С точки зрения римского права, все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам (personas), или к вещам (res), или к судебным действиям (actiones).
Давайте определимся с тем, что такое лицо. По выражению Юстиниана, «недостаточно ведь знать право, если игнорируются лица, ради которых они установлены».
Термином «лицо» (persona — букв. «маска») обозначается субъект права. Лицами в римском обществе были отдельные люди, физические лица, сообщества физических лиц (например, родовая организация) и независимые от физических лиц учреждения — юридические лица.
В римском праве не получило классической формы учение о физических и юридических лицах. Все участники правовых отношений (persona) - это физические лица в нашем понимании. Они могли объединяться в союзы, корпорации и т.д., то есть создавать юридические лица, но при всем этом они участвовали в правоотношениях от своего имени.
Римляне наметили путь, по которому пошло развитие правового состояния лица. Благодаря им, впервые в истории человечества имеет место процесс определения юридического состояния человека. До римлян аксиономичным было понимание человека только как существа, у которого от рождения и на протяжении всей жизни существует только биологическая природа. Римляне впервые в истории человеческой цивилизации пришли к мысли о существовании в обществе, охваченном правовыми нормами, еще и юридической природы или состояния человека, наряду с биологической.
Биологическая природа неизменна. Все люди от рождения наследуют одинаковые качества и черты. Нет неполноценных людей и народов, исключения составляют только люди, рожденные с явными телесными и интеллектуальными дефектами. Юридическая природа - это изменчивое состояние, результат усилий и деятельности человека. Это то, что отличает людей в обществе друг от друга.
Она - слагаемое трех юридических состояний или статусов в терминологии римлян:
1) состояния свободы (status libertatis);
2) состояния гражданства (status civitatis);
3) семейное состояние (status familiae).
Каждое юридическое состояние (статус) характеризовали лицо с точки зрения какого-то одного юридического критерия. В зависимости от степени и характера присутствия его у лица происходила градация субъектов по нескольким категориям:
1. Свободные (liberi) и рабы (servi) с точки зрения status libertatis. По мнению древних, «главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободные, или рабы». Состояние свободы не представляло собой категорию неизменную. Свобода могла быть утрачена и приобретена. В этом отношении существовали способы (основания) приобретения и утраты данного состояния.
Свобода приобреталась:
а) естественным способом, в результате рождения (свободнорожденные);
б) искусственным - отпуск на свободу раба (вольноотпущенники).
Надо сказать, что римские граждане, ставшие таковыми в результате отпущения из рабства, - вольноотпущенники – были носителями ограниченной правоспособности. Им воспрещались браки со свободнорожденными (до I в.) и женщинами из сенаторских семей, они несли ряд личных и имущественных обязанностей перед освободившим их патроном, состоявших в оказании последнему личных услуг, во взаимной материальной помощи, в праве патрона наследовать после смерти вольноотпущенника, не оставившего завещания и нисходящих. Ограничения их публичных прав выражались в отсутствии доступа к сенаторскому званию, к должностям в магистратах, к службе в римских легионах, а с 1 в. они утратили право и голосовать.
2. Status civitatis означал гражданскую (государственную) принадлежность лица. Здесь различались такие категории лиц, как:
а) римские граждане (cives romani);
б) латины (latini);
в) иностранцы (peregrini).
3. Status familiae характеризовало, во-первых, принадлежность лица к римской семье; во-вторых, объем прав и обязанностей лица в семье. Поэтому status familiae мог быть только у лица, который являлся римским гражданином.
С точки зрения status familiae различались:
а) personae sui juris - лица собственного права;
б) personae alieni juris - лица чужого права.
К первой категории относились главным образом отцы фамилии (pater familias), ко второй — все остальные ее члены. Причем не требовалось, чтобы патер фамилиас реально был отцом семьи. Необходимо лишь, чтобы он не подчинялся кому-либо в семейном порядке.
Следует также заметить, что римское право, кроме градации субъектов по статусам, признавало еще и сословное деление, прежде всего, в отношении римских граждан. Здесь существовали такие группы, как нобили (сенаторы, патриции), муниципальная знать, всадники, плебеи. Сословная принадлежность имела большое значение, главным образом, в сфере публично-правовых отношений.
Но она не означала какую-то отдельную правосубъектность. Лицо получало, прежде всего, различного рода привилегии или обременения. Например, практически запрет жениться сенаторам на определенных категориях: "В Юлиевом законе указано следующее: "Сенатор, или его сын, или внук по мужской линии, или правнук по мужской линии не могут сознательно, со злым умыслом взять в качестве невесты или жены вольноотпущенницу или женщину, которая занимается или занималась ремеслом, служащим для забавы других, или отец либо мать которой занимаются или занимались этим ремеслом.
И дочь сенатора, или внучка по мужской линии, или правнучка по мужской линии не могут быть сознательно, со злым умыслом невестой или женой вольноотпущенника или лица, которое занимается или занималось ремеслом, служащим для забавы других, или отец либо мать которого занимается или занимались этим ремеслом; и никто из этих лиц не может со злым умыслом сознательно взять ее (дочь, внучку, правнучку сенатора) в качестве невесты или жены".
Правоспособность в римском праве
В современной юридической науке достаточно полно и емко представлена характеристика правового положения участников правовых отношений, раскрываемая при помощи таких понятий, как правоспособность, дееспособность, объединенных единым понятием правосубъектность.
Правоспособность - это возможность лица иметь и быть носителем закрепленных в правовых нормах субъективных прав и обязанностей.
Дееспособность - степень и характер самостоятельности лица в осуществлении субъективных прав и обязанностей.
Римляне не использовали термины правоспособность и дееспособность. Появление этих понятий - результат правового творчества юристов позднейших эпох. В римском праве способность лица участвовать в правоотношениях называлась caput habere. При этом наличие у лица caput habere характеризовало его и как субъекта публично-, так и частноправовых отношений. Следовательно, римляне не различали, как это имеет место в современном праве, общую отраслевую и специальную правоспособность.
В римском праве не все люди автоматически являлись субъектами права. Огромное количество населения - рабы - являлись объектами права, признавались вещью, говорящим орудием. С ними были разрешены все те манипуляции, что и с неодушевленными вещами. Их стоимость определялась стоимостью вещей. Соответственно у них отсутствовал caput habere. Не случайно возникла сентенция: «Рабы не имеют «лица», т. е. правоспособности.
Как уже отмечалось, свобода являлась общим условием участия лица в правоотношениях в качестве субъекта права, то есть он был носителем субъективных прав и обязанностей, а не их объектом.
Однако наличие свободы не означало, что лицо - полноправный участник правоотношений. Дело в том, что в римском праве, в отличие от современного, фундаментальным являлось неравенство всех субъектов права. Наоборот, действовала презумпция правового неравенства,характеризовавшаяся тем, что существовали различные по объему и содержанию виды правоспособности участников правоотношений в Древнем Риме.
Существование различных видов правоспособности - это главное, пожалуй, отличие римского учения о лицах от современного, где существуют различные виды дееспособности, но за лицом признается только одна правоспособность, приобретаемая с рождения. Именно данное отличие следует иметь в виду в процессе последующего изучения как бы это ни было абсурдно и неверно с точки зрения современной теории права и государства.
Наибольшей правоспособностью наделялись лица, обладающие римским гражданством.
"Простые незаметные люди незнатного происхождения, путешествуя по морям, приезжают в местности, которых они никогда не видели раньше, где они незнакомы тем, к кому они приехали, и где они не всегда могут сослаться на людей, которые могли бы удостоверить их личность. И все же они, полагаясь на свои права римского гражданства, уверены в своей безопасности везде, куда бы они ни приехали. Отними у римских граждан эту надежду, этот оплот - и тогда все провинции, все царства, одним словом, весь мир ты этим своим утверждением для римских граждан закроешь". "Заковать римского гражданина - преступление, подвергнуть его сечению розгами - злодеяние, убить его, - можно сказать, братоубийство".
Пафосность и образность Цицерона, все же следует признать, были не случайны. Вплоть до империи, каждый носитель подобного звания мог вполне обоснованно именовать себя властелином мира.
Правоспособность римского гражданина в сфере частноправовых отношений складывается из двух элементов:
1) jus conubii - право вступать в римский брак, потомство от которого приобретает права римского гражданства с рождения, а глава семьи в отношении новорожденных - право отеческой власти;
2) jus commercii — право быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обязательственных). Оно связано с правом, в случае необходимости, от своего имени вчинить иск и участвовать в судебном процессе, то есть фактически это полная правоспособность в сфере всего частного права, кроме того, в рамках jus commerciiможно выделить еще отдельный элемент правоспособности - полная свобода действий в области наследственного права.
Правоспособность в сфере публично-правовых отношений складывалась из следующих элементов:
- Jus honorum- право быть избранным магистратом.
- Jus suffragii- право голосовать в народном собрании, то есть принимать законы, тем самым творить право.
- Jus militiae- право служить в римской армии.
Кроме того, римский гражданин для защиты своих прав мог прибегнуть не только к процессуальным, но и к административным (интердикты) средствам защиты, основанным как на цивильном, так и на преторском праве.
Правоспособностью в рассмотренном объеме наделялись не все римляне, а только свободнорожденные. Меньший объем правоспособности был у вольноотпущенников, которые вынуждены были нести определенные обременения в отношении своих бывших хозяев, ставших их патронами.
Обременения, главным образом, носили имущественный характер, как то:
- завещать часть наследства патрону;
- оказывать разного рода услуги, временную материальную помощь, или постоянную (выплачивать алименты);
- выказывать надлежащее уважение, например, не вчинять иска.
Латинская правоспособность (latini) первоначально принадлежала жителям италийских общин. Она являлась промежуточной между римской и иностранной.
Категория латинов в правовом и этническом отношениях была неоднородной. Прежде всего латинами являлись жители Лациума, находившиеся до IV в. до н. э. в Латинском союзе с Римом. Кроме того, ими были жители некоторых италийских общин за пределами Лациума, которым положение латина предоставлялось публичными актами со времен Латинского союза. Наконец, аналогичное положение приобретали лица, освобожденные из рабства латином, а в дальнейшем - при определенных условиях и римлянином.
Латины они обладали jus commercium. В этом плане они ничем не отличались от римских граждан. Их отличие состояло в публично-правовой сфере. Из публично-правовых возможностей все латины имели одну - право участия и голосования в римских народных собраниях. Их имущественные споры, как и споры римлян, были подведомственны римским судам. У латинов имущество не подлежало наследованию ни по закону, ни по завещанию, а переходило в собственность освободившего их из рабства господина. О них поэтому говорили: «Живут как свободные, умирают как рабы».
Как правило, латинское гражданство предоставлялось жителям римских колоний. При этом оно могло быть в виде:
- latinum maius (то есть в большем объеме) - колонисты, избранные магистратами или сенаторами у себя в колонии автоматически, в подобном случае приобретали права римского гражданства;
- latinum minus (в меньшем объеме) - римское гражданство могут приобрести только колонисты, избранные магистратами.
Таким образом, латины, хотя и были свободными, но полной правоспособности ни в одной из сфер деятельности человека не имели и на первых порах даже считались врагами, в связи с чем имущество их могло быть захвачено, а сами они обращены в рабство.
Потребности торгового оборота издавна вызвали к жизни институт клиентеллы, в соответствии с которым чужеземец в результате специального соглашения становился клиентом римлянина (патрона). Последний от собственного имени (т. е. не как представитель) совершал в интересах клиента разнообразные правовые действия: заключал сделки, выступал в римском суде и т. п. Исполнение обязанностей патроном обеспечивалось средствами сакрального права (религии): недобросовестный патрон, как вызвавший гнев богов, ставился вне охраны закона. Дальнейшее развитие международных экономических связей обусловило тенденцию постепенного предоставления иностранцам элементов правоспособности в частноправовых отношениях, которая в конце концов имела своим следствием забвение статуса гражданства как предпосылки правоспособности в сфере частного права.
Иностранцы (peregrini) обладали наименьшей из возможных правоспособностью. Весь объем прав, которыми они были наделены, регулировался нормами jus gentium, то есть они не имели тех возможностей, которые содержали в себе цивильное и в особенности преторское право.
Развитие экономических связей привело к необходимости регулирования частно-правовых отношений перегринов, первоначально выразившегося в договорах, заключавшихся Римом с дружественными государствами о взаимной защите интересов своих граждан. Такая защита распространялась и на жителей римских колоний (т.н. «капитулировавших перегринов»). Наряду с нею постепенно выработался другой и основной способ регулирования частноправовых отношений между перегринами, а также между перегринами и римлянами, — посредством созданной преторами и юристами правовой системы.
Помимо этого, среди иностранцев еще более ограниченной правоспособностью были наделены так называемые иностранцы, покоренные с оружием в руках – «так называются те, которые с оружием в руках сражались против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались». Объем их правоспособности невелик: "Те же, которые причисляются к покоренным, никоим образом не могут ничего приобретать по завещанию, как каждый иностранец, и по мнению большинства юристов, они не могут также составлять завещания. Таким образом, свобода тех, которые поступили в число покоренных, самая незавидная, никакой закон, никакое сенатское постановление, никакой императорский указ не дает им прав римского гражданства.
Они даже не могут оставаться в Риме или в округ его на сто миль, под страхом публичной продажи их самих вместе с имуществом, с тем условием, чтобы не исполняли рабских обязанностей ни в Риме, ни в его округе на сто миль и чтобы никогда не получали свободы. А если бы они были отпущены на волю, то они опять делаются рабами римского народа".
Колоны (coloni). В период республики и принципата понятие колон означает свободного арендатора земли, состоящего с ее собственником в договорных отношениях. Начавшееся с правления Августа распространение крупного землевладения, имевшее своим следствием известные социально-экономические последствия, в том числе укрепление собственности землевладельцев, привело, в конечном счете, к изменению правового положения колона. В течение III в. колон закрепляется на земле фактически, а в IV в. — юридически.
«Руками колонов, неведомых прежде, большие
Земли возделывать стали, свои расширяя именья»,
- писал римский поэт I в. Анней Лукан.
Из сочинений юристов периода империи следует, что если договор об аренде не был возобновлен, колон (и его наследники) с молчаливого согласия обеих сторон мог остаться на земле, т. е. колон был таковым уже не по договору, а на основе иных отношений с господином. Источники свидетельствуют, что колонами становились и рабы: «Раб, перешедший на положение колона, хотя и принадлежит к определенному имению, не должен включаться в состав инвентаря». Это были «посаженные на землю» колоны, в отличие от «свободных колонов». Со временем различие между ними исчезло.
Колоны были правоспособны (с некоторыми ограничениями), могли заключать договоры, иметь семью, наследовать и оставлять наследство, предъявлять иски к третьим лицам, но не к хозяину земли. Отношения между собственником земли и колоном основывались на публичном праве, в котором положение колона ограничено жесткими рамками: он связан и с собственником земли, и с государством, а сбросить бремя колоната можно было лишь приобретением обрабатываемого земельного участка.
Еще романисты XIX — начала XX в. характеризовали колонат как зародыш феодализма, а колона — как предшественника средневекового крепостного крестьянина.
Значительные изменения в правоспособности произошли в 212 году в связи с изданием эдикта Каракаллы о даровании римского гражданства всем жителям империи, чем было устранено не только деление на граждан и неграждан, но произошло нечто большее: полный и всеобщий охват субъектов и объектов правоотношений стал невозможен, так как система статусов фактически исчезла, сохранившись лишь в упрощенном виде.
Рабы (servi). Характеристика правоспособности была бы неполной без рассмотрения еще одной категории, правда, не субъектов, а объектов права. Речь идет о рабах, отличие которых от других объектов права - способность издавать членораздельные звуки. Поэтому у рабов, как у скотины, нет и быть не может семьи, брака, имущества и т.д. Ответственность за их противоправные действия несут хозяева, при этом иски, так называемые ноксальные, были такими же, как и в случаях, если виновное действие совершено скотом.
В древнейшее время основные варианты возникновения рабского состояния - пленение воинов вражеского государства, обращение в рабство иностранцев, находившихся на территории Рима, и рождение от рабыни. Последний вариант является следствием того, что правовой статус отца приобретали лишь дети, рожденные в законном браке. Вступление же в брак с рабыней исключалось.
На раннем этапе истории Рима рабство было домашним, патриархальным, и раб, хотя и не мог иметь ни своего имущества, ни своей семьи, все же еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой личности. Они выражались, в частности, в том, что могила раба находилась под защитой сакрального права, как и могила свободного; кровнородственные отношения рабов являлись препятствием к браку между ними; при отчуждении рабов запрещалось разделять близких родственников.
Возможно было обретение рабского состояния свободнорожденным римлянином. К примеру, по инициативе потерпевшего рабом мог стать вор, застигнутый на месте преступления, или член семьи, проданный ее главой в рабство. Свободнорожденные римляне не могли быть рабами (до периода империи) на территории своего государства, они продавались за границу.
Соотношение источников рабства к началу классического периода меняется. Возникновение рабского состояния связывается с определенными наказаниями за преступления. Обращались в рабство приговоренные к смертной казни, каторге. Та же участь постигала свободную женщину, уличенную в интимной связи с рабом и продолжавшую ее, несмотря на предупреждение. Мог быть возвращен в рабское состояние неблагодарный по отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник.
Как следствие кризиса традиционной системы рабства, усиливается напряженность в отношениях рабов и рабовладельцев. Выражением этой напряженности явился знаменитый Силанианский сенатусконсульт, установивший применение пыток и казнь всех рабов убитого господина, находившихся под одной с ним кровлей и не пришедших ему на помощь.
Но уже Аквилиев закон утверждает противоположную реальность: «Если кто-либо противоправно убьет чужого раба или рабыню, или четвероногое, или скот, то да будет он присужден дать собственнику столько меди, сколько являлось наивысшей стоимостью этого в данном году». К середине II в. до н. э. раб окончательно превращается в средство производства, с которым хозяин мог обращаться как с вещью. «Господа имеют над рабами право жизни и смерти...».
Сокращение возможности обращать в рабство сограждан привело к тому, что купля-продажа рабов-чужеземцев, поставляемых на рынки в результате войн, стала новым и распространенным источником рабства. Так, при взятии города Тарента (209 г. до н. э.) было продано в рабство 30 тысяч человек, городов Эпира (167 г. до н. э.) — 150 тысяч. Увеличение численности рабов снижает их товарную стоимость и социальную ценность, что имеет своим следствием резкое ухудшение их личного положения. В трактате («О земледелии») Катон рекомендует меню для рабов: «Сохраните возможно больше упавших с дерева олив, а также и тех, которые, будучи сорваны не вовремя, не обещают вам большого количества масла; давайте им эти маслины, но с таким расчетом, чтобы их запас продержался возможно дольше. Когда он истощится, давайте им рассол с уксусом».
После провозглашения императором Августом «римского мира» войны как источник рабства, по сравнению с законными способами, утратили первенствующее значение. В результате в первые три века новой эры количество рабов, поставляемых на рынок, значительно сократилось. Изменилось отношение к рабам и обращение с ними. Новая политика Адриана по охране границ римского государства, состоявшая в долговременной обороне по всем линиям, сократила число пленных, получаемых в результате пограничных войн.
С конца I в. намечается тенденция вмешательства государства в отношения «раб — господин» с целью ограничения произвола рабовладельцев. Последним, а также муниципальным магистратам, запрещается казнить рабов, навечно заковывать, отдавать их в гладиаторы. Преступления, совершаемые рабом, отныне подлежали ведению суда. Они также сами несли ответственность за преступления, совершаемые с ведома или по приказу хозяев.
Бесправие рабов в имущественной сфере пришло в противоречие с потребностями хозяйственной жизни. Хотя раб приравнивался к орудиям производства, животным и т. п., он отличался от них своей сознательной волей и интеллектом, которые можно было использовать в интересах господ. В этом качестве раб выступал как «говорящее орудие» (согласно Варрону, орудия земледельческого производства делились на три категории: «На орудие говорящее, полуговорящее и немое; орудие говорящее — это рабы; полуговорящее – это быки; немое — это повозки»).
Возможность раба совершать юридические действия (но только в пользу хозяина) выводилась из правоспособности последнего, т. е. как если бы такие действия совершал сам рабовладелец. Между тем по обязательствам рабов господин никакой ответственности не нес, что, разумеется, противоречило принципам гражданского оборота. «Наше положение может становиться лучше при помощи рабов, но не может становиться хуже».
Подводя итог сказанному, можно констатировать: римляне вошли в историю как одни из самых жестоких рабовладельцев, как создатели так называемого классического рабства.
Данная трактовка, безусловно, верна, но лишь отчасти.
Во-первых, как уже отмечалось, римляне - творцы юридической природы, состояния. Поэтому рабство - юридическое состояние, которое «есть установление права народов, согласно которому лицо подчинено власти другого вопреки природе».
Во-вторых, мнение римской элиты о природе рабства было совершенно разным. Уже в раннюю республику хорошо известен Аппий Клавдий, включивший сыновей вольноотпущенников в римский Сенат. В пьесах Плавта рабы чаще более сообразительны, хитры и предприимчивы, чем их хозяева. Родоначальник римской литературы Ливии Андроник был рабом и вольноотпущенником. Со второго столетия до н. э. множество пленных греков образовали сословие интеллигенции.
С признанием христианства в качестве официальной религии происходят новые существенные изменения в правовом состоянии лиц. Возникает совершенно иная системы статусов, за основу которой были взяты не три признака - свобода, гражданство, семейная принадлежность, - как ранее, а только один - религиозная принадлежность, точнее - отношение к Никейскому символу веры.
Все население империи относительно данного Символа представляло из себя несколько категорий:
1. Те, кто придерживаются Никейского символа (personae christiani catholicorum). В свою очередь, лица данной категории подразделяются на клириков и мирян.
2. Те, кто не исповедуют Никейский символ, но признают Христа и называют себя христианами (personae christiani). Как и в предыдущей категории, в ее рамках можно выделить ариан (лиц, исповедующих символ веры, сформулированный Арием) и еретиков.
3. Те, кто придерживаются старых, дохристианских культов (personae non christiani). Среди них законодательство называет евреев (iudaei) и всех остальных язычников-нехристиан (pagani).
Особенностью новой системы статусов, по сравнению с прежней, стал ее иерархический признак. Лица, являвшиеся сторонниками Никейского символа, обладали полной гражданской дееспособностью, при этом клирики, в отличие от мирян, были наделены еще рядом привилегий. Частичное поражение в дееспособности испытывали христиане, противники Никейского символа, и совершенно ограниченной дееспособностью обладали нехристиане.
Различная степень дееспособности проявилась наиболее ярко в нормах права, регулирующих вопросы, связанные с наследованием имущества. Так, полной завещательной способностью были наделены лица, обладающие статусом католических христиан. Ограничения касались лиц других статусов, при этом степень их ограничений была разной.
Если лицо или лица относятся к personae christiani, то ограничения, налагаемые на них, имеют индивидуально-избирательный характер, также допускаются послабления и отмена.
В отношении же personae non christiani ограничения имеют коллективный, мы бы сказали, коллективно-тотальный характер. Вот типичные указания, где первое касается язычников, а второе - евреев: "Те христиане, которые стали язычниками, должны быть лишены силы и права совершать завещания, и если есть завещание, то оно будет отменено посредством уничтожения завещания".
"Если сын, дочь, внучка в одиночку или в большем (количестве) из евреев или самаритян вернутся к свету христианской религии... их родителям... не будет позволено лишать их наследства, или пропустить в своем завещании молчанием, или оставлять им меньше, чем они смогли бы приобрести, если бы они были призваны к наследству в случае отсутствия завещания. Но, если такая случайность будет иметь место, то мы приказываем, чтобы завещание было отменено и, чтобы вышеназванные лица были призваны к наследованию".
Правоспособность возникает у людей в результате рождения (естественный способ) и отпуска на свободу рабов (искусственный способ).
Естественный способ характеризовался рядом требований, которым должен был соответствовать новорожденный:
а) родиться от свободной матери;
б) иметь человеческий вид;
в) быть доношенным;
г) выйти из утробы матери и быть живым хотя бы несколько минут.
Искусственным способом обретали правоспособность рабы. Раб, будучи отпущен на свободу, обретал правоспособность:
а) либо римского гражданина (вольноотпущенника);
б) либо латина;
в) либо иностранца.
Кроме названных Гаем этих трех способов отпуска рабов на свободу, существовало еще несколько таких, которые не приводили к возникновению у человека римской правоспособности:
1) в присутствии друзей,
2) посредством письменного уведомления магистрата об отпуске раба на свободу;
3) в церкви (но данный способ обрел юридическую силу только во второй половине IV века);
4) посредством суда (но к нему прибегали только хозяева, которым не исполнилось 20 лет).
Приобретают, вне зависимости от способа отпуска, исключительно правоспособность иностранцев вольноотпущенники, которые, будучи рабами, были: "кто был закован господами и заклеймен, или те, кто по обвинению в преступлении был подверг пытке и оказался виноватым, или те, кто был выдан господами для участия в гладиаторских играх или для борьбы со зверями и поэтому был брошен на арену или тюрьму".
Следует учитывать, что не всегда можно было отпускать рабов на свободу. Запрет возникал в случаях, когда это могло причинить вред кредиторам или патрону; или когда хозяину не исполнилось 20 лет.
Прекращение правоспособности также возможно естественным образом - это смерть правоспособного лица.
Искусственным образом возможно умаление правоспособности (capitis deminutio). Capitis deminutio была трех родов:
1. Capitis deminutio maxima - максимальное умаление правоспособности, которое было связано с утратой состояния свободы. Потеря свободы влекла за собой утрату и других статусов: гражданства и семьи. Утрата свободы могла произойти различным образом: плен, уголовное преступление, неблагодарность вольноотпущенника в отношении патрона, самопродажа.
2. Capitis deminutio media - среднее умаление правоспособности, то есть потеря гражданского состояния, но остается состояние свободы.
3. Сapitis deminutio minima - минимальное умаление правоспособности. Оно было характерно только для римлян, которые, утрачивая status familiae, сохраняли два других состояния.
Гораздо страшнее для римских граждан, чем умаление правоспособности, была утрата ими чести, уважения. Фактически для них наступала "гражданская смерть".
Она могла принимать различные формы и виды:
1. Объявление гражданина персоной интестабилеc (persona intestabiles): "Если кто-либо участвовал при совершении сделки в качестве свидетеля или весовщика, а затем отказывается это засвидетельствовать, то пусть он будет признан бесчестным и утратит право быть свидетелем". Как видим, в данном случае имело место не только моральное осуждение, но также и юридические санкции.
2. Объявление гражданина "бесчестным человеком" (persona infamia). Бесчестье означало утрату римлянином ius honorarium и suffragii, что, практически, приводило к ограничению всей публичной и частной дееспособности. Наступала инфамия, как правило, в результате осуждения за совершенное преступление, отдельные деликты.
3. Объявление гражданина "позорным лицом" (persona turpis). Это наступало, в основном, если римлянин занимался предосудительной деятельностью: актерское ремесло ("служащее для забавы других"), сводничество, проституция, ростовщичество, гладиаторство и ряд других.
Дееспособность, как отмечалось, - это способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права, а также исполнять обязанности.
В понимании римлян дееспособность связана, прежде всего, с возрастом.
Возраст имеет решающее значение при определении собственно видов и содержания самой дееспособности. Римляне полагали, что существует четыре возрастных отрезка, в зависимости от того, насколько лицо адекватно может оценивать свои действия.
Соответственно различали дееспособность:
1) инфантов - дети до 7 лет;
2) инфантов майорес - мальчики от 7 до 12, девочки от 7 до 14 лет;
3) юношей - 12 - 25 лет; девушек – 14 – 25 лет;
4) мужчины - полная дееспособность без каких-либо ограничений, наступавшая с 25 лет.
Достаточно специфическую дееспособность имели женщины. Женщина в понимании римлян - "существо всегда непостоянное и изменчивое", поэтому, как отметил Папиниан, "по многим постановлениям нашего права женщины находятся в худшем положении, чем мужчины". Практически указанный подход означал, во-первых, то, что женщины были лишены публично-правовой дееспособности: они не могли занимать какую-либо гражданскую или публичную должность.
Во-вторых, женщины в течение всей жизни являлись лицами чужого права. Если же они становились p. sui iuris, то над ними устанавливалась пожизненная опека.
В эпоху империи такая опека все более становится формальной и женщина становится полноправным участником большинства частноправовых отношений:
- она может самостоятельно приобретать и отчуждать неманципированные вещи, а с согласия опекуна - и манципированные;
- самостоятельно вступать в обязательственные отношения; с согласия опекуна составлять завещание.
Дееспособность могла быть ограничена:
1) до 7 лет ребенок считается полностью недееспособным в силу абсолютной незрелости психики;
2) категория от 7 до 12 (у женщин – до 14) лет признавалась лишь частично недееспособной. Данной категории лиц разрешалось самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, незначительные по сумме и служащие для удовлетворения мелких повседневных потребностей человека, - сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, имеющие результатом приращение имущества. Кроме того, данная категория лиц несет ответственность по деликтам;
3) достигшие 14-го возраста признавались полностью дееспособными. Однако лица данной категории, в случае неблагоприятного имущественного обременения, могли прибегнуть к реституции и испросить себе попечителя. С этого времени все сделки, связанные с уменьшением имущества, были действительны только с одобрения попечителя. В эпоху империи назначение попечителей для этой категории лиц стало обязательным. Но они могли самостоятельно составлять завещание и заключать брак.
Кроме того, ограничения были связаны, главным образом, с психическим расстройством лица, которое не могло адекватно оценивать и контролировать свои действия.
Сюда относились:
4) сумасшедшие - лица, имеющие "дефект разума";
5) расточители - лица, которые неразумно, нецелесообразно расходуют собственное имущество по причине "дефекта воли";
6) кроме того, в особых случаях имеет место недееспособность у лиц с отдельными телесными недостатками глухие, немые, картавые, слепые и т.д. Например, немой не в состоянии заключить вербальное обязательство. В подобных случаях возможно назначение попечителя либо представителя.
Таким образом, ограничения дееспособности лиц были различны по своему характеру, содержанию и не представляли величину неизменную.
Характеристика дееспособности была бы неполной без рассмотрения уже не раз упомянутых институтов. Речь идет об опеке и попечительстве.
В римском праве данным институтам уделено немалое внимание, однако следует признать, что римляне не выработали достаточно четких признаков и различий между институтом опеки и попечительства. Поэтому, суммируя все относящееся к этим институтам, можно утверждать следующее.
1. Опека (tutela, опекун - tutor) - право власти и надзора за тем свободным лицом, которое вследствие малолетства не располагает средствами самостоятельной защиты. В целом, опека была более юридически регламентирована, чем попечительство, поэтому отметим ряд положений:
- опекуном можно было стать только по достижении 25-летнего возраста. В качестве таковых могли быть назначены и рабы. В подобной ситуации они автоматически обретали состояние свободы. Не могли быть опекунами: глухой, немой, безумный, женщины, turpis personae, а также "неизвестное лицо, так как всякий в заботе о своем потомстве должен руководствоваться в деле опеки определенным суждением".
- опека устанавливалась различными способами:
а) посредством завещания (tutela testamentaria);
б) на основе закона, в опекуны призываются лица из числа тех, кто имеет право на наследование по закону (t. legitima);
в) магистратом (t. dativa).
- лицо, назначенное опекуном и не желающее принимать на себя данные обязанности, должно, тем не менее, немедленно приступить к их исполнению, имея право обжаловать свое назначение в судебном порядке.
2. Попечительство (cura, попечитель - curator) - право надзора над различными категориями совершеннолетних, «сила и власть в отношении свободного человека»:
- попечителем становился, как правило, ближайший родственник;
- главная задача куратора - оградить подопечного от наступления неблагоприятных последствий, поэтому он не имеет право жесткого контроля и диктата.
- попечительство устанавливается посредством завещания, либо, в исключительных случаях, решением магистрата. Например, забота об имуществе не родившегося ребенка или для защиты интересов кредитора, постума, вдовы при открытии наследства и т.п.
Опека прекращалась в результате:
а) совершеннолетия (12 лет для юношей, 14 - для девушек);
б) уголовного наказания, плена и других видов, связанных с умалением правоспособности;
в) усыновления;
г) наступления условия (если опекун назначен под этим условием);
д) смерти опекаемого.
Помимо этого, освобождались от опеки лица, "когда у них трое детей, а вольноотпущенные, находящиеся под законной опекой патрона или его детей освобождаются тогда, если у них четверо детей".
Попечительство прекращалось в результате:
а) полного выздоровления;
б) по решению закона;
в) смерти находящегося под попечительством.
По общему мнению, римляне не создали такой же развитой системы юридических лиц, как это имеет место в отношении физических лиц. Все нормы, которые можно отнести к юридическим лицам, отличаются своей отрывочностью и непоследовательностью. Этому может быть несколько объяснений.
Во-первых, характер римского государства (республика) и сам принцип деления всех норм на публично-правовые и частноправовые предполагали в качестве дееспособного субъекта, прежде всего, отдельное лицо, которое самостоятельно могло решить все свои проблемы и реализовать поставленные цели.
Во-вторых, если все же существовала необходимость в объединении совместных усилий отдельных лиц, то это могло быть осуществлено в форме Договора товарищества, то есть, опять-таки, посредством института физических лиц. Кроме того, существование рабства и возможность неограниченного использования труда десятка рабов делали бессмысленным объединение лиц - собственников рабов - друг с другом.
В-третьих, в годы империи власть в целях профилактики всячески стремилась оградить и регламентировать деятельность юридических лиц. Поэтому нередки были вообще запреты на любые объединения, в частности, в правление Августа (27 до н.э. - 14 н.э.).
В целом деятельность юридических лиц должна была быть санкционирована Сенатом.
Подобные обстоятельства и практика не могли не сказаться на основных особенностях юридических лиц, существовавших в Риме:
1. Создаваемые физическими лицами юридические лица имели, главным образом, не хозяйственные, а духовно-религиозные цели - обеспечение достойных похорон друг другу, содержание мест погребения.
2. Юридические лица, преследовавшие в качестве основной цели получение выгоды, доходов, сохранение какого-либо имущества, правильное им распоряжение и т.д., носили или государственный, или полугосударственный характер. В этом отношении само римское государство – Res Publica - можно признать юридическим лицом, главная цель которого - защита и реализация имущественных и духовных потребностей римских граждан.
По характеру образования и содержания деятельности среди юридических лиц можно выделить:
a) юридические лица, представляющие собой административно-территориальные образования либо различные государственные институты. Деятельность подобных образований связана с реализацией государственных функций и задач, которые иногда требуют вступать в правовые отношения с частными лицами, заключать межгосударственные, а также в рамках государства (между городами) соглашения. В подобных ситуациях должностные лица - это уполномоченные представители того или иного вида юридического лица, действующего на основании частноправовых норм (государственная казна, муниципии, учреждения и др.);
б) юридические лица, образованные частными лицами (частные корпорации, учреждения), - это объединения частных лиц, созданные с целью взаимопомощи или реализации целей дозволенного характера и содержания. Среди подобных образований наиболее распространенными были коллегии (братства) с религиозными целями; похоронные корпорации; профессиональные союзы; христианская церковь; благотворительные образования в виде приютов, ночлежек, госпиталей и т.д.
Юридические лица, образованные частными лицами, обладали достаточно своеобразной правоспособностью. Связано это с тем, что они не имели, как это принято сейчас, собственного юридического имени и адреса. Поэтому имущество, которым они располагали, юридически находилось в совместной собственности, либо в режиме договора товарищества, либо в индивидуальной собственности. Однако в отличие от товарищества выход, смерть его члена (членов) не влечет прекращения юридического лица. Кроме того, его члены не могут потребовать при выходе какую-то часть, долю имущества.
От всей совокупности членов того или иного объединения действует представитель, как всфере гражданских правоотношений, так и в ходе судебных разбирательств, а также в отношениях с публичными объединениями.
Юридические лица, созданные частными лицами, были существенно ограничены в сфере наследственного права. Для получения завещательного имущества необходимо было получить особое разрешение.
Частные объединения как юридические лица должны были иметь:
а) общее имущество (res communes);
б) общую казну (arca communis),
в) представителя (actorem syndicum).
Таким образом, римское юридическое лицо можно определить как публичное образование или частноправовое объединение лиц, связанное с реализацией общественных целей и задач, либо созданное по инициативе частных лиц для взаимопомощи или реализации культурно-религиозных потребностей.