double arrow

Сентиментализм в русской литературе


Литература XX века. Вопросы к экзамену.

Контрольное задание

Внимательно прочитайте лекцию и ответьте на вопросы теста.

1. Почему надо читать современную литературу?

А- Она отражает современные проблемы

Б- Она учит нас жить

В- Она уводит от современных проблем

2. К какому течению современной литературы относится суфражистская проза?

А- К авангардному

Б- к абсурдизму

В- к неореалистическому

3. В какой литературе появляется герой неофит?

А- в неонатуралистической

Б- в неорелигиозной

В- в суфражистской

4. В какой литературе герой берет на себя функцию судьи общества?

А – В суфражистской

Б- в неорелигиозной

В- В –неонатуралистической

5. Кто автор романа «Россия: общий вагон»?

А- Толстая

Б- Петрушевская

В- Ключарёва

6. Кто из современных авторов наиболее озабочен проблемами деревни?

А- Быков

Б- Болмат

В- Прилепин

7. Последний этап развития какого метода является постмодернизмом?

А- реализма

Б- романтизма

В- модернизма

8. выделите тот ряд, в котором названы все писатели – постмодернисты.

А- Прилепин, Попов, Пелевин

Б- Толстая, Петрушевская, Битов




В- Ерофеев, Быков, Буйда

9. К какой волне русского постмодернизма относится Абрам Терц?

А- к первой

Б- ко второй

В- к третьей

10. Ко второй волне русского постмодернизма относится?

А- Владимир Сорокин

Б- Дмитрий Галковский

В- Иосиф Бродский

11. Назовите жанр в современной литературе, где используется переделка классического сюжета?

А-киберпанк

Б- римейк

В- антиутопия

12. В каком жанре трагедия классического сюжета превращается в фарс?

А-римейк

Б- травестия

В- киберпанк

1. . Русский символизм, его философско-эстетические особенности. Литературные манифесты 1890-х гг.

2. «Старшие» символисты. /Н.М. Минский, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова – автор на выбор/.

3. Роман Ф.К.Сологуба «Мелкий бес».

4. «Младшие» символисты. Философско-эстетические основы творчества

младосимволистов. Влияние идей и поэзии Вл.Соловьева. Теургизм и жизнетворчество.

5.. Лирика А.А.Блока первого тома "Стихотворений"

6. Лирика А.А.Блока второго томов "Стихотворений"

7. Лирика А.А.Блока третьего тома "Стихотворений"

8. Поэмы А.А.Блока «Соловьиный сад», «Возмездие» или «Двенадцать» /на выбор/

9. Роман А.Белого "Петербург".

10. Творчество М.Горького в дооктябрьский период /Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песнь о Буревестнике. Человек. Матъ. Сказки об Италии/.

11. Творчество И.А.Бунина в дооктябрьский период /Антоновские яблоки.

Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Легкое дыхание. Сны Чанга. Петлистые уши/

12. Творчество А.И.Куприна в дооктябрьский период / Молох. Поединок. Олеся. Гранатовый браслет/.



13. Творчество Л.Н.Андреева / Баргамот и Гараська. Петька на даче. Ангелочек. Боль­шой шлем. Мысль. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот/.

14. Проэзия акмеизма. Литературная позиция акмеистов /дооктябрьская поэзия Н. С. Гумилева, А.А.Ахматовой или О.Э.Мандельштама – автор на выбор/.

15. Русский футуризм. Основные направления художественного эксперимента.

16. Дооктябрьское творчество В.В.Маяковского. /Стихотворения. Облако в штанах/.

17. Повести и рассказы о гражданской войне /Б.Пильняк, Б.А Лавренева, И. Бабель, А. Фадеев – два автора на выбор/.

18. «Донские рассказы» М.Шолохова

19. Романтическая литература 1920-х годов. /Э.Багрицкий, Н.Тихонов, М.Светлов – обзорно/.

20. Творчество А.Грина.

21. Сатирическая проза 1920-1930-х годов. Творчество М.М.Зощенко.

22. Сатирические повести М.А.Булгакова. / Роковые яйца. Собачье сердце – по выбору/.

23. Романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой те­ленок».

24. Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия».

25. Русская антиутопия 1920-х годов. Роман Е.Замятина «Мы».

26. Творчество А.Платонова. Повесть «Котлован»

27. Советский исторический роман. Роман А.Толстого «Петр Первый».

28. Советский Маяковский.

29. Поэзия А.Ахматовой советской эпохи.

30. Поэзия О.Мандельштама 20-30-х гг.

31. Поэзия С.Есенина.

32. Поэзия Б.Пастернака.

33. Творчество ОБЭРИУ /Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий – автор на выбор/ .

34. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита".



35. Проза русского зарубежья /В.Набоков, М.Алданов, М.Осоргин - автор на выбор/.

36. Поэзия русского зарубежья /М.Цветаева. В.Ходасевич, Г.Иванов - автор на выбор/.

37. Военная проза конца 40 - начала 70-х гг. /В.Некрасов "В окопах Сталинграда", Э. Казакевич «Звезда». В.Панова "Спутники", Ю.Бондарев "Батальоны просят огня", К.Воробьев "Убиты под Москвой", В.Астафьев "Пастух и пастушка", В.Распутин "Живи и помни" - два автора на выбор/.

38. Эпические тенденции в военной прозе (В.Гроссман "Жизнь и судьба", Г.Владимов "Генерал и его армия" или В.Астафьев "Прокляты и убиты" – автор на выбор/.

39. Деревенская проза 60-70-х гг. /А.Солженицын "Матренин двор", В.Белов. "Привычное дело", В.Астафьев "Царь-рыба", В.Распутин "Прощание с Матерой", В.Шукшин - восемь рассказов; два автора на выбор/

40. Б.Пастернак. "Доктор Живаго".

41. А.Солженицын. "Один день Ивана Денисовича"

42. А.Солженицын. Роман "В круге первом".

43. В.Шаламов "Колымские рассказы".

44. Романтическая /исповедальная/ проза 60-х гг. В.Аксенов. "Коллеги" или "Затоваренная бочкотара". Романы "Остров Крым" или "Ожог" /на выбор/.

45. Поэзия 60-70-х: Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Н.Рубцов, А.Кушнер /2 автора на выбор/.

46.. Поэзия И.Бродского.

47. Бардовская поэзия /Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич – на выбор/.

48. Социально-философская фантастика А. и Б.Стругацких /одно произведение на выбор./

49. Возникновение русского постмодернизма. Роман А.Битова "Пушкинский дом". Поэма В.Ерофеева "Москва-Петушки". Проза С.Соколова "Школа для дураков" - /автор на выбор/.

50. Проза последних десятилетий 20 - начала 21 вв.: Вик.Ерофеев, В.Сорокин, Л.Петрушевская, С.Довлатов, Т.Толстая, В.Пелевин, В.Пьецух, А.Слаповский, Л.Улицкая, А.Мелихов, А.Азольский, В.Маканин, Д.Быков, П.Крусанов, З.Прилепин, А.Иванов… - автор на выбор.

51. Поэзия последних десятилетий 20 - начала 21 вв. (Д.Пригов. Т.Кибиров, Л.Рубинштейн, О.Седакова, А.Еременко, А.Парщиков, И.Жданов, Е.Шварц, Т.Вольтская, О.Николаева, С.Кекова, Д.Быков, Б.Рыжий и др. - на выбор).

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В.Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С.Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились "Бедная Маша" А.Е.Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть "Марьина роща" в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.







Сейчас читают про: