double arrow

Басни в детском чтении


Отечественная война 1812 г. и детская литература

В детской литературе первой четверти XIX века еще сильны были традиции предшествующих эпох. Так, в 1805 г. Петр Соколов издал для детей сборник «Пчела», куда поместил доступные детям произведения русских писателей.

Как и в конце XVIII века, господствующее положение занимал сентиментализм, хотя и в литературе взрослой он быстро терял свое влияние. Объяснялось это не отсталостью детской литературы, а близостью поэтики сентиментализма природе детей. Это, однако, не мешало вытеснять его новому направлению - романтизму. Иногда оба направления сосуществовали в одном и том же произведении.

В рассматриваемый период более значительный интерес, чем в XVIII веке, проявляли писатели и издатели к современности. Так, события Отечественной войны явились содержанием оригинальной книги «Подарок детям в память 1812 года», изданной в 1814 г. По композиции и расположению материала книга эта напоминала «Лицевой букварь» Кариона Истомина.

«Подарок детям» состоял из 34 непереплетенных карточек, каждая из которых посвящалась одной букве алфавита. На карточках помещались карикатуры и картинки, созданные художниками И. И. Теребеневым, А. Г. Венециановым и И. А. Ивановым, а под ними - остроумные сатирические подписи. Так, на одной карточке изображена сидящая на коне дородная русская крестьянка с вилами, с презрением рассматривающая жалких и оборванных французских солдат.




На листе с буквой «В» голодные французы с завистью наблюдают за тем, как один из них с жадностью гложет ворону, а под карикатурой - подпись:

«— Ворона так вкусна! Нельзя ли ножку дать?

— А мне из котла хоть жижи полизать!»

Еще на одной карточке жалкие на вид, обмотанные тряпками наполеоновские вояки показаны на фоне величественного, сурового Кремля. И еще — русский крестьянин бесстрашно рубит свою руку, на которой интервенты поставили клеймо.

Главная идея книги - победу в войне одержал простой русский народ. Среди победителей не видно ни полководцев, ни царя и его приближенных, исключая атамана казачьих войск М. И. Платова, которому была посвящена отдельная карточка.

По-другому рисовалась Отечественная война в произведениях реакционных писателей. Так, в пьесах П. Мезенцева крепостные крестьяне, а особенно их дети в годы войны больше всего якобы, заботились о том, чтобы уберечь от ограбления интервентами имущество «обожаемых» господ.

Позднее (начиная с 1819 г.) события Отечественной войны находили отражение на страницах журнала «Новое детское чтение» в рассказах и повестях редактора этого журнала С. Глинки, а также в творчестве других писателей.

^ Детская литература и движение декабристов



Взгляды декабристов не могли найти непосредственное отражение в детской литературе, но их вольнолюбивые идеи оказали на нее многостороннее воздействие.

Уже в уставе «Союза благоденствия» (1818-1821) обращалось серьезное внимание на «состояние и ход просвещения», ставились задачи «истинного просвещения» и распространения знаний, издания сочинений по разным наукам и учебным предметам. Литература, считали декабристы, должна иметь общественно-политические цели, быть орудием воспитания и формирования гражданских идеалов. Подобные же задачи ставились и перед произведениями на историческую тему. Рекомендовалось также опираться на народные, национальные начала, для чего декабристы советовали писателям изучать язык и дух народа, чтобы пропитать этим духом свои произведения.

Огромный интерес проявляли декабристы к общеполезным практическим знаниям. В статьях «Взгляд на старую и новую словесность в России», в обзорах русской литературы за 1823, 1824 и начало 1825 г. А. Бестужев ратовал за создание новой литературы, верно отражающей дух народа, его жизнь и национальный характер. Из числа всех писателей своего времени он выделял А. С. Пушкина и осуждал литераторов, далеких от «духа русского народа». А. Бестужев высоко ценил творчество К. Рылеева, особенно его думы, которыми, по его словам, поэт «пробил новую тропу в русском стихотворстве, избрав целью возбуждать доблести сограждан подвигами предков». В «Думах» К. Рылеева он видел «жаркое желание внушить в других любовь к своей земле, ко всему народному, привязать внимание к деяниям старины». Поэтому думы эти адресовались им, прежде всего юношеству, из числа которых ожидались будущие герои.



За идейную литературу, в которой отражалась бы современная жизнь и использовались «нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные», боролся и В. Кюхельбекер. Много внимания уделял он чистоте русского языка, который называл свободным, сильным и богатым, выражающим вольнолюбивый дух его создателя.

Кюхельбекер, призывал учить детей русскому языку, а для этого рекомендовал читать с ними вслух произведения не только поэтов XVIII века, но и лучшие стихи Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Баратынского, Дельвига, Крылова, Грибоедова. Только после этого предлагал им «выучить наизусть то, что есть истинно прекрасного и великого на их родном языке». Писатель, по его мнению, должен быть наставником и вождем молодого поколения, а не служить «мимолетному услаждению образованного человека».

Из педагогического наследия декабристов обращает на себя, внимание статья «О преподавании истории детям» П. Д. Черевина (1802-1824). Считая историю наукой, которая учит «обязанностям человека и гражданина» и «государственному благоразумию», автор выступает против упрощенного ее преподавания, когда в учебных книгах заключаются «лишь происшествия без политики и умозрения». Для маленьких детей он рекомендовал не примитивные учебники, а яркие рассказы о великих людях, «назидательные примеры, с особенной разборчивостью выбранные из всеобщей истории и совершенно понятные для детей». «Пусть история остается наставницей гражданина», ибо кто знает историю, «для того настоящее вполне постижимо; он прозревает и будущее»,- заключал Черевин.

Под влиянием декабристских идей большое развитие получила в XIX веке детская историческая и биографическая книга. Даже книги о событиях отдаленных эпох приобретали актуальное звучание. Иногда такие произведения подвергались значительной переработке. Так, в 1808 г. в переводе Григория Дубецкого был издан восьмитомный «Плутарх для юношей», содержащий большое количество биографий знаменитых деятелей прошлого. Та же книга в новом переводе трижды была издана в Москве «с присовокуплением жизнеописаний знаменитых россиян», куда входили биографии деятелей русской истории и культуры, начиная от княгини Ольги и до писателей и полководцев XVIII века: Суворова, Потемкина, Княжнина, Хемницера и других. Издание 1823 г. дополнено биографиями Кантемира, Кутузова, Хераскова, Державина и других. Особенно выделялись главы о Петре I и Кутузове. Первый был показан просветителем, широкообразованным человеком и гениальным преобразователем России, для которого забота о Родине — первейшая обязанность.

Не меньшее значение в воспитании патриотизма имела другая книга - «Плутарх для молодых девиц», переведенная поэтом и декабристом Федором Глинкой. В нее входило 76 биографий знаменитых женщин разных народов. В предисловии переводчик говорил о необходимости воспитывать в патриотическом духе и женщин. Второе издание той же книги было дополнено биографиями двадцати «знаменитых россиянок», от княгини Ольги до Екатерины Дашковой. В статье о Дашковой подчеркивались ее тесные связи встречи с Вольтером, против которого в то время не перестали выступать реакционные придворные круги, говорилось о ее покровительстве Новикову и Радищеву.

Сам выбор «Плутархов» для детского чтения, их перевод и дополнения биографиями русских людей, написанными с патриотических и гражданственных позиций, свидетельствует о влиянии на детскую литературу декабристских идей.

Широкое развитие получила историческая литература, в том числе и оригинальная. Она была разнообразной по жанрам, идейной направленности, охвату материала. Ей старались придать занимательный и образный характер, чтобы приблизить ее к детям. Об этом свидетельствуют такие книги, как «История детства знаменитых мужей» (1812), «Библиотека детских повестей, анекдотов сказаний о юности великих людей, прославленных историей» (в 2 ч., 1824), «Избранные места из истории всех древних народов (в 2 ч., 1823), «Историческая библиотека для детей» (1813, 1828).

Много внимания уделялось русской истории. Такова изданная в 1824 г. в двух частях «История государства Российского в назидание юношества» Покровского. Формируется жанр исторической повести. Наиболее активным его создателем явился Сергей Глинка, чьи «Русские исторические и нравоучительные повести» (в 3 ч., 1810—1820) имели ярко выраженное патриотическое содержание и выдержали несколько изданий, хотя не отличались высоким художественным уровнем и передовыми идеями.

К 20-м годам XIX века историческая литература становится любимым чтением русских детей.

Из всех стихотворных жанров в начале XIX века наибольшим успехом пользовалась среди детей басня. Жанр этот по многим признакам близок детям. Своим сюжетом басня напоминает сказку. Действующими лицами в ней чаще всего являются животные и звери. События разворачиваются быстро. Ее содержание легко можно пересказать, инсценировать или читать по ролям. После чтения нетрудно проводить беседы морально-нравственного характера. Поэтому педагоги и воспитатели с давних пор широко пользовались басней «для наставления и забавы детей». Напомним, что в начале XVII века русским детям были известны басни Эзопа, а еще раньше они читали басни и притчи из популярной древнерусской книги «Стефанит и Ихнилат».

Во второй половине XVIII и в начале XIX века в круг детского чтения широко входили басни Сумарокова, Хемницера, Дмитриева, а также менее известных баснописцев: Н. Неведомского, А. Соболева, П. Лобысевича, А. Измайлова и других.

За первую половину XIX века было издано для детей более 70 сборников, куда включались басни. Большинство из них выходило в первую четверть века. Издавались басни и иностранных авторов. Так, только произведения Эзопа выходили в первой половине XIX века 20 раз.

Басням придавалось самое разнообразное значение. Об этом можно судить по названиям сборников. Например: «Гостинец милым малюткам..., или Собрание забавных сказок и басен с 20 картами» (1829), «Прелестный Вертоград для детей, или Собрание мятных и отборных басен, с ясным и легким нравоучением и с русскою куклою... с картинками» (1810, 1816). Иногда басни предлагались детям вместе с познавательным гриалом. Такова «Азбука птицеловная, содержащая уроки из естественной истории птиц с басенками для наставления и забавы детей» (1810, 1815).

Но самой большой популярностью среди русских детей первой половины XIX века пользовались басни И. А. Крылова.







Сейчас читают про: