Ответы к заданиям В1–В12
Система оценивания экзаменационной работы по литературе
Часть 3
Часть 2
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания B8–B12; C3–С4. |
ПОЛДЕНЬ
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)
Ответом к заданиям В8-В12 является слово или словосочетание. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
В8 |
Назовите приём одушевления неживого предмета, использованный Ф.И. Тютчевым в приведённом стихотворении («…дышит полдень…»).
Ответ: ___________________.
В9 |
К какому средству художественной выразительности прибегает автор в строках: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?
Ответ: ___________________.
В10 |
Каким термином обозначается повторение начальных частей строк в стихотворении:
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река…?
Ответ: ___________________.
В11 |
Как называются образные определения, служащие выразительно- изобразительным средством («полдень мглистый», «дремота жаркая»)?
Ответ: ___________________.
В12 |
Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).
Ответ: ___________________.
Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений. Ответы записывайте четко и разборчиво |
С3 |
Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевлённости природы?
С4 |
Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чём стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов? (Приведите 2-3 примера.)
Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико -литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. Ответ записывайте четко и разборчиво. |
С5.1 |
Как показана жизнь народов Приднестровья в легендах?
С5.2 |
Какую роль в судьбе Родиона Раскольникова сыграл следователь Порфирий Петрович? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
С5.3 |
В чём проявляется сложность, противоречивость внутреннего мира лирической героини М.И. Цветаевой?
За правильный ответ на задания В1–В12 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
№ задания | Ответ |
B1 | реализм |
B2 | комедия |
B3 | диалог |
B4 | Пищик<или>Симеонов-Пищик |
B5 | деталь |
B6 | ремарка |
B7 | конфликт |
B8 | олицетворение<или>метафора |
B9 | сравнение |
B10 | анафора<или>единоначатие |
B11 | эпитеты |
B12 | ямб |
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ |
Внимание!При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует(нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0». |
Развёрнутый ответ ограниченного объёма (5–10 предложений). Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объёме).
Точность и полнота ответа | Баллы |
а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют | |
б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, и/или частично подменяет рассуждения пересказом текста, и/или допускает одну фактическую ошибку | |
в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом, и/или допускает 2 фактические ошибки | |
г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и/или подменяет рассуждения пересказом текста, и/или допускает 3 и более фактических ошибок | |
Максимальный балл |