Героический эпос

На рубеже XI-XII вв. получила признание письменная литература на народ­ных языках. Это - время глубоких изменений в духовной культуре Европы. Впер­вые были сделаны записи средневекового эпоса, героических песен и сказаний. Они занимали значительное место в культуре феодального средневековья. Были сказания, воспевающие подвиги героев, важнейшие реальные события, происхо­дившие в стране и повлиявшие на судьбу народа, а также сказания, в основу ко­торых легли народные легенды, близкие к сказкам, к фольклору.

Наиболее ранними произведениями такого рода являются «chansons de gestes», что в переводе с французского означает «песни о деяниях» или «песни о подвигах». Исполнителями этих песен-поэм, а нередко и сочинителями были жонглеры, странствующие певцы и музыканты. Во Франции величайшим литературным па­мятником той эпохи является «Песнь о Роланде».

Поводом для создания эпической поэмы послужили далекие события 778 г., когда Карл Великий вмешался в междоусобные распри мусульманской Испании. Взяв несколько городов, Карл осадил Сарагосу, однако через несколько недель из-за осложнений в собст­венной империи вынужден был снять осаду и вернуться за Пиренеи. Баски при поддержке мавров напали в Ронсевальском ущелье на арьергард Карла и перебили отступающих франков, среди которых погиб и племянник короля Роланд.

Поздняя средневековая легенда представила Роланда как идеального рыцаря, патриота и правдолюбца, защитника христиан от сарацин (неверных), главное же - беспредельно преданным своему долгу, который понимается им как верность коро­лю Карлу. Содержание поэмы передает в основном реальные события, но в то же время в «Песне о Роланде» есть и чудесное, например волшебный меч Дюрандаль, рог Олифант, звук которого был слышен за тридцать миль. В жестокой битве в уз­ком Ронсевальском ущелье Роланд и его друг Оливье совершают с маленьким отря­дом необычные подвиги: пять французов побивают четыре тысячи язычников.

Личность Роланда стала весьма популярной, ему было посвящено не одно предание. Вероятно, в результате их переработки и появилось в XII в. это вели­кое произведение как отражение патриотических настроений французов, вызван­ных расширением и усилением французского королевства в те годы.

«Песнь о Роланде» как бы суммировала собой цикл эпических поэм, посвя­щенных Карлу Великому и его пэрам. Но были и другие циклы, например воспе­вающие доблесть мужественного рыцаря Гилъома д'Оранжа, состоящего на службе у слабого и неблагодарного короля Людовика Благочестивого, бездарно­го сына Карла Великого, время правления которого вошло в историю Франции как время усиления феодальных междоусобиц. В поэмах «Коронование Людовика», «Взятие Оранжа», «Подвиги Гилъома», «Нимская телега» отражены не столько факты, сколько общие печальные настроения создателей поэм, хотя Гильом - лицо историческое, ставший графом Тулузским при Карле Великом и наставни­ком его сына. В поэмах создан образ совершенного вассала, бескорыстного в служении родине и сюзерену. Гильом расстраивает козни феодалов, карает из­менников, побеждает врагов Франции, коронует в Риме Людовика императором, а главное - все свои владения приобретает только силой собственной руки, а не монаршей милостью. В «Нимской телеге» рассказывается о том, как Людовик, награждая своих вассалов, забывает о Гильоме. Пытаясь задобрить разгневанного вассала, Людовик предлагает ему четверть Франции, но тот отказывается и просит находящиеся под властью сарацин Оранж и Ним, которые он собирается освободить. Неприступный Ним он берет хитростью, переодевшись торговцем и ввезя на рыночную площадь огромную бочку, в которой спрятаны воины; ночью они открывают его войску городские ворота. Не сравнимые по своему значению с «Песней о Роланде», поэмы о Гильоме тем не менее интересны и как литератур­ный памятник, и как поэтическое свидетельство времени.

Бретонские (Бретань - область во Франции) и кельтские сказания - о короле бриттов Артуре и рыцарях Круглого стола, а также сказания о поисках святого Грааля, чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь Спасителя при по­ложении его тела в гроб. Эта чаша, как гласит легенда, обладает чудотворной силой и доставляет блаженство тому, кто удостоится ее видеть. Только рыцарь непобедимой храбрости и лишенный всяких пороков может проникнуть в непри­ступный замок, где хранится чаша. Самая знаменитая поэма этого цикла воспе­вает подвиги рыцаря Парцифаля.

В Германии знаменитая эпопея «Песнь о нибелунгах» явилась результатом пе­реработки материала германских героических песен и сказаний о гибели в V в. бургундского королевства и смерти короля гуннов Аттилы (в эпосе - Этцеля). Причем в немецком эпосе исторические события и судьба государства рисуются в виде столкновения отдельных героев, поведение которых определено отноше­ниями вассальной верности или кровной вражды. Бургундская держава целиком сосредоточена в лице короля Гунтера и его братьев, а гибель королевства состоит в истреблении его властителей и войска. Точно так же гунны - это, прежде всего Этцель. Вместе с тем, несмотря на то, что подлинные события истории бургундов искажены в «Песни о нибелунгах» до неузнаваемости, поэтическое сознание сред­невековья возводит столкновение индивидов в ранг исторической достоверности.

В самых общих чертах сюжет сводится к тому, что в стране бургундов, или нибелунгов (от nebel - туман), появляется прославленный герой Зигфрид нидерландский и влюбляется в сестру бургундского короля Гунтера Кримхильду. Сам король, намеревающийся всту­пить в брак с исландской королевой Брюнхильдой, просит Зигфрида о помощи, ибо усло­вием сватовства является совершение богатырского подвига. Зигфрид, укрывшись под плащом-невидимкой, помогает Гунтеру выполнить условие Брюнхильды. Спустя годы Гунтер приглашает Зигфрида с супругой на блестящий турнир в Вормс, и здесь во время перепалки королев - чей муж доблестнее? - раскрывается обман. По приказу оскорблен­ной Брюнхильды и с молчаливого согласия бургундских королей вассал Гунтера преда­тельски умерщвляет героя на охоте и скрывает в водах Рейна похищенный у Зигфрида золотой клад, некогда отвоеванный им у сказочных нибелунгов. Спустя тринадцать лет вдова Зигфрида Кримхильда выходит замуж за короля гуннов Этцеля (Аттилу) и добива­ется приезда братьев к ним в гости, с Рейна на Дунай. Сразу же по приезде вспыхивает ссора, перерастающая во всеобщую резню, в которой погибают все, за исключением сте­нающего от горя Этцеля и готского короля Дитриха (Теодориха Великого).

В «Песни о нибелунгах» подробно обрисованы придворный досуг и рыцар­ские турниры, пиры, сцены охоты, путешествия в дальние страны и другие сторо­ны пышной придворной жизни. Битвы и поединки героев также даны во всех де­талях. Необычайно красочно описаны богатое оружие героев, щедрые подарки правителей, драгоценное одеяние, сочетающее красные, золотые, белые цвета и живо напоминающее средневековую книжную миниатюру. Вместе с тем реальные бытовые картины перемежаются с вымышленными ситуациями (борьба Зигфри­да с драконом, отвоевание им клада у нибелунгов) или даже логическими несо­образностями (переправа огромного войска в одной лодке, успешное отражение двумя героями целого полчища гуннов, схватка сотни тысяч воинов в пиршест­венном зале Этцеля и т.д.).

Немецкий героический эпос отражал, прежде всего, идеалы феодального обще­ства: идеал вассальной верности сюзерену, идеал щедрого вознаграждения за верную службу, идеал рыцарского служения даме, идеал великодушного правле­ния. Однако основной темой эпопеи является ее трагический исход, обозначен­ный уже в первой строфе:

Полны чудес сказанья давно минувших дней

Про громкие деянья былых богатырей.

Про их пиры, забавы, несчастие и горе

И распри их кровавые услышите вы вскоре.

Блеск и радость непременно сменяются страданием и смертью, а герои постоян­но оказываются в ситуациях, когда следование кодексу рыцарской чести влечет их к гибели. Всякая радость завершается горем, - этой мыслью пронизана вся эпопея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: