Лекция 5. Бюджетный процесс в РФ
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы.
2. Составление проекта бюджета.
3. Рассмотрение и утверждение бюджета.
4. Исполнение бюджета.
5. Отчет об исполнении бюджета
Бюджетный процесс – это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении.
Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении и называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса – это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые последовательно сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного финансового (бюджетного) года - с 1 января по 31 декабря.
В основе бюджетного процесс а лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время БК РФ предусмотрены общие принципы для бюджетной системы в целом:
§ единство бюджетной системы РФ;ФР
§ разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
§ самостоятельность бюджетов;
§ полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
§ сбалансированность бюджетов;
§ эффективность и экономность использования бюджетных средств;
§ общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;.
§ гласность;
§ достоверность бюджета;
§ адресность и целевой характер бюджетных средств.
Кроме того, бюджетному процессу присущи специальные принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно составляют, закон или решение о бюджете исполняют органы исполнительной власти, рассматривают и утверждают бюджет (и это касается бюджетов всех уровней) органы представительной власти.
Одним из специальных является также принцип ежегодности бюджета, который включает такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств.
Особого внимания в бюджетном процессе заслуживает принцип публичности и гласности, которые предполагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью; принятый бюджет обязательно публикуется в печати.
Важным для бюджетного процесса остается принцип специализации бюджетных показателей, который состоит в ТОМ, что в основе и составления, и исполнения бюджета лежит бюджетная классификация, которая предполагает группировку доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов - по целевому назначению по направлениям деятельности, направлениям расходов.
26 августа 1 января 31 декабря
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
2. Составление проекта бюджета.
Эта стадия начинается с Послания Президента РФ Федеральному Собранию, которое в соответствии с нормами БК РФ должно поступить в Федеральное Собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год, основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории, плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год (п. 3 ст. 172 БК РФ). Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ (п. 1 ст. 184 БК РФ).
Правительство РФ за 10 месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов власти республик в составе РФ, других субъектов Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях.
Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, которую возглавляет министр финансов.
Выработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.
Правительство РФ,органы власти субъектов РФи органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. Повсем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные. комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе РФсоздан Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам; в Совете Федерации - Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.
Правительство РФпредставляет Государственной Думе проект Федерального закона «О федеральном бюджете». К проекту закона прилагается ряд документов и материалов.