Понятие и история наследования в римском праве.
Введение
ПЛАН
Тула - 2004
Л Е К Ц И Я
Тульский филиал
Источники
Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая Дигесты Юстиниана. М., 1997
Гай. Институции / Пер с латинского Ф. Дыдынского (под ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова). М., 1996.
Дигесты Юстиниана / Пер. И.С. Перетерского. М., 1984.
Законы XII таблиц / Перевод Л.Л. Кофанова. М., 1996.
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ
РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
по курсу «Римское право»
ТЕМА: «Право наследования в Древнем Риме»
Подготовил: Агафонов Н. А.
Время: 4 час.
Введение …………………………………………………….. 3
Понятие и история наследования в римском праве …… 4
Наследование по завещанию …………..……………… 8
Наследование по закону ………………………………….12
Принятие наследства и его последствия ………………..16
Легаты и фидеокомиссы ………………………………….18
Иски о наследстве ……………………………………… 21
|
|
Заключение …………………………………………………. 22
Литература ………………………………………………….. 23
Одним из наиболее интересных разделов римского права, по мнению многих исследователей, является наследственное право, рассмотрению которого мы и посвятим данную лекцию.
Наследование – переход имущества, прав и обязанностей умершего лица (в том числе тех, о которых умерший не знал) к одному или нескольким другим лицам по завещанию или по закону (если завещания нет, оно недействительно или наследник не принял наследства).
Развитие института наследования восходит к первой римской кодификации права (середина V столетия до н. э., «Законы XII таблиц»). В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного.
Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.
Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, - Цицерона, Ульпиана и др. Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора «Институций» - учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институции» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания. Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая.
|
|
От слова «цивитас», что значит «город», «городская община», право Таблиц называли «цивильным», то есть принадлежащим данной совокупности граждан[123][1]; от слова «квирит» (как любили называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) - «квиритским».
Примечательной чертой «Законов XII таблиц» было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи. Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признаку определилось и само название указанных категорий. Первая называлась res mancipi (рес манципи), вторая - res nес mancipi (рес нек манципи). Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась mancipatio (манципацио) – т.е. манципация.
Слово это происходит от manus - рука. Первоначальное образное представление о собственности шло от завладения вещью, захвата. Отсюда “манус”.
Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот... (предположим, раб) принадлежит мне, и я купил его за эту медь». Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.
Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточно сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели чеканить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитков определенного веса. Из этого можно заключить, что обычай манципации много древнее «Законов XII таблиц», знающих уже и денежный штраф.
Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. были достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.
Здесь выступает перед нами строгийюридический формализм, красной нитью проходящий через все законодательство Таблиц.
В контексте сегодняшней темы обратимся к тому, как регулировались с емейные отношения по «Законам ХП таблиц». Следует отметить, что они характеризуются ранее всего неограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии - агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства» - pater familias (патер фамилиас). По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когда их не оказывалось, наследовали ближайшие сородичи (братья умершего, их сыновья и т. д.), которых также считали агнатами, хотя и дальними (братья некоторое время до смерти отца жили под одной крышей).
Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его отца, если последний был еще жив. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница, но и только. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки, не имели.
Таким образом, имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много позже политической - не ранее смерти отца.
Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца - через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным. По отношению к своей семье он делался когнатом, лишенным, как и замужняя дочь, права наследования.
|
|
Жена так же, как и другие домочадцы, была во власти своего мужа. Сама форма брака была для нее хотя и традиционной, но все же унизительной, особенно если брак устанавливался покупкой (в форме манципации). Некоторое равенство давал ей только брак без формальностей – sine manu (сине ману), без «наложения руки». Такой брак, допущенный законом, устанавливался фактомпростого сожительства. Имущество супругов находилось при этом в их раздельной собственности. Брак этот следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть - по давности. Чтобы избежать этого, она не менее трех ночей в году проводила вне дома - давность таким образом прерывалась.
Поскольку издержки на содержание семьи лежали на муже, установился обычай, чтобы в браке «сине ману» жена приносила приданое (в «правильном» браке все ее имущество было собственностью мужа). В случае развода оно возвращалось.
(схема 1)
«Законы XII таблиц» разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий. Лишая наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Это решение могло быть обжаловано. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в ранний период республики в утверждении народного собрания. Однако наследование по завещанию, получившее в более позднее время очень широкое применение (так, что наследование по закону носило название наследование ab intestate (аб интестате), т. е. после лица, не оставившего завещания), в древнейшую эпоху практически имело места. Что же касается наследования по закону, то в силу указанного обстоятельства круг законных наследников первоначально определялся по признаку агнатского родства. Родство по крови (когнатское), как основание для наследования по закону, впервые получило признание в преторском праве и окончательно восторжествовало в императорском законодательстве.
Со временем разложение агнатской семьи, ослабление отцовской власти, явившиеся следствием изменения производственных отношений и всего социально-экономического строя, приводило к тому, что передача наследства лицам, увязанным с наследодателем лишь агнатскими отношениями, минуя самых близких кровных родственников, но утративших агнатскую связь (например, эманципированные дети), стала признаваться несправедливой.
|
|
С другой стороны, сложные формальности, требовавшиеся по цивильному праву для составления завещания, также стали слишком стеснительными. Эти новые запросы жизни были учтены претором. В своем эдикте он стал обещать судебную защиту также лицам, которые по цивильному праву не имели права наследовать; равным образом, он объявил, что будет признавать завещания, составленные в более простой форме.
Не имея права отменять нормы цивильного права, претор достигал цели, предоставляя этим новым наследникам владение наследственным имуществом (bonorum possessio – бонорум посессио). Сначала это признание давалось лишь постольку, поскольку с “преторским наследником” не конкурировал цивильный наследник: если находился цивильный наследник, заявлявший требование о наследстве, наследство передавалось ему, преторский наследник оказывался sine re, т. е. без наследственного имущества. Но позднее (в эпоху принципата) претор стал обеспечивать прочное обладание наследственным имуществом за теми лицами, которые признавались им более подходящими наследниками (bonorum possessio cum re). После этого bonorum possessio стала одним из случаев возникновения бонитарной или преторской собственности.
В императорскую эпоху эти две системы: цивильная и преторская bonorum possessio — стали постепенно сближаться тем путем, что наиболее старые цивильные наследственные нормы стали изживаться. Наряду с этим, в само цивильное право стали проникать новые положения, построенные на преторских принципах, — например, взаимное право наследования матери и ее детей.
Окончательное торжество новые принципы наследования получили только в новеллах Юстиниана.