Бюджетные права (компетенция) РФ, ее субъектов

Бюджетное устройство РФ. Бюджетная классификация.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устрой­ство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функцио­нирования и взаимосвязи.

Бюджетное устройство страны определяется ее государствен­ным устройством. В унитарном государстве бюджетная систе­ма состоит из двух уровней: государственного бюджета и мест­ных бюджетов, находящихся в ведении органов местного само­управления.

Для бюджетной системы федеративного государства харак­терны три уровня: государственный федеральный бюджет, бюд­жеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Так, бюджет­ная система США включает федеральный бюджет, бюджеты штатов и более 82 тыс. бюджетов местных административно-территориальных единиц (округов, муниципалитетов и др.).

В бюджетную систему России как федеративного государ­ства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоя­тельными частями. К ним относятся два уровня государствен­ных бюджетов и один уровень местных:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов РФ - бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краев и областей, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджет автономной области и бюджеты автономных округов;

3) местные бюджеты - третий уровень. К ним относятся бюджеты муниципальных образований (районов, городов и других административно-территориальных единиц, являющих­ся муниципальными образованиями в соответствии с федераль­ным законодательством и законами субъектов РФ).

Законодательно закреплены в качестве основ бюджетного устройства следующие принципы (ст. 28 БК РФ):

- единства бюджетной системы РФ;

- разграничения доходов, расходов и источников финан­сирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Фе­дерации, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности бюджета;

- результативности и эффективности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств;.; подведомственности расходов бюджетов;

- единства кассы.

Отдельно следуют выделить принцип единства и самостоя­тельности бюджетов.

Принцип единства бюджетов. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодей­ствии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимо­действие осуществляется путем распределения между бюджета­ми регулирующих доходных источников, создания и частично­го перераспределения целевых и региональных фондов.

Законодательство определяет организационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. К ним относятся: ее единая правовая база, использование единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статисти­ческой и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты, согласованные принципы бюд­жетного процесса; единая денежная система.

Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финан­совой, в том числе налоговой, политики в стране.

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается пра­вом самостоятельного утверждения каждого уровня, бюджета соответствующими представительными органами власти, пра­вом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюд­жетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полу­ченных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превыше­ния доходов над расходами и экономии по расходам.

В соответствии с законодательством государственные и ме­стные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кро­ме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на опре­деленные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распреде­ляются (разграничиваются) между бюджетами.

В соответствии с законодательством государственные и ме­стные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фон­ды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определен­ные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распреде­ляются (разграничиваются) между бюджетами.

Законодательство устанавливает единую для всех уровней бюджетов классификацию доходов и расходов, что обеспечи­вает сопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группированных кодов.

Бюджетная классификация при меняется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоста­вимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной сис­темы РФ. Нормативной базой бюджетной классификации слу­жит Федеральный закон от 15 августа 1996 г. NQ 115-ФЗ «О бюд­жетной классификации Российской Федерации».

Бюджетная классификация РФ включает (ст. 19 БК РФ):

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефици­тов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образо­ваний.

Бюджетная классификация РФ является единой и исполь­зуется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классифика­ций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, ненало­говые доходы и безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ).

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от пре­дусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах феде­ральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмот­ренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных зако­нодательством о налогах и сборах;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находя­щегося в государственной или муниципальной соб­ственности, после уплаты налогов и сборов, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч­реждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмот­ренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возме­щение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФмуниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные не налоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюдже­тов субъектов РФ;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридичес­ких лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные по­жертвования.

Межбюджетные трансферты - это средства, предоставля­емые одним бюджетом бюджетной системы РФдругому бюд­жету бюджетной системы РФ. Они применяются для регули­рования бюджета (ежегодного планового распределения дохо­дов бюджета в целях его сбалансирования) в межбюджетных отношениях. В настоящее время наиболее распространенны­ми их видами являются дотации и субвенции.

Дотация в бюджетных отношениях - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозврат­ной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субвенцuя в бюджетных отношениях - это денежная сум­ма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основе. Субвенции, как и дотации, предоставляются на основе реше­ний соответствующих представительных органов власти, при­нимаемых по заявкам получателей субвенций - органов пред­ставительной власти субъектов РФ и муниципальных образо­ваний.

Классификация доходов бюджетов РФ является группиров­кой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Классификация доходов бюджетов РФ включает коды глав­ного администратора доходов бюджета, коды вида доходов, коды подвида экономической классификации доходов, код классификации операций сектора государственного управле­ния, относящихся к доходам бюджетов. К собственным доходам бюджетов отнесены (ст. 47 БК РФ):

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответ­ствии с бюджетным законодательством РФ и законода­тельством о налогах и сборах;

- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответ­ствии с законодательством РФ;

- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвен­ций из Федерального фонда компенсаций и (или) реги­ональных фондов компенсаций.

Так, перечень налогов и приравненных к ним платежей, зак­репленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен НК РФ (ч. 1); в БК РФ (гл. 7-9) дано перечисление видов до­ходных источников федерального бюджета, бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и мест­ного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответ­ствии с расходными обязательствами, обусловленными уста­новленным законодательством РФ разграничением полномо­чий федеральных органов государственной власти, органов го­сударственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодатель­ству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Бюджетные расходы осуществляются в виде бюджетных ассигнований на (ст. 79 БК РФ):

- оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муни­ципальных) контрактов на поставку товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для государственных (муни­ципальных) нужд;

- социальное обеспечение населения;

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муници­пальными) учреждениями;

- предоставление субсидий юридическим лицам (за ис­ключением субсидий государственным (муниципаль­ным) учреждениям), индивидуальным предпринимате­лям, физическим лицам - производителям товаров, ра­бот, услуг;

- предоставление межбюджетных трансфертов;

- предоставление платежей, взносов, безвозмездных пе­речислений субъектам международного права;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- исполнение судебных актов по искам к Российской Фе­дерации, субъектам РФ, муниципальным образовани­ям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государ­ственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Классификация расходов бюджетной системы включает код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, под­раздела, целевой статьи и вида расходов, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов (ст. 21 БК РФ).

При сопоставлении объемов доходов и расходов бюджета большое значение имеет принцип сбалансированности бюдже­та, закрепленный в законодательстве, Т.е. соответствие объе­ма расходов бюджета объему его доходов. Он является необхо­димым условием реализации намеченных расходов.

Негативным проявлением отклонения от этого принципа яв­ ляется дефицит бюджета, т.е. превышение расходов над доходами.

Помимо этого в бюджете текущих расходов предусмотрено выделение защищенных статей, перечень которых должен определяться ежегодно при утверждении бюджета соответству­ющим представительным органом власти. К ним отнесены, например, расходы по заработной плате, пенсиям, стипенди­ям, хозяйственным расходам на аренду, охрану, отопление, ос­вещение и др. По этим статьям предусмотрено обязательное производство расходов в полном объеме.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2006 г., определяет основные положения о роли местных бюджетов, бюджетных правах муниципальных образований и органов ме­стного самоуправления, их взаимоотношениях с органами го­сударственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: