Понятие лица в римском праве

С точки зрения римского права, все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам (personas), или к вещам (res), или к судебным действиям (actiones).

Давайте определимся с тем, что такое лицо. По выражению Юстиниана, «недостаточно ведь знать право, если игнорируются лица, ради которых они установлены».

Термином «лицо» (persona — букв. «маска») обозначается субъект права. Лицами в римском обществе были отдельные люди, физические лица, сообщества физических лиц (например, родовая организация) и независимые от физических лиц учреждения — юридические лица.

В римском праве не получило классической формы учение о физичес­ких и юридических лицах. Все участники правовых отношений (persona) - это физические лица в нашем понимании. Они могли объединяться в союзы, корпорации и т.д., то есть создавать юридические лица, но при всем этом они участвовали в правоотношениях от своего имени.

Римляне наметили путь, по которому пошло развитие правового со­стояния лица. Благодаря им, впервые в истории человечества имеет место процесс определения юридического состояния человека. До римлян аксиономичным было понимание человека только как суще­ства, у которого от рождения и на протяжении всей жизни существует только биологическая природа. Римляне впервые в истории челове­ческой цивилизации пришли к мысли о существовании в обществе, охваченном правовыми нормами, еще и юридической природы или состояния человека, наряду с биологической.

Биологическая природа неизменна. Все люди от рождения наследуют оди­наковые качества и черты. Нет неполноценных людей и народов, исключения составляют только люди, рожденные с явными телесными и интеллектуаль­ными дефектами. Юридическая природа - это изменчивое состояние, результат усилий и деятельности человека. Это то, что отличает людей в обществе друг от друга.

Она - слагаемое трех юридических состояний или статусов в терминологии римлян:

1) состояния свободы (status libertatis);

2) состояния гражданства (status civitatis);

3) семейное состояние (status familiae).

Каждое юридическое состояние (статус) характеризовали лицо с точки зрения какого-то одного юридического критерия. В зависимости от степени и характера присутствия его у лица происходила градация субъектов по несколь­ким категориям:

1. Свободные (liberi) и рабы (servi) с точки зрения status libertatis. По мнению древних, «главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободные, или рабы». Состояние свободы не представляло собой категорию неизменную. Свобода могла быть утрачена и приобретена. В этом отношении существовали спо­собы (основания) приобретения и утраты данного состояния.

Свобо­да приобреталась:

а) естественным способом, в результате рождения (свободнорож­денные);

б) искусственным - отпуск на свободу раба (вольноотпущенники).

Надо сказать, что римские граждане, ставшие таковыми в результате отпущения из рабства, - вольноотпущенники – были носителями ограниченной правоспособности. Им вос­прещались браки со свободнорожденными (до I в.) и женщинами из сенаторских семей, они несли ряд личных и имущественных обязанностей перед освободившим их патроном, состоявших в оказании последнему личных услуг, во взаимной материальной помощи, в праве патрона наследовать после смерти вольноотпущенника, не оставивше­го завещания и нисходящих. Ограничения их публичных прав выражались в отсутствии доступа к сенаторскому званию, к должностям в магистратах, к службе в римских легионах, а с 1 в. они утратили право и голосовать.

2. Status civitatis означал гражданскую (государственную) принадлеж­ность лица. Здесь различались такие категории лиц, как:

а) римские граждане (cives romani);

б) латины (latini);

в) иностранцы (peregrini).

3. Status familiae характеризовало, во-первых, принадлежность лица к римской семье; во-вторых, объем прав и обязанностей лица в семье. Поэтому status familiae мог быть только у лица, который являлся римс­ким гражданином.

С точки зрения status familiae различались:

а) personae sui juris - лица собственного права;

б) personae alieni juris - лица чужого права.

К первой категории относились главным образом отцы фамилии (pater familias), ко второй — все остальные ее члены. Причем не требовалось, чтобы патер фамилиас реально был отцом семьи. Необходимо лишь, что­бы он не подчинялся кому-либо в семейном порядке.

Следует также заметить, что римское право, кроме градации субъектов по статусам, признавало еще и сословное деление, прежде всего, в отноше­нии римских граждан. Здесь существовали такие группы, как нобили (сенато­ры, патриции), муниципальная знать, всадники, плебеи. Сословная принадлежность имела большое значение, главным образом, в сфере публично-правовых отношений.

Но она не означала какую-то отдельную правосубъектность. Лицо получало, прежде всего, различного рода привилегии или обременения. Например, практически запрет жениться сенаторам на опреде­ленных категориях: "В Юлиевом законе указано следующее: "Сенатор, или его сын, или внук по мужской линии, или правнук по мужской линии не могут сознательно, со злым умыслом взять в качестве невесты или жены вольноот­пущенницу или женщину, которая занимается или занималась ремеслом, слу­жащим для забавы других, или отец либо мать которой занимаются или занимались этим ремеслом.

И дочь сенатора, или внучка по мужской линии, или правнучка по мужской линии не могут быть сознательно, со злым умыс­лом невестой или женой вольноотпущенника или лица, которое занимается или занималось ремеслом, служащим для забавы других, или отец либо мать которого занимается или занимались этим ремеслом; и никто из этих лиц не может со злым умыслом сознательно взять ее (дочь, внучку, правнучку сена­тора) в качестве невесты или жены".

Правоспособность в римском праве

В современной юридической науке достаточно полно и емко представле­на характеристика правового положения участников правовых отношений, раскрываемая при помощи таких понятий, как правоспособность, дееспособ­ность, объединенных единым понятием правосубъектность.

Правоспособность - это возможность лица иметь и быть носителем зак­репленных в правовых нормах субъективных прав и обязанностей.

Дееспособность - степень и характер самостоятельности лица в осуще­ствлении субъективных прав и обязанностей.

Римляне не использовали термины правоспособность и дееспособ­ность. Появление этих понятий - результат правового творчества юри­стов позднейших эпох. В римском праве способность лица участвовать в правоотношениях называлась caput habere. При этом наличие у лица caput habere характеризовало его и как субъекта публично-, так и час­тноправовых отношений. Следовательно, римляне не различали, как это имеет место в современном праве, общую отраслевую и специ­альную правоспособность.

В римском праве не все люди автоматически являлись субъектами права. Огромное количество населения - рабы - являлись объектами права, признавались вещью, говорящим орудием. С ними были разрешены все те манипуляции, что и с неоду­шевленными вещами. Их стоимость определялась стоимостью вещей. Соответственно у них отсутствовал caput habere. Не случайно возникла сентенция: «Рабы не имеют «лица», т. е. правоспособности.

Как уже отмечалось, свобода являлась общим условием участия лица в правоотношениях в качестве субъекта права, то есть он был носителем субъек­тивных прав и обязанностей, а не их объектом.

Однако наличие свободы не означало, что лицо - полноправный участ­ник правоотношений. Дело в том, что в римском праве, в отличие от совре­менного, фундаментальным являлось неравенство всех субъектов права. Наоборот, действовала презумпция правового неравенства,характеризовав­шаяся тем, что существовали различные по объему и содержанию виды пра­воспособности участников правоотношений в Древнем Риме.

Существование различных видов правоспособности - это главное, пожа­луй, отличие римского учения о лицах от современного, где существуют раз­личные виды дееспособности, но за лицом признается только одна правоспособность, приобретаемая с рождения. Именно данное отличие сле­дует иметь в виду в процессе последующего изучения как бы это ни было абсурдно и неверно с точки зрения современной теории права и государства.

Наибольшей правоспособностью наделялись лица, обладающие римс­ким гражданством.

"Простые незаметные люди незнатного происхождения, путешествуя по морям, приезжают в местности, которых они никогда не видели раньше, где они незнакомы тем, к кому они приехали, и где они не всегда могут сослаться на людей, которые могли бы удостоверить их личность. И все же они, полага­ясь на свои права римского гражданства, уверены в своей безопасности везде, куда бы они ни приехали. Отними у римских граждан эту надежду, этот оплот - и тогда все провинции, все царства, одним словом, весь мир ты этим своим утверждением для римских граждан закроешь". "Заковать римского гражданина - преступление, подвергнуть его сечению розгами - злодеяние, убить его, - можно сказать, братоубийство".

Пафосность и образность Цицерона, все же следует признать, были не случайны. Вплоть до империи, каждый носитель подобного звания мог впол­не обоснованно именовать себя властелином мира.

Правоспособность римского гражданина в сфере частноправовых от­ношений складывается из двух элементов:

1) jus conubii - право вступать в римский брак, потомство от которого приобретает права римского гражданства с рож­дения, а глава семьи в отношении новорожденных - право отеческой власти;

2) jus commercii — право быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обяза­тельственных). Оно связано с правом, в случае необходимости, от своего имени вчинить иск и участвовать в судебном процессе, то есть фактически это полная правоспособность в сфере всего частного права, кроме того, в рамках jus commerciiможно выделить еще от­дельный элемент правоспособности - полная свобода дей­ствий в области наследственного права.

Правоспособность в сфере публично-правовых отношений складывалась из следующих элементов:

- Jus honorum- право быть избранным магистратом.

- Jus suffragii- право голосовать в народном собрании, то есть прини­мать законы, тем самым творить право.

- Jus militiae- право служить в римской армии.

Кроме того, римский гражданин для защиты своих прав мог прибегнуть не только к процессуальным, но и к административным (интердикты) сред­ствам защиты, основанным как на цивильном, так и на преторском праве.

Правоспособностью в рассмотренном объеме наделялись не все римляне, а только свободнорожденные. Меньший объем пра­воспособности был у вольноотпущенников, которые вынуждены были нести определенные обременения в отношении своих быв­ших хозяев, ставших их патронами.

Обременения, главным образом, носили имущественный характер, как то:

- завещать часть наследства патрону;

- оказывать разного рода услуги, временную материальную помощь, или постоянную (выплачивать алименты);

- выказывать надлежащее уважение, например, не вчинять иска.

Латинская правоспособность (latini) первоначально принадлежа­ла жителям италийских общин. Она являлась промежуточной между римской и иностранной.

Категория латинов в правовом и этническом отношениях была неоднородной. Прежде всего латинами являлись жители Лациума, находившиеся до IV в. до н. э. в Латин­ском союзе с Римом. Кроме того, ими были жители некоторых италийских общин за пределами Лациума, которым положение латина предоставлялось публичными ак­тами со времен Латинского союза. Наконец, аналогичное по­ложение приобретали лица, освобожденные из рабства латином, а в дальнейшем - при определенных условиях и римлянином.

Латины они обладали jus commercium. В этом плане они ничем не отличались от римских граждан. Их отличие состояло в публично-правовой сфере. Из публично-правовых возможностей все латины имели одну - право участия и голосования в римских народных собраниях. Их имущественные споры, как и споры римлян, были подведомственны римским судам. У латинов имущество не подлежало наследо­ванию ни по закону, ни по завещанию, а переходило в собственность освободившего их из рабства господина. О них поэтому говорили: «Живут как свободные, умирают как рабы».

Как правило, латинское гражданство предоставлялось жителям римских колоний. При этом оно могло быть в виде:

- latinum maius (то есть в большем объеме) - колонисты, избран­ные магистратами или сенаторами у себя в колонии автоматичес­ки, в подобном случае приобретали права римского гражданства;

- latinum minus (в меньшем объеме) - римское гражданство мо­гут приобрести только колонисты, избранные магистратами.

Таким образом, латины, хотя и были свободными, но полной правоспособности ни в одной из сфер деятельности человека не имели и на первых порах даже считались врагами, в связи с чем имущество их могло быть захвачено, а сами они обращены в рабство.

Потребности торгового оборота издавна вызвали к жизни институт клиентеллы, в соответствии с которым чужеземец в результате специального соглашения становился клиентом римлянина (патрона). Последний от собственного имени (т. е. не как представитель) совершал в интересах клиента раз­нообразные правовые действия: заключал сделки, выступал в римском суде и т. п. Исполнение обязанностей патроном обеспечивалось средствами сакрального права (религии): не­добросовестный патрон, как вызвавший гнев богов, ставился вне охраны закона. Дальнейшее развитие международных экономических свя­зей обусловило тенденцию постепенного предоставления ино­странцам элементов правоспособности в частноправовых от­ношениях, которая в конце концов имела своим следствием забвение статуса гражданства как предпосылки правоспособ­ности в сфере частного права.

Иностранцы (peregrini) обладали наименьшей из возможных правоспо­собностью. Весь объем прав, которыми они были наделены, регулировался нормами jus gentium, то есть они не имели тех возможностей, которые содер­жали в себе цивильное и в особенности преторское право.

Развитие экономических связей привело к необходимости регулирования частно-правовых отношений перегринов, первоначально выразившегося в договорах, заключавшихся Римом с дружественными государствами о взаимной защите интересов своих граждан. Такая защита распространялась и на жителей римских колоний (т.н. «капитулировавших перегринов»). Наряду с нею постепенно выработался другой и основной способ регулирования частноправовых отношений между перегринами, а также между перегринами и римлянами, — посредством созданной преторами и юристами правовой системы.

Помимо этого, среди иностранцев еще более ограниченной правоспособ­ностью были наделены так называемые иностранцы, покоренные с оружием в руках – «так называются те, которые с оружием в руках сража­лись против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались». Объем их правоспособности невелик: "Те же, которые причисляются к покоренным, никоим образом не могут ничего приобретать по завещанию, как каждый ино­странец, и по мнению большинства юристов, они не могут также составлять завещания. Таким образом, свобода тех, которые поступили в число покорен­ных, самая незавидная, никакой закон, никакое сенатское постановление, ника­кой императорский указ не дает им прав римского гражданства.

Они даже не могут оставаться в Риме или в округ его на сто миль, под страхом публичной продажи их самих вместе с имуществом, с тем условием, чтобы не исполняли рабских обязанностей ни в Риме, ни в его округе на сто миль и чтобы никогда не получали свободы. А если бы они были отпущены на волю, то они опять делаются рабами римского народа".

Колоны (coloni). В период республики и принципата понятие колон означает свободного арендатора земли, со­стоящего с ее собственником в договорных отношениях. На­чавшееся с правления Августа распространение крупного зем­левладения, имевшее своим следствием известные социаль­но-экономические последствия, в том числе укрепление соб­ственности землевладельцев, привело, в конечном счете, к изменению правового положения колона. В течение III в. колон закрепляется на земле фактически, а в IV в. — юри­дически.

«Руками колонов, неведомых прежде, большие

Земли возделывать стали, свои расширяя именья»,

- писал римский поэт I в. Анней Лукан.

Из сочинений юристов периода империи следует, что если договор об аренде не был возобновлен, колон (и его наследники) с молчаливого согласия обеих сторон мог остаться на земле, т. е. колон был таковым уже не по договору, а на основе иных отношений с господином. Источники свидетельствуют, что колонами становились и рабы: «Раб, перешедший на положение колона, хотя и принадлежит к определенному имению, не должен включаться в состав инвентаря». Это были «посаженные на землю» колоны, в отличие от «свободных колонов». Со временем различие между ними исчезло.

Колоны были правоспособны (с некоторыми ограничениями), могли заключать договоры, иметь семью, наследовать и оставлять наследство, предъяв­лять иски к третьим лицам, но не к хозяину земли. Отношения между собственником земли и колоном основывались на пуб­личном праве, в котором положение колона ограничено жест­кими рамками: он связан и с собственником земли, и с госу­дарством, а сбросить бремя колоната можно было лишь при­обретением обрабатываемого земельного участка.

Еще романисты XIX — начала XX в. характеризовали колонат как зародыш феодализма, а колона — как предшест­венника средневекового крепостного крестьянина.

Значительные изменения в правоспособности произошли в 212 году в связи с изданием эдикта Каракаллы о даровании римского гражданства всем жителям империи, чем было устранено не только деление на граждан и не­граждан, но произошло нечто большее: полный и всеобщий охват субъектов и объектов правоотношений стал невозможен, так как система статусов фактически исчезла, сохранившись лишь в упрощенном виде.

Рабы (servi). Характеристика правоспособности была бы неполной без рассмотрения еще одной категории, правда, не субъектов, а объектов права. Речь идет о рабах, отличие которых от других объектов права - способность издавать чле­нораздельные звуки. Поэтому у рабов, как у скотины, нет и быть не может семьи, брака, имущества и т.д. Ответственность за их противоправные дей­ствия несут хозяева, при этом иски, так называемые ноксальные, были таки­ми же, как и в случаях, если виновное действие совершено скотом.

В древнейшее время основные варианты возникновения рабского состояния - пленение воинов вражеского государства, обращение в раб­ство иностранцев, находившихся на территории Рима, и рождение от рабыни. Последний вариант является следствием того, что правовой статус отца приобретали лишь дети, рожденные в законном браке. Вступление же в брак с рабыней исключалось.

На раннем этапе истории Рима рабство было домашним, патриархальным, и раб, хотя и не мог иметь ни своего имущес­тва, ни своей семьи, все же еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой лич­ности. Они выражались, в частности, в том, что могила раба находилась под защитой сакрального права, как и могила свободного; кровнородственные отношения рабов являлись препятствием к браку между ними; при отчуждении рабов запрещалось разделять близких родственников.

Возможно было обретение рабского состояния свободнорожденным римлянином. К при­меру, по инициативе потерпевшего рабом мог стать вор, застигнутый на месте преступления, или член семьи, проданный ее главой в рабство. Свободнорожденные римляне не могли быть рабами (до периода империи) на территории своего государства, они продавались за гра­ницу.

Соотношение источников рабства к началу классического периода меняется. Возникновение рабского состояния связывается с определенными наказаниями за преступления. Обращались в рабство приговоренные к смертной казни, каторге. Та же участь постигала свободную женщину, уличенную в интимной связи с рабом и продолжавшую ее, несмотря на предупреждение. Мог быть возвращен в рабское состояние неблагодарный по отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник.

Как следствие кризиса традиционной системы рабства, уси­ливается напряженность в отношениях рабов и рабовладель­цев. Выражением этой напряженности явился знаменитый Силанианский сенатусконсульт, установивший применение пыток и казнь всех рабов убитого господина, находившихся под одной с ним кровлей и не пришедших ему на помощь.

Но уже Аквилиев закон утверждает противоположную реальность: «Если кто-либо противоправно убьет чужого раба или рабыню, или четвероногое, или скот, то да будет он присужден дать собственнику столько меди, сколь­ко являлось наивысшей стоимостью этого в данном году». К середине II в. до н. э. раб окончательно превраща­ется в средство производства, с которым хозяин мог обра­щаться как с вещью. «Господа имеют над рабами право жизни и смерти...».

Сокращение возможности обращать в рабство сограждан привело к тому, что купля-продажа рабов-чужеземцев, постав­ляемых на рынки в результате войн, стала новым и распро­страненным источником рабства. Так, при взятии города Тарента (209 г. до н. э.) было продано в рабство 30 тысяч человек, городов Эпира (167 г. до н. э.) — 150 тысяч. Увеличение численности рабов снижает их товарную стоимость и социаль­ную ценность, что имеет своим следствием резкое ухудшение их личного положения. В трактате («О земледелии») Катон рекомендует меню для рабов: «Сохраните возможно больше упавших с дерева олив, а также и тех, которые, будучи сорваны не вовремя, не обещают вам большого количества масла; давайте им эти маслины, но с таким расчетом, чтобы их запас продержался возможно дольше. Когда он истощится, давайте им рассол с уксусом».

После провозглашения императором Августом «римского мира» войны как источник рабства, по сравне­нию с законными способами, утратили первенствующее значе­ние. В результате в первые три века новой эры количество рабов, поставляемых на рынок, значительно сократилось. Из­менилось отношение к рабам и обращение с ними. Новая политика Адриана по охране границ римского государства, состоявшая в долговременной обороне по всем линиям, со­кратила число пленных, получаемых в результате погранич­ных войн.

С конца I в. намечается тенденция вмешательства государства в отношения «раб — господин» с целью ограничения произвола рабовладельцев. Последним, а также муниципальным магист­ратам, запрещается казнить рабов, навечно заковывать, отда­вать их в гладиаторы. Преступления, совершаемые рабом, отныне подлежали ведению суда. Они также сами несли ответ­ственность за преступления, совершаемые с ведома или по приказу хозяев.

Бесправие рабов в имущественной сфере пришло в противоречие с потребностями хозяйственной жизни. Хотя раб приравнивался к орудиям производства, животным и т. п., он отличался от них своей сознательной волей и интеллектом, которые можно было использовать в интересах господ. В этом качестве раб выступал как «говорящее орудие» (согласно Варрону, орудия земледельческого производства делились на три категории: «На орудие говорящее, полуговорящее и немое; орудие говорящее — это рабы; полуговорящее – это быки; немое — это повозки»).

Возможность раба совершать юридические действия (но только в пользу хозяина) выводилась из правоспособности последнего, т. е. как если бы такие действия совершал сам рабовладелец. Между тем по обязательствам рабов господин никакой ответственности не нес, что, разумеется, противоречило принципам граждан­ского оборота. «Наше положение может становиться лучше при помощи рабов, но не может становиться хуже».

Подводя итог сказанному, можно констатировать: римляне вошли в историю как одни из самых жестоких рабовладельцев, как создатели так называемого классического рабства.

Данная трактовка, бе­зусловно, верна, но лишь отчасти.

Во-первых, как уже отмечалось, римляне - творцы юридической приро­ды, состояния. Поэтому рабство - юридическое состояние, которое «есть установление права народов, согласно которому лицо подчинено власти другого вопреки природе».

Во-вторых, мнение римской элиты о природе рабства было совершен­но разным. Уже в раннюю республику хорошо известен Аппий Клавдий, вклю­чивший сыновей вольноотпущенников в римский Сенат. В пьесах Плавта рабы чаще более сообразительны, хитры и предприимчивы, чем их хозяева. Родоначальник римской литературы Ливии Андроник был рабом и вольноотпущен­ником. Со второго столетия до н. э. множество пленных греков образовали сословие интеллигенции.

С признанием христианства в качестве официальной религии происхо­дят новые существенные изменения в правовом состоянии лиц. Возникает совершенно иная системы статусов, за основу которой были взяты не три при­знака - свобода, гражданство, семейная принадлежность, - как ранее, а только один - религиозная принадлежность, точнее - отношение к Никейскому символу веры.

Все население империи относительно данного Символа представляло из себя несколько категорий:

1. Те, кто придерживаются Никейского символа (personae christiani catholicorum). В свою очередь, лица данной кате­гории подразделяются на клириков и мирян.

2. Те, кто не исповедуют Никейский символ, но признают Христа и назы­вают себя христианами (personae christiani). Как и в преды­дущей категории, в ее рамках можно выделить ариан (лиц, исповедующих символ веры, сформулированный Арием) и еретиков.

3. Те, кто придерживаются старых, дохристианских культов (personae non christiani). Среди них законодательство называет евреев (iudaei) и всех остальных язычников-нехристиан (pagani).

Особенностью новой системы статусов, по сравнению с прежней, стал ее иерархический признак. Лица, являвшиеся сторонниками Никейского симво­ла, обладали полной гражданской дееспособностью, при этом клирики, в от­личие от мирян, были наделены еще рядом привилегий. Частичное поражение в дееспособности испытывали христиане, противники Никейского символа, и совершенно ограниченной дееспособностью обладали нехристиане.

Различная степень дееспособности проявилась наиболее ярко в нормах права, регулирующих вопросы, связанные с наследованием имущества. Так, полной завещательной способностью были наделены лица, обладающие ста­тусом католических христиан. Ограничения касались лиц других статусов, при этом степень их ограничений была разной.

Если лицо или лица относятся к personae christiani, то ограничения, на­лагаемые на них, имеют индивидуально-избирательный характер, также до­пускаются послабления и отмена.

В отношении же personae non christiani ограничения имеют коллектив­ный, мы бы сказали, коллективно-тотальный характер. Вот типичные указа­ния, где первое касается язычников, а второе - евреев: "Те христиане, которые стали язычниками, должны быть лишены силы и права совершать завещания, и если есть завещание, то оно будет отменено посредством уничтожения завещания".

"Если сын, дочь, внучка в одиночку или в большем (количестве) из евреев или самаритян вернутся к свету христианской религии... их родите­лям... не будет позволено лишать их наследства, или пропустить в своем завещании молчанием, или оставлять им меньше, чем они смогли бы приоб­рести, если бы они были призваны к наследству в случае отсутствия завеща­ния. Но, если такая случайность будет иметь место, то мы приказываем, чтобы завещание было отменено и, чтобы вышеназванные лица были призваны к наследованию".

Правоспособность возникает у людей в результате рождения (естествен­ный способ) и отпуска на свободу рабов (искусственный способ).

Естественный способ характеризовался рядом требований, которым дол­жен был соответствовать новорожденный:

а) родиться от свободной матери;

б) иметь человеческий вид;

в) быть доношенным;

г) выйти из утробы матери и быть живым хотя бы несколько минут.

Искусственным способом обретали правоспособность рабы. Раб, будучи отпущен на свободу, обретал правоспособность:

а) либо римского гражданина (вольноотпущенника);

б) либо латина;

в) либо иностранца.

Кроме названных Гаем этих трех способов отпуска рабов на свободу, суще­ствовало еще несколько таких, которые не приводили к возникновению у че­ловека римской правоспособности:

1) в присутствии друзей,

2) посредством письменного уведомления магистрата об отпуске раба на свободу;

3) в церкви (но данный способ обрел юридическую силу только во вто­рой половине IV века);

4) посредством суда (но к нему прибегали только хозяева, которым не исполнилось 20 лет).

Приобретают, вне зависимости от способа отпуска, исключительно пра­воспособность иностранцев вольноотпущенники, которые, будучи рабами, были: "кто был закован господами и заклеймен, или те, кто по обвинению в преступлении был подверг пытке и оказался виноватым, или те, кто был вы­дан господами для участия в гладиаторских играх или для борьбы со зверями и поэтому был брошен на арену или тюрьму".

Следует учитывать, что не всегда можно было отпускать рабов на свобо­ду. Запрет возникал в случаях, когда это могло причинить вред кредиторам или патрону; или когда хозяину не исполнилось 20 лет.

Прекращение правоспособности также возможно естественным образом - это смерть правоспособного лица.

Искусствен­ным образом возможно умаление правоспособности (capitis deminutio). Capitis deminutio была трех родов:

1. Capitis deminutio maxima - максимальное умаление правоспособнос­ти, которое было связано с утратой состояния свободы. Потеря свободы влекла за собой утрату и других статусов: граждан­ства и семьи. Утрата свободы могла произойти различным образом: плен, уголовное преступление, неблагодарность вольноотпущенника в отно­шении патрона, самопродажа.

2. Capitis deminutio media - среднее умаление правоспособности, то есть потеря гражданского состояния, но остается состояние свободы.

3. Сapitis deminutio minima - минимальное умаление правоспособнос­ти. Оно было характерно только для римлян, которые, утрачивая status familiae, сохраняли два других состояния.

Гораздо страшнее для римских граждан, чем умаление правоспособнос­ти, была утрата ими чести, уважения. Фактически для них наступала "граж­данская смерть".

Она могла принимать различные формы и виды:

1. Объявление гражданина персоной интестабилеc (persona intestabiles): "Если кто-либо уча­ствовал при совершении сделки в качестве свидетеля или весовщика, а затем отказывается это засвидетельствовать, то пусть он будет при­знан бесчестным и утратит право быть свидетелем". Как видим, в данном случае имело место не только моральное осуждение, но также и юридические санкции.

2. Объявление гражданина "бесчестным человеком" (persona infamia). Бесчестье означало утрату римлянином ius honorarium и suffragii, что, практически, приводило к ограничению всей публичной и частной деес­пособности. Наступала инфамия, как правило, в результате осужде­ния за совершенное преступление, отдельные деликты.

3. Объявление гражданина "позорным лицом" (persona turpis). Это наступало, в основном, если римлянин занимался предосудительной деятельностью: актерское ремесло ("служащее для забавы других"), сводничество, проституция, ростовщичество, гладиаторство и ряд других.

Дееспособность, как отмечалось, - это способность лица своими действи­ями приобретать и осуществлять права, а также исполнять обязанности.

В понимании римлян дееспособность связана, прежде всего, с возрастом.

Возраст имеет решающее значение при определении собственно видов и содержания самой дееспособности. Римляне полагали, что существует четы­ре возрастных отрезка, в зависимости от того, насколько лицо адекватно мо­жет оценивать свои действия.

Соответственно различали дееспособность:

1) инфантов - дети до 7 лет;

2) инфантов майорес - мальчики от 7 до 12, девочки от 7 до 14 лет;

3) юношей - 12 - 25 лет; девушек – 14 – 25 лет;

4) мужчины - полная дееспособность без каких-либо ограничений, наступавшая с 25 лет.

Достаточно специфическую дееспособность имели женщины. Женщина в понимании римлян - "существо всегда непостоянное и изменчивое", поэто­му, как отметил Папиниан, "по многим постановлениям нашего права женщи­ны находятся в худшем положении, чем мужчины". Практически указанный подход означал, во-первых, то, что женщины были лишены публично-правовой дееспособности: они не могли занимать какую-либо гражданскую или публичную должность.

Во-вторых, женщины в течение всей жизни являлись лицами чужого пра­ва. Если же они становились p. sui iuris, то над ними устанавливалась пожиз­ненная опека.

В эпоху империи такая опека все более становится формальной и женщи­на становится полноправным участником большинства частноправовых отно­шений:

- она может самостоятельно приобретать и отчуждать неманципированные вещи, а с согласия опекуна - и манципированные;

- самостоятельно вступать в обязательственные отношения; с согласия опекуна составлять завещание.

Дееспособность могла быть ограничена:

1) до 7 лет ребенок считается полностью недееспособным в силу абсолютной незрелости психики;

2) категория от 7 до 12 (у женщин – до 14) лет признавалась лишь частично недееспособной. Данной категории лиц разрешалось самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, незначительные по сумме и служащие для удовлетворения мелких повседневных потребностей человека, - сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, имеющие результатом приращение имущества. Кроме того, данная категория лиц несет ответственность по деликтам;

3) достигшие 14-го возраста признавались полностью дееспособными. Од­нако лица данной категории, в случае неблагоприятного имущественного об­ременения, могли прибегнуть к реституции и испросить себе попечителя. С этого времени все сделки, связанные с уменьшением имущества, были дей­ствительны только с одобрения попечителя. В эпоху империи назначение по­печителей для этой категории лиц стало обязательным. Но они могли самостоятельно составлять завещание и заключать брак.

Кроме того, огра­ничения были связаны, главным образом, с психическим расстройством лица, которое не могло адекватно оценивать и контролировать свои действия.

Сюда относились:

4) сумасшедшие - лица, имеющие "дефект разума";

5) расточители - лица, которые неразумно, нецелесообразно расходуют собственное имущество по причине "дефекта воли";

6) кроме того, в особых случаях имеет место недееспособность у лиц с от­дельными телесными недостатками глухие, немые, картавые, слепые и т.д. Например, немой не в состоянии заключить вербальное обязательство. В по­добных случаях возможно назначение попечителя либо представителя.

Таким образом, ограничения дееспособности лиц были различны по свое­му характеру, содержанию и не представляли величину неизменную.

Характеристика дееспособности была бы неполной без рассмотрения уже не раз упомянутых институтов. Речь идет об опеке и попечительстве.

В римском праве данным институтам уделено немалое внимание, однако следует признать, что римляне не выработали достаточно четких признаков и различий между институтом опеки и попечительства. Поэтому, суммируя все относящееся к этим институтам, можно утверждать следующее.

1. Опека (tutela, опекун - tutor) - право власти и надзора за тем свободным лицом, которое вследствие малолетства не располагает средствами самостоя­тельной защиты. В целом, опека была более юридически регламентирована, чем попечи­тельство, поэтому отметим ряд положений:

- опекуном можно было стать только по достижении 25-летнего возра­ста. В качестве таковых могли быть назначены и рабы. В подобной ситуации они автоматически обретали состояние свободы. Не могли быть опекунами: глухой, немой, безумный, женщины, turpis personae, а также "неизвестное лицо, так как всякий в заботе о своем потомстве должен руководствоваться в деле опеки определен­ным суждением".

- опека устанавливалась различными способами:

а) посредством завещания (tutela testamentaria);

б) на основе закона, в опекуны призываются лица из числа тех, кто имеет право на наследование по закону (t. legitima);

в) магистратом (t. dativa).

- лицо, назначенное опекуном и не желающее принимать на себя данные обязанности, должно, тем не менее, немедленно приступить к их исполнению, имея право обжаловать свое назначение в судебном порядке.

2. Попечительство (cura, попечитель - curator) - право надзора над различными категориями совер­шеннолетних, «сила и власть в отношении свободного человека»:

- попечителем становился, как правило, ближайший родственник;

- главная задача куратора - оградить подопечного от наступления неблагоприятных последствий, поэтому он не имеет право жесткого контроля и диктата.

- попечительство устанавливается посредством завещания, либо, в ис­ключительных случаях, решением магистрата. Напри­мер, забота об имуществе не родившегося ребенка или для защиты интересов кредитора, постума, вдовы при открытии наследства и т.п.

Опека прекращалась в результате:

а) совершеннолетия (12 лет для юношей, 14 - для девушек);

б) уголовного наказания, плена и других видов, связанных с ума­лением правоспособности;

в) усыновления;

г) наступления условия (если опекун назначен под этим условием);

д) смерти опекаемого.

Помимо этого, освобождались от опеки лица, "когда у них трое детей, а вольноотпущенные, находящиеся под законной опекой пат­рона или его детей освобождаются тогда, если у них четверо детей".

Попечительство прекращалось в результате:

а) полного выздоровления;

б) по решению закона;

в) смерти находящегося под попечительством.

 

По общему мнению, римляне не создали такой же развитой системы юриди­ческих лиц, как это имеет место в отношении физических лиц. Все нормы, кото­рые можно отнести к юридическим лицам, отличаются своей отрывочностью и непоследовательностью. Этому может быть несколько объяснений.

Во-первых, характер римского государства (республика) и сам принцип деления всех норм на публично-правовые и частноправовые предполагали в качестве дееспособного субъекта, прежде всего, отдельное лицо, которое са­мостоятельно могло решить все свои проблемы и реализовать поставленные цели.

Во-вторых, если все же существовала необходимость в объединении со­вместных усилий отдельных лиц, то это могло быть осуществлено в форме Договора товарищества, то есть, опять-таки, посредством института физичес­ких лиц. Кроме того, существование рабства и возможность неограниченного использования труда десятка рабов делали бессмысленным объединение лиц - собственников рабов - друг с другом.

В-третьих, в годы империи власть в целях профилактики всячески стреми­лась оградить и регламентировать деятельность юридических лиц. Поэтому нередки были вообще запреты на любые объединения, в частности, в правле­ние Августа (27 до н.э. - 14 н.э.).

В целом деятель­ность юридических лиц должна была быть санкционирована Сенатом.

Подобные обстоятельства и практика не могли не сказаться на основных особенностях юридических лиц, существовавших в Риме:

1. Создаваемые физическими лицами юридические лица имели, глав­ным образом, не хозяйственные, а духовно-религиозные цели - обес­печение достойных похорон друг другу, содержание мест погребения.

2. Юридические лица, преследовавшие в качестве основной цели полу­чение выгоды, доходов, сохранение какого-либо имущества, правиль­ное им распоряжение и т.д., носили или государственный, или полугосударственный характер. В этом отношении само римское госу­дарство – Res Publica - можно признать юридическим лицом, главная цель которого - защита и реализация имущественных и духовных по­требностей римских граждан.

По характеру образования и содержания деятельности среди юридических лиц можно выделить:

a) юридические лица, представляющие собой административно-территориальные образования либо различные государствен­ные институты. Деятельность подобных образований связана с реализацией государственных функций и задач, которые иног­да требуют вступать в правовые отношения с частными лица­ми, заключать межгосударственные, а также в рамках государства (между городами) соглашения. В подобных ситуа­циях должностные лица - это уполномоченные представители того или иного вида юридического лица, действующего на ос­новании частноправовых норм (государственная казна, муниципии, учреждения и др.);

б) юридические лица, образованные частными лицами (частные корпорации, учреждения), - это объединения частных лиц, созданные с целью взаимопомощи или реализа­ции целей дозволенного характера и содержания. Среди по­добных образований наиболее распространенными были коллегии (братства) с религиозными целями; похоронные корпорации; профессиональные союзы; христианская церковь; благотворительные образования в виде приютов, ночлежек, госпиталей и т.д.

Юридические лица, образованные частными лицами, обладали дос­таточно своеобразной правоспособностью. Связано это с тем, что они не имели, как это принято сейчас, собственного юридического имени и адреса. Поэтому имущество, которым они располагали, юридически находилось в совместной собственности, либо в режиме договора то­варищества, либо в индивидуальной собственности. Однако в отли­чие от товарищества выход, смерть его члена (членов) не влечет прекращения юридического лица. Кроме того, его члены не могут по­требовать при выходе какую-то часть, долю имущества.

От всей совокупности членов того или иного объединения дей­ствует представитель, как всфере гражданских правоотношений, так и в ходе судебных разбирательств, а также в отношениях с публичны­ми объединениями.

Юридические лица, созданные частными лицами, были суще­ственно ограничены в сфере наследственного права. Для получения завещательного имущества необходимо было получить особое раз­решение.

Частные объединения как юридические лица должны были иметь:

а) общее имущество (res communes);

б) общую казну (arca communis),

в) представителя (actorem syndicum).

Таким образом, римское юридическое лицо можно определить как публичное обра­зование или частноправовое объединение лиц, связанное с реа­лизацией общественных целей и задач, либо созданное по инициативе частных лиц для взаимопомощи или реализации куль­турно-религиозных потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: