Брачное право

Брак является древнейшим установлением, прошедшим раз­личные фазы развития, но всегда служившим для регулирования половых отношений между мужчинами и женщинами и создания потомства. Эту же функцию брак имел и в римском праве.

Род, консорциум и патриархальная семья агнатов под властью pater familias представляли собой широкие общности, содержащие большое число мужчин и женщин, способных вступать в брачные отношения. Так как все эти общности являлись экзогамными, в брач­ный союз можно было вступить лишь с представителем другой та­кой общности. Кроме того, при каждом вступлении в брак выдвига­лись и другие условия, среди которых одним из основных было требование основывать брак на моногамных началах, ибо с древ­нейших времен римляне признавали только союз одного мужчины и одной женщины. Такие союзы, постоянные и заключенные закон­ным образом, именовались браком, или matrimonium justum.

Таким образом, с древнейших времен римский брак определялся как биологический, эгзогамный, моногамный, длитель­ный или пожизненный союз между мужчиной и женщиной и был основан на правовых установлениях.

Это было отражено и в определениях брака, содержащихся в римских юридических источниках: брак — это союз мужа и жены, объединение всей жизни, связь права божественного и человеческого. В том же смысле брак был определен и так: брак — это союз мужа и жены, основанный на совместной жизни.

(Схема 2)

Для заключения правомочного римского брака будущие супруги должны были выполнить несколько существенных, или конститутивных, условий.

1. Римский брак могли заключать только лица, за которыми был признан jus conubii. Jus conubii обладали лишь римские граждане и старые латины. Это право сначала было ог­раничено для плебеев, а позже и для либертинов и для представи­телей населения, связанного со своим занятием, а также для лиц, объявленных еретиками и отступниками. По этому ограничению представители этих групп населения могли заключать браки лишь между собой, но не с представителями других общественных слоев.

2. Римский брак мог заключаться только тогда, когда союз муж­чины и женщины основывался с намерением супругов жить именно в браке (affectio maritalis). В старом праве affectio maritalis, или намерение заключить брачный союз, не было обязательным для будущих супругов. В то время было достаточно, чтобы это намере­ние изъявил глава соответствующей семьи. В классическом праве наличие affectio maritalis было необходимо и для будущих супругов и для глав их семей, а в постклассическом праве такое намерение требовалось лишь для лиц, вступающих в брак.

3. В римский брак могли вступать лишь лица, способные осуще­ствить естественные цели брака, т. е. лица, являющиеся половозре­лыми: женщины с двенадцати, а мужчины с четырнадцати лет.

4. Для того, чтобы совершить все правовые действия, брак дол­жен был заключаться в форме, предусмотренной законом.

В тех случаях, когда между мужчиной и женщиной существо­вал постоянный союз, но не было выполнено какое-либо из приве­денных конститутивных условий, необходимых для существования брака, римляне считали, что такой союз представляет собой соnсubinatus, или естественный брак, не обладающий правовыми послед­ствиями, связанными с установлением брака.

Согласно установлениям римского права, для заключения рим­ского брака, кроме суще­ствования конститутивных условий, было необходимо, чтобы у вступающих в брак не существовало каких-нибудь обстоятельств, могущих вызвать аннулирование брака — расторжение брачных связей. Обстоятельства, которые не могут быть допущены при за­ключении брака, получили название брачных препятствий. Уже существующий брак представлял одно из основных брачных препятствий, так как римское право знало лишь моногамный брак. Заключение брака вопреки такому препятствию приводило не только к его аннулированию, но и к бесчестью (infamia).

Брачным препятствием считалась и душевная болезнь, если она предшествовала заключению брачного союза. Когда же она наступала после заключения брака, брак мог быть сохранен или расторгнут.

Также и кровное родство, по прямой линии неограниченно, а по боковой — до четвертой степени, представляло собой препятст­вие к браку. Родство по свойству было препятствием к браку лишь по прямой линии, а гражданское родство, т. е. родство по адоптации (усыновлению или удочерению), в этом отношении было уравнено с кровным родством.

Кроме указанных брачных препятствий, в семейное законода­тельство Августа были введены и некоторые другие причины, препятст­вующие правомочному заключению брака. Тогда же был запрещен брак между свободнорожденным и вольноотпущенницей с плохим поведением, а особенно был запрещен брак между сенато­рами и либертинами, как и брак между этими лицами и актрисами, ибо предполагалось, что такая жена не соответствует высокому рангу сенатора.

Позднее были запрещены и браки между опекуном и подопеч­ной, между правителем провинции и жительницами этой провин­ции, между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомуд­рия, между лицами, которые во время прежнего брака вступили между собой в адюльтер, в то время как воинам вообще запреща­лось вступать в брак.

Браки, заключенные вопреки этим препятствиям и запретам, аннулировались без каких-либо последствий для правильных брач­ных союзов.

Заключению брака, как правило, предшествовало обручение, или взаимное обещание вступить в брак (sponsalia). При обручении договаривались о заключе­нии брака и об условиях его заключения. Если обручение проводи­лось pater familias жениха и pater familias невесты, при этом могли присутствовать и будущие супруги, но их присутствие не имело правового значения. На основании обручения в древние времена устанавливалось обязательство действительно заключить брак по принятому об этом соглашению.

Когда возобладал принцип свободы при вступлении в брак, такой обязанности больше не существовало. В дальнейшем на основании обру­чения, если до бракосочетания так и не доходило, можно было тре­бовать возмещение ущерба от лица, беспричинно разорвавшего об­ручение, и возвращения подарков, данных невиновной стороной.

В классическом и постклассическом праве обручение могло быть заключено и по неформальному соглашению. Тогда могло быть ого­ворено или дано специальное возмещение на случай, если помолв­ка не приведет в заключению брака.

Формы заключения брака. Правомочные браки должны были быть заключены по форме, предписанной законом. Они были различны для отдельных слоев населения и должны быть рассмотрены с учетом последствий за­ключения брака.

1. В древние времена браки устраивались односторонними дей­ствиями жениха. В этом смысле упоминается похищение. Воспоминания об этом периоде сохранены в легенде о сабинянках и в религиозном обряде при избрании весталок.

2. Древнейшим способом или древнейшей формой заключения брака по соглашению была coemptio, или купля жены. По этой форме, которая, вероятней всего, возникла в период, когда жена действительно покупалась, pater familias не­весты в присутствии пяти свидетелей отдавал невесту главе семьи жениха и лично жениху (если тот был sui juris), а затем жених или глава его семьи произносил формулу купли и передавал установленную цену главе семьи невесты. После этих формально­стей считалось, что правомочный римский брак заключен. Эта фор­ма заключения брака сохранялась и тогда, когда жены в действи­тельности больше не продавались. Она превратилась в символиче­скую продажу за символическую плату, вместо которой передавал­ась мелкая монета, как реликт минувшего.

3. Следующей предусмотренной законом формой заключения брака была так называемая confarreatio. Это была религиозная форма, применявшаяся патрицианскими слоями римского общества. При заключении брака по этой форме должны были присутствовать брачующиеся, их patres familias. pontifex maximus и не менее десяти взрослых римских граждан. Все присутствующие должны были принести клятву Юпитеру и сопрово­дить невесту к дому жениха. У дверей своего дома жених вручал невесте огонь и воду и угощал хлебом, а невеста, принимая хлеб, огонь и воду, должна была произнести: ubi tu Gaius, ibi ego Gaia (где ты, Гай, там и я, Гайя).

4. Наиболее распространенной и простой формой заключения брака был usus (основание совместной жизни). Usus, как форма за­ключения брака, возник в бедных плебейских кругах и состоял в простом переселении жены в дом мужа. От обычного конкубината этот брачный союз отличался так называемым affectio maritalis. Предполагалось, что affectio maritalis существует, когда в союз всту­пают мужчина и женщина, имеющие одинаковое общественное по­ложение, а также то­гда, когда между совместно живущими лицами было оговорено при­даное. He столько из-за простоты, сколько из-за возможности жене сохранять свободу в браке, заключенном по форме usus, эта форма брака стала почти единственной. А имен­но, считалось, что женщина, вышедшая замуж по форме usus, на­ходится под manus мужа или главы его семьи только один год, и то, если проведет этот год в доме мужа. Жены, желающие стать свободными до этого срока, проводили три дня вне дома мужа. В этом случае они уже не подпадали ни под manus мужа, ни под manus главы семьи, и оставались в дальнейшем sui juris, если перед заключением брака находились в таком положе­нии, или оставались под patria potestas главы своей семьи, если были alieni juris.

Брак, заключенный по форме usus, преобладал и в постклассическом праве, хотя тогда уже больше проявлялось стремление к законному заключению брака с благословения церкви.

(Схема 3)

Виды брака. В браке, заключенном по какой-нибудь старой форме — co­emptio, confarreatio и даже usus — жена, если только она не вос­пользовалась правом провести вне дома три ночи, подпадала под власть, или manus, старейшины семьи мужа или самого мужа, если тот был sui juris. Такой брак был извес­тен как manus — брак, или брак с манусом (matrimonium cum manu). Напротив, брак, заключенный по форме usus, в котором жена воспользовалась провести вне дома три ночи, не устанавливал ни manus мужа, ни manus гла­вы его семьи. В этом браке жена оставалась лицом sui juris, если была таковым до брака, или оставалась под властью своего pater familias, если была до брака лицом alieni juris. Такой брак известен как брак без мануса (matrimonium sine manu).

Отношения супругов в браке cum manu существенно отлича­лись от их отношений в браке sine manu. Именно поэтому брак cum manu и брак sine manu представляли собой два существенно раз­ных вида брачных связей.

а) Отношения супругов в браке сит manu. — Брак cum manu был типичным браком древнейшего времени. В этом браке жена становилась членом семьи мужа и попадала в непосредственную зависимость от главы семьи. При этом прерывались все связи жены с ее прежним домом. Она становилась агнаткой агнатов мужа и не была больше агнаткой в семье своего отца. В новой семье жена занимала такое же правовое положение, как и другие женщины. Все имущество такой жены переходило к ста­рейшине ее новой семьи. Старейшина становился собственником и всего того, что жена приобретала в дальнейшем. По отношению к личности жены cum manu старейшина имел те же права, что и по отношению к другим лицам alieni juris. С другой стороны, личные отношения жены с таким мужем, который не был sui juris, регулировались обычным правом и фактическим способом.

Таким образом, в браке cum manu жена всецело переходила под власть мужа, который приобретал относительно нее право "жизни и смерти". Жена фактически утрачивала всякую юридическую связь со своим родом и семьей.

Это, безусловно, делало подобный брак крайне обременительным как для будущей жены, так и для ее родителей. Однако только дети от брака cum manu могли занимать высшие должности в религиозной иерархии. Особенно это относится к девушкам, которым в подобной ситуации открывался путь к обязанностям жриц, а значит - к почету и уважению, в аристократическую и правящую элиту.

Основным и единственным правом жены в браке cum manu было право наследования. Это право было уравнено с наследными правами других женщин дома.

6) Отношения супругов в браке sine тапи. — Браки sine rnanu были типичны в классический и постклассический период разви­тия римского государства. Они преобладали благодаря превраще­нию семьи в союз потребителей и возрастанию хозяйственной и общественной самостоятельности женщины. В браке sine manu жена не становилась агнаткой агнатов мужа. Она оставалась агнаткой своей прежней семьи, как и лицом sui juris, если имела такое поло­жение до брака. Поэтому само заключение брака sine manu не влияло ни на правоспособность, ни на дееспособность жены. Однако брак sine manu вызывал определенные правовые последствия, происте­кающие из самого факта существования брачной связи: муж и жена были обязаны помогать друг другу и почитать друг друга, а также воздерживаться от любых действий, угрожающих их союзу. В свя­зи с этим, они не имели права судиться между собой и не были обязаны свидетельствовать друг против друга. Жена получала право требовать расходов от мужа. Муж мог требовать от жены ведения домашнего хозяйства, а также имел право управлять приданым жены. Одна­ко он не имел никаких прав на другое имущество жены, если только жена по особому договору (mandatum, depositum) не предоставила ему хранение и управление ее имуществом. Имущественную самостоятельность жены и режим раздельного имущества особенно подтолкнул запрет передачи долгов, или гарантии жены в пользу мужа. Такую же цель имел и запрет для супругов одарять друг друга подарками. Такие подар­ки считались законными только тогда, когда супруг, сделавший этот подарок, умер еще до того как потребовал этот подарок обратно.

в) Конкубинат (естественный брак, дикий брак) существовал как постоянный союз мужчины и женщины, которые не могли или не хотели заключать законный брак. В конкубинате рождались вне­брачные дети, которые не входили в семью мужа. Конкубинат получил известное правовое значение в постклассиче­ский период, когда дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены и когда за ними было признано право на алименты и ограниченное наследственное право по отношению к отцу.

Брак, заключенный любым из рассмотренных способов, являлся закон­ным. Потомство, рожденное в любом из них, со временем наследовало состо­яние родителей. Однако данные способы уже сами по себе предполагали, что брачующиеся - римские граждане, то есть брак заключался на основе jus conubii и по­томство приобретало римскую правоспособность

Но также были возможны браки и между лицами различной, неравной правоспособности. В результате имеет место следующая картина:

(табл.1)

Как видно, в подобном случае чрезвычайное значение приобретал вопрос, какой вид правоспособности наследует новорожденный. Как следствие, возникает следующая презумпция: "Если имеется право на брак, дети всегда следуют за отцом, если же права на брак нет, они получают то же положение, что мать".

Приданое и свадебный дар. С тех пор, как семья превратилась в союз потребителей, при заключении брака было необходимо наличие средств, служащих для удовлетворения потребностей вновь образующегося союза меж­ду мужчиной и женщиной и их возможного потомства. Во времена, когда новая семья еще основывалась на принципах агнатического родства и еще существовала имущественная зависимость между главой семьи и лицами alieni juris, обязанности по внесению опре­деленного количества добра для удовлетворения потребностей но­вого брачного союза и облегчения совместной жизни супругов воз­лагались лишь на семью жены. Между тем, когда распространи­лась когнатическая семья и когда лица alieni juris получили боль­шую или меньшую имущественную самостоятельность, а особенно когда для супругов стало обычным организовывать свое собствен­ное домашнее хозяйство, обязанности по обеспечению средств для совместной жизни были возложены также и на мужа. С тех пор имущество, предоставляемое в распоряжение супругов для удов­летворения потребностей их брачного союза, состояло из двух час­тей: из приданого (dos), которое вносила жена, и свадебного дара мужа.

(Схема 4)

а) Приданое (dos). Имущество, которое в связи с заключе­нием брака, жена отдавала мужу для удовлетворения потребно­стей совместной жизни, называлось приданым (dos). Обязанность устанавливать приданое возлагалось или на саму жену, если она была sui juris, или на главу ее семьи, если она была alieni juris. Эта обязанность ложилась на отца невесты и в случае, когда дочь была эманципирована, а в виде исключения приданое могла вносить и ее мать.

В зависимости от происхождения приданого, оно делилось на приданое, установленное pater familias жены, и на приданое, происходящее из других источни­ков.

Правовой режим на имущество, составлявшее приданое, был различным. В древнем праве действовало правило, что приданое после заключения брака переходило в собственность мужа или его pater familias, если муж был лицом alieni juris. Приданое остава­лось постоянно в собственности этих лиц даже в случае развода супругов.

По предписаниям классического права приданое не переходи­ло в собственность мужа. Пока длился брак, муж или его pater familias имел право на управление имуществом приданого и должен был использовать его для удовлетворения потребностей брачного союза. В случае неисполнения этой обязанности, у них могло быть отнято право управления приданым.

Новое понимание собственности на приданое отразилось и на вопросах реституции приданого в случае прекращения брака. Если брак прекращался из-за смерти жены, требовалось реституировать приданое, установленное pater familias жены, в то время как приданое из других источников реституировалось только в том случае, если при его установлении реституция была предусмотрена. При такой реституции муж имел право на удержание одной пятой приданого за каждого ребенка, рожденного в этом браке.

Удержание на детей, если брак был расторгнут по вине жены, составляло одну шестую за каждого ребенка, но не более половины приданого. Удер­жание из-за поведения жены составляло одну шестую в случае неверности и одну восьмую в случае более легких проступков. Часть, удержанная за подарки и уне­сенные вещи, устанавливалась при определении истинной стоимо­сти предметов, если речь шла о расходах, полезных для приданого, удержание допускалось только с согласия жены, а при затратах на рос­кошь допускалось право отделить и вернуть про­изведенные улучшения, если это было возможно без нанесения вреда приданому.

Принципы классического права о собственности на приданое и его реституции были усвоены и в постклассическом праве. Тогда же было установлено правило, что муж всегда возвращает прида­ное, если он не является наследником жены.

б) Свадебный дар. Во времена императора Константина распространился обычай, когда муж выделял часть имущества, равную приданому, и дарил ее будущей жене (donatio ante nuptias), Но средства, содержащиеся в donatio ante nuptias, оставались и далее под управлением мужа, и служили тем же целям, что и приданое. В случае прекращения брака из-за смерти мужа donatio ante nup­tias доставалось детям, но жена имела право пользоваться его пло­дами. В случае развода по вине мужа donatio ante nuptias перехо­дило в собственность жены. В остальном donatio ante nuptias было уравнено с приданым.

(Схема 5)

Прекращение брака. Matrimonium justum как постоянная связь между мужем и женой, основанная на юридически зафиксирован­ных фактах, могла прекращаться лишь под действием новых юри­дических фактов — естественных событий и человеческих дейст­вий.

а) Прекращение брака по причине смерти, или capitis deminutio. Естественная смерть мужа, жены или обоих супругов приводи­ла к прекращению брака, как вызывающая и общую утрату право­способности. Со смертью одного из супругов отпадало основное ус­ловие брака — существование брачной связи. В этом случае муж­чины могли сразу же вступать в новый брак, в то время как для женщин был определен tempus lugendi. Matrimonium justum прекращался и в случае, когда какой-нибудь римский гражданин или гражданка теряли гражданство, ибо это было связано и с потерей jus conubii.

6) Одностороннее прекращение брака по воле мужа или жены (repudium) или развод по обоюдному согласию (divortium). — В древ­нем праве только для мужа было разрешено расторжение брака. Расторжение допускалось при измене, пьянстве, бесплодии, выки­дыше и по любой другой причине, побуждающей мужа разорвать постоянный брачный союз. Жена не имела этого права, это не допускалось и из-за ее положения в семье.

Односторонний разрыв брака по воле мужа, или repudiurn, не мог быть единственным способом прекращения супружества в пе­риод, когда возобладали браки sine manus. Применение этого принципа привело к установле­нию divortium, или развода. С введением развода брак мог прекра­щаться по воле мужа, по воле жены и по взаимному согласию суп­ругов. При особых причинах, развода мог требовать и pater familias жены. Причины развода не были определены. До развода доходило и тогда, когда не существовало никаких других причин, кроме же­лания одного из супругов. Принятой формой развода было объявление о нем перед свидетелями, письменный акт или фактическое прекращение совместного проживания.

В постклассическом праве, из-за изменения моральных поня­тий, обусловленных христианством, императоры установили стро­гие правила развода. В это время существовало два основных вида развода: divortium cum damno и divortium sine damno, т. e. развод с плохими последствиями и развод без таковых последствий. Divorti­um sine damno делился на развод по взаимному соглашению супругов и развод по воле одного из супругов, но при оправданных причинах, каковыми были: импотенция, обет целомудрия, уход в монастырь и т. д. Divortium cum damno также делился на два вида: неправильное одностороннее расторжение суп­ружества или расторжение супружест­ва по вине другого супруга. Причины, дающие право невиновной стороне требовать развода без последствий, были: измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь, сводничество, аморальный образ жизни и т. д. Последствиями для супруга, ви­новного в разводе cum damno, являлись: утрата приданого, запреще­ние вступать в новый брак, ссылка, заключение в монастырь и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: