Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Бюджетное право и бюджетные правоотношения




В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особым подразделением (подотраслью) финансового права - бюджетным правом.

Бюджетное право - центральный раздел особенной части финансового права, связанный с другими разделами и инсти­тутами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью.

Бюджетное право отличается от других подразделений и ин­ститутов финансового права своим предметом, Т.е. содержани­ем отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что:

а) бюджетное право регулирует отношения Российской Фе­дерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной исполнительной власти;

б) эти отношения возникают в связи с образованием, рас­пределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов РФ) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.

Бюджетное право РФ - это совокупность финансово-пра­вовых норм, регулирующих общественные отношения, возни­кающие в сферах бюджетного устройства РФ, структуры и по­рядка распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенции государства и муниципальных образований в об­ласти бюджета, а также бюджетного процесса.

Важнейшими принципами бюджетного права являются принципы федерализма и развития местного самоуправления, свойственные финансовому праву в целом.

Принцип федерализма в бюджетном праве означает гаранти­рованность самостоятельности бюджетной деятельности и бюд­жетов субъектов РФ как необходимой финансовой основы их компетенции, сочетающейся с единой бюджетной политикой, общими задачами и целями Российской Федерации, реализо­вать которые призван федеральный бюджет.

Принцип развития местного самоуправления выражается в закреплении полномочий органов местного самоуправления по самостоятельному формированию и исполнению местного бюджета в целях решения задач местного значения в соответ­ствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

В бюджетном праве более четко, чем в других разделах фи­нансового права, выделяются материальные и процессуальные нормы. Первые закрепляют материальное содержание бюдже­та (бюджетное устройство, виды доходов и расходов бюджетов и т.п.) и регулируют соответствующие отношения. К предмету вторых относится регулирование порядка (процедуры) прохож­дения каждой из стадий бюджетного процесса, форм взаимо­отношений органов государственной власти, местного само­управления, представительных и исполнительных органов вла­сти в этом процессе.




Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права. Субъекты бюджетного права либо принимают участие в рас­пределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, либо являются участниками бюджетного процесса, либо получают из бюджета денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования.

В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

§ государство и его территориальные подразделения - Рос­сийская Федерация в целом; субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные об­разования; закрытые административно-территориальные образования);

§ органы государственной власти и местного самоуправле­ния - представительные (законодательные) органы госу­дарственной власти и местного самоуправления; испол­нительные органы государственной власти и местного са­моуправления;

§ государственные юридические лица, вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотно­шений.

К бюджетным правоотношениям относятся:

- отношения, возникающие между субъектами бюджет­ных правоотношений в процессе формирования дохо­дов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФи бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджет­ных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ,утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ,контроля за их испол­нением.



Этим правоотношениям свойственны следующие особен­ности, касающиеся их содержания и субъектного состава:

- бюджетные правоотношения возникают в связи с обра­зованием, распределением и использованием централи­зованного государственного или муниципального де­нежного фонда соответствующей территории;

- права и обязанности субъектов правоотношений обус­ловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государ­ственного или муниципального образования;

- в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государство, государственные или муниципальные об­разования, или соответствующие органы государствен­ной власти и местного самоуправления, представля­ющие их интересы;

- бюджетные правоотношения, как правило, не могут длиться более одного года и прекращаются в конце со­ответствующего года, что не исключает возникновения нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами.

Бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного пра­ва, могут быть материальными и процессуальными.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней и включает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты тер­риториальных государственных внебюджетных фондов, а так­же местные бюджеты. Как всякое системное образование, бюд­жетная система представляет собой не простую совокупность составляющих ее самостоятельных, независимых друг от друга элементов, а взаимодействующих между собой, взаимосвязан­ных, взаимообусловленных институтов, функционирующих в соответствии с едиными принципами для достижения общих для всех целей и задач. Достижение сбалансированности бюд­жета в целом возможно только в результате повседневной дея­тельности государственных органов, называемой бюджетным регулированием, направленным на перераспределение доходов и расходов между бюджетами всех Уровней. Возникающие при этом общественные отношения являются межбюджетными отношениями - это отношения между органами государствен­ной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФи органами местного самоуправления.

Принципы межбюджетных отношений:

1) распределение и закрепление расходов по определенным уровням бюджетной системы;

2) разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих до­ходов по уровням бюджетной системы;

3) равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюд­жетных прав муниципальных образований;

4) выравнивание уровней минимальной бюджетной обес­печенности субъектов РФ,муниципальных образований;

5) равенство всех бюджетов РФво взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаи­моотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В нормах бюджетного права предусмотрены меры ответст­венности за нарушения бюджетного законодательства. Они предусмотрены в разных правовых актах - в законах о бюдже­те на конкретный год, в указах Президента РФ. БК РФ привел вопросы ответственности за нарушения 9юджетного законо­дательства в систему, посвятив им особую (четвертую) часть.

Среди источников бюджетного права прежде всего следует назвать Конституцию РФ. Ряд ее статей непосредственно ус­танавливает исходные начала и принципы бюджетной деятель­ности в РФ. Это ст. 71 и 72, определяющие компетенцию РФи сферу совместной деятельности в данной области РФ и субъек­тов РФ; ст. 101, 104, 106, 114, устанавливающие основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его ис­полнением; ст. 132 о бюджетных правах органов местного са­моуправления и др. Помимо этого и конституционные нормы более общего значения определяют основные принципы и фор­мы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.

Принятый 31 июля 1998 БК РФсыграл важную роль в обеспечении бюджет­ных отношений необходимой правовой основой. Он оказал воздействие на формирование бюджетного законодательства субъектов РФи системы, нормативных бюджетно-правовых актов органов местного самоуправления. Вместе с тем, ряд фе­деральных законов и иных нормативных актов были изменены или признаны утратившими силу.





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 2919; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9612 - | 7304 - или читать все...

Читайте также:

  1. A.1.административные и правовые реформы первых киевских князей
  2. Anamnesis morbi. Сословия: муж. жен. 1. Дворяне: Потомственных2094 2410 Личных1509 1192 2. Духовенства: Православного
  3. Cтоглав 1551 г. Cемейно-брачное право
  4. I. Субъективное право юридическое право субъекта
  5. II. Роль государства различна в связи со спецификой методов и способов правового регулирования
  6. II. Структурные элементы правоотношения
  7. II. «Краткое изображение процессов и судебных тяжеб» (1715 г.) – общая характеристика правового документа. Место и значение документа в развитии российского государства и права
  8. III. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ И КРИМИНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  9. IV. Христианская этика и светское право
  10. Status praesens. На наличие грыжевого выпячивания в правой паховой области, незначительные боли в области выпячивания при физической нагрузке
  11. VI. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ
  12. А. Дипломатическое и консульское право


 

54.157.61.68 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.