит из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Знания и убеждения человека относительно объекта составляют познавательный компонент. Эмоциональный компонент представляет собой чувства, которые человек испытывает к объекту отношения. Волевой компонент связан с действиями или намерениями по отношению к рассматриваемому объекту.

Существует иной взгляд на проблему отношения. Согласно этому взгляду, формирование отношения происходит через мнения или чувства, волевой компонент не используется в качестве детерминанты отношения.

Тенденции поведения человека зависят от его отношения к объекту. Значит, тенденция отношения индивида или группы к определенному социальному поведению изменяются по мере того, как их отношение становится более благосклонным.

Следовательно, имидж выступает одним из главных регуляторов социального поведения персонала, так как его основная задача сформировать благоприятное, положительное отношение к предприятию.

В основе побуждения человека к деятельности лежат мотивы. Вся совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели, называется мотивацией. Её следует отличать от мотивировки – объяснений человеком целесообразности и необходимости своих действий.

Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностно-мотивационной сферой. Потребности - это объективные характеристики человека как субъекта потребления благ, необходимых для его сохранения, функционирования, развития. Потребности имеют постоянный и актуальный объем, а так же психическое отражение в эмоциях. Возможный круг предметов, явлений, служащих удовлетворению потребностей достаточно широк и не определен изначально. Когда в актах «опредмечивания» потребность получает свое конкретное содержание, активный поиск уже определенных благ становится направленным. Для обозначения таких предметов потребности, на которые направлена деятельность, привлекается понятие мотив.

Мотив служит критерием для выделения особенных деятельностей - учебной, трудовой и др. Конкретные деятельности могут соответствовать не одному мотиву, но сразу нескольким, то есть быть полимотивированными. Мотив разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие. Это потребность, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Удовлетворение потребности - процесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения. Люди имеют разные потребности и желания и, следовательно, разную мотивацию. Понять потребности весьма сложно. Одну и ту же потребность можно удовлетворить различными путями. Абрахам Маслоу разработал теорию потребностей27, основанную на том, что низшие биологические или направленные на выживание потребности доминируют в поведении человека и должны быть удовлетворены прежде, чем возникнут и станут значимыми социально приобретенные потребности или желания более высокого порядка (треугольник потребностей Маслоу).

Мотив, благодаря связи с потребностью выполняет функцию побуждения субъекта к активности. По отношению к деятельности мотив выполняет функцию смыслообразования: он придает смысл отдельным действия, целям, условия их достижения.

В современной теории и практике социального управления мотивация является одной из главных функций управления. Действия по мотивации включают в себя экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Возникновению морального мотива способствуют соответствующие потребностям личности, стимулы как своеобразные дополнительные звенья между потребностью и мотивом в виде устанавливаемого материального или морального поощрения.

Решающую роль помимо материального стимулирования играет моральное поощрение. И здесь одним из главных инструментов мотивации является имидж предмета или явления (организации). Он помогает осознать престижность совершения данной модели поведения, является психологической защитой и подтверждением правильности выбора, благодаря совершению определенной модели поведения имидж даёт возможность индивиду почувствовать себя членом желаемого коллектива.

Выделим основные иррациональные характеристики специально спроектированного благоприятного имиджа:

- такой имидж не должен быть слишком сложным и, следовательно, слишком тревожным в процессах
восприятия;

- он прямо или ассоциативно связан с
устоявшимися для данного человека образцами
социального успеха или социального поведения в
целом;

- он имеет достаточно ассоциативных связей с
имеющимися образами-ценностями, меток и дескрипторов, чтобы спровоцировать на себе произвольное внимание.

Имидж начинает воздействовать на механизмы человеческой воли. Это проявляется в необходимом доминировании, особенно в простых ситуациях, социальных символов при принятии поведенческого решения.

Социальный опыт общения, стереотипные групповые ценности трансформированы в бытии воли, в поведенческие ассоциативные ряды, выступающие как мощные ориентиры возможных выборов. Отход от них возможен, но маловероятен и опасен, поскольку нарушает психичкою защиту, желание достичь группового успеха минимумом сил.

Рассматривая имидж, как целенаправленно сформированное благоприятное отношение субъекта или группы к явлению или предмету, то можно говорить, что собственно формирование и воздействие имиджа на социальное поведение начинается на личностном уровне.

 

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНО СПРОЕКТИРОВАННОГО ИМИДЖА ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

 

На любом предприятии трудятся люди, которые имеют свои собственные интересы, оценки, мнения, желания, жизненные цели, нормы поведения, ценности. Главная проблема современных предприятий - как организовать работу множества таких разных людей на одном предприятии таким образом, чтобы достичь основной цели существования организации - стабильного получения прибыли.

На протяжении всей истории управленческой мысли задачей было выявление причин и способов повышения производительности труда работников, начиная с основателя научного управления Тейлора, поставившего во главу угла изучение мотивов, влияющих на поведение работников. Представителями «административной школы» управления было уделено внимание социальным аспектам управления. Э. Мэйо сделал выводы о том, что проблемы эффективного управления должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, о том, что производительность труда определяется групповыми правилами и нормами. Маслоу была предложена теория мотивации, описанная в предыдущих разделах работы.

Общим во всех этих течениях управленческой мысли является убеждение в том, что основой эффективной работы предприятия является человек и его позитивное настроение к работе и к организации в целом.

Формирование и внедрение имиджа - это совокупность всех воздействий, исходящих от руководства предприятия. В основе имиджа предприятия лежит социальные, экономические, маркетинговые мероприятия руководства по отношению к сотрудникам, потребителям, партнерам, горожанам. Именно весь этот комплекс мероприятий создает благоприятное отношение к предприятию и его руководству (то есть имидж), как у сотрудников самого предприятия, так и у населения города, района и т.д. где расположено данное предприятие. На предприятии существуют различные подразделения, которые формируют имидж организации. Это: служба связей с общественностью и рекламы, в чьи задачи входит формирование «бизнес имиджа предприятия» (деловой репутации), формирование «внутреннего имиджа» (культуры самой организации), осуществление единства стиля всей исходящей информации. К таким службам относится социальный отдел, который отвечает за формирование «социального имиджа», то есть за социальную деятельность организации; отдел труда, контролирующий выполнение техники безопасности, отвечающий за улучшение условий труда («внутренний имидж организации»). Руководство предприятия, помимо других задач, оказывает воздействие на социально-психологический климат в коллективе («внутренний имидж организации»). Все эти компоненты являются составляющими имиджа организации.

В предыдущих разделах работы были сделаны следующие теоретические выводы, которые легли в основу гипотезы практического исследования:

- организационный имидж является одной из центральных
характеристик, воздействующих на принятие
определенного способа социального поведения;

- при формировании имиджа необходимо учитывать все
социальные характеристики целевой аудитории;

- созданный имидж воздействует на индивида через общественное мнение посредством социального контроля;

Далее перед автором возник вопрос: каковы реальные действия предприятия по созданию и поддержанию имиджа, насколько эффективен созданный имидж. То есть, как он влияет на социальное поведение работников, на их производительность труда и как такое поведение отражается в финансовых и экономических показателях предприятия.

По заказу ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» (см. Приложение 1.) было проведено социологическое исследование, целью которого было изучение эффективности построения имиджа комбината, его воздействия на социальное поведение работников комбината.

Исследование проводилось совместно с Институтом Сравнительных Социальных Исследований в период с сентября 2000 года по июнь 2002 года в городе Старый Оскол Белгородской области.

Участие автора в проведение упомянутого исследования в составе аналитической группы сводилось к следующему: подготовка программы данного исследования, формулировка целей и задач, проведение включенного наблюдения, контент-анализа документов местных органов управления, помощь в формировании выборочной совокупности, подбор и инструктаж интервьюеров, проведение интервью респондентов, анализ обработанных результатов, формулировка основных выводов исследования.

Для достижения основной цели исследование проводилось в двух направлениях, которые осуществлялись параллельно.

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ исследования осуществлялось методами включенного наблюдения и контент-анализа документов местных органов управления.

Целью данного направления исследования было изучение методов и способов формирования имиджа ОЭМК.

Была выдвинута гипотеза о том, что формирование имиджа предприятия должно строиться по двум основным направлениям: воздействие непосредственно на работников ОЭМК, формирование общественного мнения посредствам решения социальных проблем населения, а так же публикаций в местных средствах массовой информации.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1.изучить мероприятия по воздействию руководства ОЭМК на сотрудников согласно современной концепции управления на каждом из трех уровней;

2. изучить социальные программы ОЭМК, проводимые для
населения города Старый Оскол;

3. изучить мероприятия по формированию имиджа через
средства массовой информации;

4.изучить социальные действия сотрудников ОЭМК.

В ходе первого направления исследования методом контент-анализа были изучены следующие документы:

- Ежемесячные и ежеквартальные отчеты службы социального обеспечения ОЭМК - всего 2 6 документов;

- ежеквартальные и годовые отчеты службы обеспечения труда и зарплаты ОЭМК - всего 10 документов;

- ежеквартальные и годовые отчеты производственного управления - всего 10 документов;

- годовые отчеты финансового управления - 3 документа;

- публикации местной газеты «Сталь» - 20 выпусков;

- публикации местного телевидения - 10 выпусков; средства наружной рекламы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow