Тема 10. Основы информационного права

1. Информация: понятие и классификация

Слово «информация» употребляется современным человеком так же часто, как и слова «политика», «бизнес», «компьютери­зация». Информация переросла свои коммуникативные возмож­ности и стала мощным политическим и экономическим ресур­сом. Она обрела материальные формы и стала товаром, кото­рый можно продать, купить, завещать и т. п. Развитие инфор­мационных технологий привело к появлению новых инструмен­тов познания, лавинообразному расширению и совершенствова­нию производства вычислительной и другой информационной техники.

Прежде всего, выясним сущность понятия «информация», неоднозначно трактуемого в норматив­ных документах. В словаре С.И. Ожегова информация — это:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процес­сах;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоя­нии чего-либо.

В «Толковом словаре по вычислительной техни­ке и программированию» указано, что информация — одно из первичных, не определяемых в рамках кибернетики понятий. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защи­те информации» от 20 февраля 1995 г. определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2), ис­ключая программы для ЭВМ, отнесенные названным законом к средствам обеспечения ЭВМ.

Законодатель широко применяет в нормативных правовых актах понятие «информация» в разных ее видах:

- массовая информация — предназначенные для неограни­ченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудио-визульные и иные сообщения и материалы;

- информация о гражданах (персональные данные) — све­дения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни граж­данина, позволяющие идентифицировать его личность;

- официальные документы — законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и су­дебного характера, а также их официальные переводы или документы, принятые органами зако­нодательной, исполнительной и судебной власти, нося­щие обязательный, рекомендательный или информацион­ный характер;

- конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответ­ствии с законодательством РФ;

- реклама — распространяемые в любой форме, с помощью любых средств сведения о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информа­ция), которые предназначены для неопределенного круга лиц и призваны формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, иде­ям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Информации любого вида и назначения присущи свойства, влекущие за собой определенные юридические последствия при ее обращении и использовании в информационной сфере. Ос­новными свойствами информации являются: физическая неотъемлемость от носителя, обособленность от производителя и ее оборотоспособность, взаимосвязанность с носителем инфор­мации, тиражируемость в любом количестве экземпляров без изменения содержания.

По степени доступности информация делится на массовую, неконфиденциальную и конфиденциальную. Массовая инфор­мация — это сообщения информационного характера, подго­тавливаемые и распространяемые СМИ для информирования населения, в том числе реклама товаров и услуг.

К неконфи­денциальной информации можно отнести: произведения на­уки и литературы, официальные документы и другую открытую информацию.

Конфиденциальная (от латинского слова confidentia — доверие) — документированная информация, до­ступ к которой ограничивается в соответствии с законодатель­ством РФ и подлежит дальнейшей защите ее собственником в зависимости от степени секретности.

Отношения, возникающие при формировании и использова­нии информационных ресурсов и технологий, а также защите информации и прав субъектов, участвующих в информацион­ных процессах, называются информационными правоотноше­ниями. Рассмотрим правовое регулирование этих отношений. Для этого проанализируем основные законодательные акты, содержащие информационно-правовые нормы.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в следующих случаях: когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, если к ней отсутствует свободный доступ на законном основании или обладатель информации принимает меры к ох­ране ее конфиденциальности. Таким образом, законодатель вы­делил в качестве объекта самостоятельного оборота из всего объе­ма информационных отношений только те, которые представ­ляют материальную ценность.

В первую очередь к актам, целиком посвященным воп­росам информационного законодательства, относится Федераль­ный закон РФ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, инфор­матизации и защите информации». В нем регулируются отно­шения, возникающие при формировании и использовании ин­формационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставле­ния информации потребителю; создании и использовании инфор­мационных ресурсов, технологий и средств их обеспечения; за­щите информации, прав субъектов, участвующих в информаци­онных процессах. Закон не затрагивает отношения, возникаю­щие в связи с созданием и распространением произведений на­уки, литературы и искусства, а также фонограмм, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Эти от­ношения урегулированы гражданским кодексом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: