Казна Российской Федерации1 аккумулирует финансовые средства государства и имущество, находящееся в государственной собственности и не распределенное между государственными предприятиями и учреждениями. ГК РФ предусматривает наделение и закрепление за федеральными унитарными предприятиями государственного имущества на правах владения, пользования, распоряжения (но без права отчуждения). Таким образом, их имущество, принадлежа государству, не входит в казну, так же как и сами предприятия в целом. Аналогичная ситуация имеет место и применительно к имуществу государственных учреждений.
При анализе состава и характеристик казны в проводимых управленческих разработках необходимо обратить внимание на сложившееся разделение в понимании казны на ее денежную и вещественно-имущественную составляющие.
В состав денежной составляющей казны входят:
♦ бюджет,
♦ средства Центрального банка РФ,
♦ средства различных фондов Российской Федерации (Пенсионного, Социального развития, Резервного, Будущих поколений и иных внебюджетных фондов),
♦ золотовалютный и алмазный фонды.
В состав вещественно-имущественной составляющей казны включают основные виды недвижимого и движимого имущества, находящегося в государственной собственности и относимого к казне как нераспределенные между унитарными предприятиями и учреждениями:
♦ объекты природно-ресурсной сферы (земельные участки и участки недр, лесные и водные объекты и др.);
♦ имущественные, в том числе производственно-технологические и иные комплексы предприятий и учреждений;
♦ нежилые здания и сооружения;
♦ объекты жилого фонда и социально-культурной сферы;
♦ объекты инженерной инфраструктуры, сети и коммуникации;
♦ иные материальные ценности.
1 Согласно законодательству различают казну Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Приводимые материалы, в основном, изложены применительно к федеральному уровню казны. Как и в рамках всей книги, будем исходить из того, что основные методологические положения, в частности, по регулированию, использованию и контролю казны в своей основе идентичны для всех названных уровней управления.
Определенная неполнота законодательства, регулирующего состав, формирование и управление казной в современных условиях развития рыночных реформ, стимулирует постановку и активные поиски управленческих решений. Основными при этом являются требования комплексности и соответствия главным целям государственного управления. Возможный механизм формирования и управления вещественно-имущественной составляющей казны можно представить следующим образом.
♦ Основанием для включения имущества в состав казны, зачисления в реестр казны и его исключения из него являются юридические факты, с которыми связано возникновение и прекращение права собственности на данное имущество.
♦ Имущество считается включенным в состав казны с даты подписания ответственной государственной структурой (департаментом, агентством, службой и т. д., на которые возложена ответственность за данный вид имущества) акта приема-передачи, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, или с даты перехода права собственности на имущество к Российской Федерации.
♦ Имущество считается исключенным из состава казны с
даты перехода права собственности на него к иным лицам
по гражданско-правовым сделкам или с даты подписания
ответственной государственной структурой акта приема-
передачи имущества.
♦ Имущество казны принадлежит на праве собственности Российской Федерации и должно быть отражено в документах учета соответствующей ответственной государственной структуры (ОГС) по нормативам инструкций о бюджетном учете. Названные структуры обобщают сведения о подотчетном им имуществе казны в соответствии с установленными требованиями.
♦ Возможную передачу и перераспределение имущества казны между различными ОГС осуществляют на основании актов приема-передачи.
♦ Реестр имущества казны содержит сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, износе имущества, другие сведения, соответствующие требованиям законодательства о бухгалтерском учете. В Реестр включают также сведения о решениях по передаче имущества в пользование, других актах распоряжения имуществом, в том числе влекущих его исключение из состава имущества казны и его возврат.
♦ Порядок обобщения данных, предоставления документов, содержащих сведения для внесения их в Реестр, а также порядок выдачи информации определяется Положением о Реестре имущества казны.
♦ Оценку имущества казны проводят в установленном порядке с привлечением независимых оценщиков.
♦ Расходы по учету, сохранности, движению и управлению имуществом казны производят за счет средств бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.
♦ Контроль за содержанием, сохранностью и использованием имущества казны, не переданного в пользование юридическим и физическим лицам, осуществляют подразделения ОГС.
♦ Контроль за сохранностью, состоянием и целевым использованием имущества казны, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, по условиям заключенных договоров о передаче имущества осуществляют соответствующие ответственные государственные структуры.
♦ На срок передачи имущества казны в пользование бремя его содержания и риск случайной гибели ложится на пользователя в соответствии с заключенным договором.
♦ В период, когда имущество казны не обременено договорными обязательствами, обязанности по его содержанию и сохранности такого имущества выполняют соответствующие ОГС за счет средств федерального бюджета.
♦ Инвентаризацию имущества казны и учет операций с ним ведет Федеральное казначейство Российской Федерации во взаимодействии с соответствующими федеральными отраслевыми структурами с привлечением лиц, в пользовании которых находится имущество казны.
♦ Юридические и физические лица, а также должностные лица подразделений ОГС, совершившие действия (бездействия) или принявшие противоправные решения, причинившие ущерб имуществу казны, несут ответственность, установленную действующим законодательством Российской Федерации.