double arrow

Вопрос понятие и социально политическое значение референдума как института демократического государства


Референдум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

На данный момент на референдумы не могут выноситься вопросы:

1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
7. отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
8. об амнистии и помиловании
9. о принятии и изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ
10. о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов




Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях, например, принятие конституции или внесение в нее поправок, что специально предусмотрено в конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума – желание государственной власти получить одобрение какого-либо своего акта общенационального значения.
Вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения.
Референдум РФ проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума РФ, обладает одним голосом. Гражданин РФ голосует на референдуме РФ лично. Участие в референдуме РФ является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума РФ никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума РФ, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума
РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.



2 вопрос Законодательство о референдуме
Конституция Российской Федерации является основным источником законодательства о референдуме.

Ее роль в общей системе источников законодательства о референдуме определяется следующими обстоятельствами:

во-первых, в Конституции дается политико-правовая характеристика института референдума. В статье 3 Конституции Российской Федерации установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы;

во-вторых, в Конституции устанавливается конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в референдуме (ст. 32);
в-третьих, на конституционном уровне разграничиваются полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по регулированию отношений, имеющих непосредственное значение для построения законодательства о референдуме. В этой связи особенно важно положение пункта "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации; именно на этом положении базируется весьма обширное федеральное регулирование основных гарантий права граждан на участие в референдуме.
3. Законодательство о референдуме Российской Федерации. В соответствии со статьей 84 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года "О референдуме Российской Федерации" был принят Государственной Думой 7 июля и одобрен Советом Федерации 3 октября 1995 года
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Данный ФЗ определяет все необходимое для проведения местного референдума и референдума субъекта Российской Федерации: принципы проведения, правила проведения, статусы наблюдателей, статусы участников и кандидатов, полномочия и положения избирательных комиссий и т. д.
ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»
Следующим нормативно-правовым актом, регулирующим институт референдума, является Федеральный конституционный закон (далее ФКЗ) от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 6 апреля 2015 г.) Данный ФКЗ определяет всю сущность общероссийского референдума, а именно: общие положения, инициативу проведения и назначение референдума, статус участников / наблюдателей / представителей СМИ, определяет порядок голосования, подведения итогов и реализацию принятого решения референдума и иные положения.
В статье 1 Федерального конституционного закона референдум Российской Федерации определяется как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.
В Федеральном конституционном законе определяются демократические принципы участия граждан Российской Федерации в референдуме Российской Федерации, устанавливается, какие вопросы должны быть вынесены на референдум Российской Федерации в обязательном порядке, приводится перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум, а также перечень обстоятельств, которые исключают проведение референдума Российской Федерации.
В Федеральном конституционном законе "О референдуме Российской Федерации" конкретизируется положение Конституции Российской Федерации о том, что референдум назначается Президентом Российской Федерации. В соответствии со статьями 8 и 12 Федерального конституционного закона Президент Российской Федерации назначает референдум по инициативе:
1) не менее чем двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;
2) Конституционного Собрания в случае,



предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации (т. е. если на всенародное голосование выносится проект новой Конституции Российской Федерации).

ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на:

1) превентивный (дозаконо-дательный); проводится до рассмотрения законопроекта парламентом

2) утверждающий (послезаконодатель-ный); проводится после.

По порядку проведения могут быть референдумы:

1) обязательные; (иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято)

2) факультативные; ( Назначение его зависит от усмотрения органа, компетентного назначать референдум)

Виды референдума в зависимости от территории:

1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);

2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы:

1) конституционный (решаются вопросы, связанные с принятием новой конституции)

2) обыкновенный ( изменение в законодательстве)







Сейчас читают про: