Понятие бюджетного процесса и его принципы

Лекция 5. Бюджетный процесс в РФ

1. Понятие бюджетного процесса и его принципы.

2. Составление проекта бюджета.

3. Рассмотрение и утверждение бюджета.

4. Исполнение бюджета.

5. Отчет об исполнении бюджета

Бюджетный процесс – это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению, а также составле­нию и утверждению отчета о его исполнении.

Деятельность государства от начала составления государст­венного бюджета до утверждения отчета о его исполнении и называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делит­ся на стадии бюджетного процесса – это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюд­жета и стадия составления и утверждения отчета об исполне­нии бюджета, которые последовательно сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного финансового (бюджет­ного) года - с 1 января по 31 декабря.

В основе бюджетного процесс а лежат определенные принци­пы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время БК РФ предусмотрены общие принципы для бюджетной системы в целом:

§ единство бюджетной системы РФ;ФР

§ разграничение доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы РФ;

§ самостоятельность бюджетов;

§ полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов;

§ сбалансированность бюджетов;

§ эффективность и экономность использования бюджетных средств;

§ общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;.

§ гласность;

§ достоверность бюджета;

§ адресность и целевой характер бюджетных средств.

Кроме того, бюджетному процессу присущи специальные принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную дея­тельность органов исполнительной и представительной влас­ти, где проект бюджета обязательно составляют, закон или ре­шение о бюджете исполняют органы исполнительной власти, рассматривают и утверждают бюджет (и это касается бюдже­тов всех уровней) органы представительной власти.

Одним из специальных является также принцип ежегодности бюджета, который вклю­чает такое важное основополагающее правило, как обязатель­ное принятие бюджета до начала планируемого года. Выпол­нение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств.

Особого внимания в бюджетном процессе заслуживает принцип публичности и гласности, которые предполагают, что про­ект бюджета до его принятия широко обсуждается как пред­ставительными органами, так и общественностью; принятый бюджет обязательно публикуется в печати.

Важным для бюджетного процесса остается принцип специ­ализации бюджетных показателей, который состоит в ТОМ, что в основе и составления, и исполнения бюджета лежит бюджет­ная классификация, которая предполагает группировку дохо­дов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов - по целевому назначению по направлениям деятель­ности, направлениям расходов.

26 августа 1 января 31 декабря

       
   
 
 


БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

2. Составление проекта бюджета.

Эта стадия начинается с Послания Президента РФ Федераль­ному Собранию, которое в соответствии с нормами БК РФ дол­жно поступить в Федеральное Собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Составление проектов бюджетов - исключительная преро­гатива Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администра­ций муниципальных образований. Непосредственное состав­ление проектов бюджетов осуществляют Министерство финан­сов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на Бюджетном посла­нии Президента РФ, прогнозе социально-экономического раз­вития соответствующей территории на очередной финансовый год, основных направлениях бюджетной и налоговой полити­ки на очередной финансовый год, прогнозе сводного финан­сового баланса по соответствующей территории, плане разви­тия государственного или муниципального сектора экономи­ки соответствующей территории на очередной финансовый год (п. 3 ст. 172 БК РФ). Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над докумен­тами и материалами, обязательными для представления одно­временно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ (п. 1 ст. 184 БК РФ).

Правительство РФ за 10 месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до пред­ставительных и исполнительных органов власти республик в составе РФ, других субъектов Федерации инструктивного пись­ма об особенностях составления расчетов к проектам бюдже­тов на следующий финансовый год, в том числе о централизо­ванно установленных социальных и финансовых нормах и нор­мативах и их изменениях.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подле­жат рассмотрению межведомственной правительственной ко­миссией, которую возглавляет министр финансов.

Выработка и согласование федерального бюджета на очеред­ной финансовый год завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

Правительство РФ,органы власти субъектов РФи органы местного самоуправления (муниципальных образований) выно­сят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответству­ющий представительный орган. Повсем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представитель­ной власти разных уровней образуют специальные. комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе РФсоздан Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финан­сам; в Совете Федерации - Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

Правительство РФпредставляет Государственной Думе про­ект Федерального закона «О федеральном бюджете». К проек­ту закона прилагается ряд документов и материалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: