I. О значении римского права

РИМСКОЕ ПРАВО

РИМСКОМУ ПРАВУ

Лекции по


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС РИМСКОЕ ПРАВО

ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ КУРСА РИМСКОЕ ПРАВО

ТЕМА 3. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА

ТЕМА 4. РИМСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

ТЕМА 5. ЛИЦА

ТЕМА 6.РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТЕМА 7. ВЕЩНОЕ ПРАВО

ТЕМА 8.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА

ТЕМА 9. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

ТЕМА 10. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО


Тема№1 Введение в курс Римского права

Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И.А. Покровского "История римского права" ("Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир" (1)), нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира - античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.

Такой взгляд вовсе не умаляет значимости данного явления, напротив, утверждает величие и универсальную ценность того, что было достигнуто в области права античным гением. Но при таком подходе требуется перестановка акцентов в традиционных представлениях о значении римского права для других эпох, в том числе, для настоящего времени. Нижеследующие тезисы представляют попытку выяснить это значение.

1. Римское право, каким оно предстает в кодификации Юстиниана, есть не столько создание римского народа, сколько результат работы всего античного мира в пределах от Рейна до Евфрата.

2. Оно представляет по своей универсальной значимости такое же культурное достижение, какими являются греческая философия и драматургия, живопись, зодчество и ваяние, как навигационные достижения финикийцев и теологические усилия иудеев.

3. В качестве такового римское право есть неиссякаемый источник заимствования юридических идей, категорий, формул, представлений.

4. Наименование этого культурного явления, включающее имя могущественнейшего в истории человечества государства, знаменует то важное обстоятельство, что право, в отличии от философии, искусства может развиться до совершенства только в условиях прочной государственности, имеющей продолжительную самостоятельную жизнь.

5. Действительной исторической заслугой собственно римского народа является то, что он создал и длительное время сохранял именно такую государственность.

6. Право римлян на протяжении многих веков было хаотичным и бессистемным, но - всегда живым, действующим, саморазвивающимся правом.

7. Законченную форму это право приобрело в эллинизированной Восточной римской империи, принявшей православие.

8. Германские народы в последующем существенно изменили дух и букву этого права, приспособив в результате длительных усилий к городским (буржуазным) условиям жизни, сложившимся в Западной Европе в результате Реформации.

9. Это измененное и приспособленное право (Римское пандектное право) легло в фундамент правовых систем большинства стран современного мира как основа юридического образования, основа кодификаций национального гражданского права, основа теории права.

Все эти обстоятельства необходимо иметь в виду, когда приступаешь к изучению римского права с тем, чтобы не возникла иллюзия отвлеченности этого изучения от насущных запросов действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: