Под преступлением в сфере служебной деятельности следует понимать запрещенное уголовным законом деяние служебного лица, совершенное им с использованием своего служебного положения, если оно причинило существенный вред личным благам человека, правам либо интересам граждан, деятельности государственных или иных органов, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности.
Субъектом преступлений в сфере служебной деятельности может быть только служебное лицо. Служебными лицами, согласно ст. 364 УК Украины, признаются: лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителей власти или местного самоуправления, а также занимают постоянно или временно в органах государственной власти, местного самоуправления, на государственных или коммунальных унитарных предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций или выполняют такие функции по специальному полномочию, которым лицо наделяется полномочным органом государственной власти, местного самоуправления, центральным органом государственного управления со специальным статусом, полномочным органом или уполномоченным лицом предприятия, учреждения, организации, судом или законом. К таким служебным лицам относятся народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты местных советов, судьи, прокуроры, следователи, оперативный состав Службы безопасности Украины, работники милиции и налоговой милиции, инспекторы государственных инспекций, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных или коммунальных унитарных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители и др. Служебными лицами также признаются должностные лица иностранных государств, а также должностные лица международных организаций.
Объектом преступлений в сфере служебной деятельности является является установленный законом порядок осуществления должностными и служебными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, их аппарата, объединений граждан, государственных или коммунальных унитарных предприятий, учреждений и организаций своих полномочий.
С объективной стороны преступление состоит в нарушении служебным лицом его служебных обязанностей, совершение деяний с использованием власти или служебного положения.
С субъективной стороны преступления, за исключением служебной халатности, характеризуются умышленной формой вины.
Рассмотрим составы некоторых преступлений в сфере служебной деятельности.
Согласно ст. 364 Уголовного кодекса злоупотребление властью или служебным положением – это умышленное, из корыстных мотивов или в других личных интересах или в интересах третьих лиц использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц.
Злоупотребление властью или служебным положением признается преступлением при наличии трех специальных признаков в них совокупности: 1) использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы; 2) совершение такого действия из корыстных мотивов или в других личных интересах или в интересах третьих лиц; 3) причинение такими действиями существенного вреда охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков свидетельствует об отсутствии состава такого преступления.
Субъект преступления — служебное лицо.
Субъективная сторона этого преступления характеризуется умышленной формой вины. Причем относительно деяния вина состоит в форме умысла, а вот относительно последствий — может быть как умышленной, так и неосторожной. То есть, вина при совершении этого преступления может иметь смешанный (сложный) характер.
Объектом преступления является общественные отношения, обеспечивающие нормальную служебную деятельность в отдельных звеньях государственного аппарата, органов местного самоуправления, объединений граждан, государственных или коммунальных унитарных предприятий, организаций, учреждений.
С объективной стороны преступление характеризуется такими признаками: а) действия и бездеятельность служебного лица, которые совершаются с использованием служебного положения и противоречат интересам службы; б) наступление последствий в виде причинения существенного вреда вышеупомянутым интересам; в) причинная связь между деянием и последствиями.
Наказывается такое преступление исправимыми роботами на срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные долуввжности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом от двухсот пятидесяти до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
Взяточничество — понятие, которое включает три связанных между собой состава преступления: получение взятки (ст. 368 УК), дача взятки (ст. 369 УК), провокация взятки (ст. 370 УК).
Согласно ст. 368 УК Украины получение взятки определяется как получение служебным лицом в любом виде взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения.
Объективная сторона данного преступления состоит в получении взятки в любом виде.
Понятие «взятка» в любом виде предусматривает ее имущественный характер. Предметом взятки может быть имущество (деньги, вещи, право на имущество (документы, дающие право на получение имущества), любые другие действия имущественного характера (бесплатное оказание услуг, проведение строительных работ, предоставление туристических путевок и т.п.).
Субъектом получения взятки может быть лишь служебное лицо. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. Служебное лицо осознает, что оно незаконно получает материальное вознаграждение от другого лица за совершение определенных действий по службе и желает получить такое вознаграждение.
Наказывается получение взятки штрафом от семисот пятидесяти до одной тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от двух до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Предложение или дача взятки предусмотрена ст. 369 УК Украины. В отличии от получения взятки субъектом предложения и дачи взятки может быть как служебное, так и частное лицо. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Предложение взятки наказывается штрафом от 100 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до двух лет. Дача взятки - штрафом от двухсот пятидесяти до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет.
Провокацией взятки, согласно ст. 370 УК Украины, считается сознательное подстрекательство к совершению преступления, а именно - к предоставлению или к получению взятки. Провокация означает умышленное создание служебным лицом условий, которые способствуют, вынуждают потерпевшего совершить желаемые для провокатора действия.
С объективной стороны провокация взятки состоит в искусственном создании служебным лицом обстановки или условий, которые вызовут или предложение взятки, или его получение.
Субъектом провокации взятки может быть только служебное лицо.
Преступление характеризуется с субъективной стороны прямым умыслом.
С целью предотвращения и противодействия коррупции в публичной и частной сферах общественных отношений, восстановления нарушенных прав, свобод или интересов физический лиц, прав или интересов юридических лиц Уголовный кодекс Украины был дополнен разделом VII-A “Преступления в сфере служебной деятельности в юридических лицах частного права и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг”.
Помимо ответственности служебных лиц, осуществляющих функции представителей власти или местного самоуправления, а также занимающих на государственных или коммунальных унитарных предприятиях должности, УК Украины устанавливает уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями служебным лицом юридического лица частного права, превышение полномочий, а также за коммерческий подкуп и другие преступления в этой сфере.
В новом разделе УК Украины предусматривается уголовная ответственность лиц, которые не имеют статуса государственного служащего, но выполняют делегированные им государством публичные функции власти. Такими лицами являются аудиторы, нотариусы, эксперты, оценщики, независимый посредник при рассмотрении коллективных трудовых споров или члены трудового арбитража, третейские судьи или другие лица, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с предоставления публичных услуг. Согласно ст. 2353 УК Украины указанные лица будут нести уголовную ответственность за использование ими своих полномочий с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц, или с целью причинения вреда охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, юридических лиц, интересам общества, государства, если эти действия причинили существенный вред.