Помимо рыцарской придворной литературы, витающей в призрачном царстве куртуазности, в демократической городской среде возникла целая россыпь литературных произведений самых разных жанров, написанных народным, просторечным языком, тяготеющих к реальной повседневной жизни. Наиболее популярным жанром городской литературы был жанр реалистической стихотворной новеллы, называемый во Франции фаблио, а в Германии шванк. В них действуют новые литературные герои - горожане и крестьяне, с их сметливостью и здравым смыслом. Они не борются ни с великанами, ни с чудовищами - они борются с житейскими невзгодами, сохраняя при этом здоровый оптимизм. Все ситуации носят комический либо авантюрный характер, но никогда не выходят за пределы реалистического бытового изображения. Они позволяют заглянуть и в покои богатого купца, и в лавки торговцев, и в мастерскую ремесленника, и в огород крестьянина, где растет капуста.
Так, например, в фаблио «О Буренке, поповской коровке» крестьянин, прослушавший проповедь о том, что Бог наградит вдвойне за принесенные ему дары, отводит к попу единственную корову, которая, впрочем, ему не очень-то и нужна, поскольку молока не дает. Святой отец, обрадованный поживой, велит слуге привязать эту корову к своей, дабы приучить ее к новому пастбищу и хлеву. Но корова не только сама возвращается к хозяину, но и приводит к виллану поповскую:
Виллан глядит, глазам не веря. Господь вдвойне нас наградил:
-Жена! Смотри-ка! - молвит он, С Белянкой к нам пришла Буренка,
Обрадован и удивлен То бишь, вторая коровенка!
Ведь поп наш правду говорил - Чай, тесен будет хлевушек...
Излюбленным сюжетным материалом рассказчиков являлись супружеские измены, женские уловки и вранье, измывательства над недалекими мужьями, о дружной взаимной поддержке женщин во всякого рода любовных авантюрах.
Фаблио несколько примитивны и лубочны, их реализм сильно ограничен возможностями средневекового развития, комизм грубоват, но не случайно их плебейский задор и непринужденность повествовательного тона получили дальнейшее развитие в новеллах Возрождения.
Подъем городской культуры XII-XIII вв. обусловил развитие «животного» эпоса, в основе которого лежали народные сказки о животных и греко-римская басенная традиция. Наиболее известным эпическим циклом является французский «Роман о лисе», где в иносказательной форме изображается жизнь средневековой Европы. Основная тема романа - успешная борьба лиса Ренара, олицетворяющего находчивость, ловкость и лукавство, с тупым, кровожадным волком:
Вы, сударь, слышали не раз Рассказ веселый про войну,
От нас, сказителей, рассказ, Что продолжалась сотни лет
Как похищал Парис Елену, (Конца ей и доселе нет).
Но был наказан за измену. Ренар и волк ее вели,
Вы часто слышали от нас И примирить их не могли
Печальный, трогательный сказ Другие звери. Лис прослыл
О славном рыцаре Тристане Отменным плутом. Да и был
И о его смертельной ране. Он вправду хитрым, что скрывать,
Сегодня я для вас начну И волка он одолевать
Привык не силой, а умом...
В многочисленных эпизодах, имеющих место то в королевском дворце, то в монастыре, то в рыцарском замке, лис Ренар, выражающий интересы поднимающегося третьего сословия, торжествует над крупными хищниками, олицетворяющими феодально-клерикальные круги. Но когда Ренар сам превращается в хищника и посягает на жизнь «меньшой братии» (синиц, кур, зайцев), удача его покидает. Лежащая в основе этого демократического по сути романа народная мудрость осуждает алчность, кровожадность и несправедливость, какими бы личинами они ни прикрывались.
«Роман о лисе» имел огромный успех, вызвал ряд подражаний (так, в Германии возник немецкий вариант - поэма «Рейнеке-лис»), и недаром видный клирик Бернар Клервоский жаловался на то, что монахи читают побасенки о Ренаре охотнее, чем Библию.
Любопытным явлением и типичным для средневековой «народной» литературы представляется нравоучительный «пример-проповедь» (exempla), сопровождающийся обычно толкованием - «моралью», где разъяснялся скрытый подтекст проповеди. Это был предельно короткий рассказ с минимальным числом действующих лиц, но он нес колоссальную смысловую нагрузку. Такие «примеры-проповеди» важны потому, что именно они стали непосредственным образцом определенного типа мышления, той духовной почвой, на которой произрастали высшие достижения средневековой культуры. Проповедник излагал в них достоверные события, правду, какой он ее воспринимал. Так же воспринимала ее и паства, поскольку для людей того времени самые фантастические персонажи и ситуации принимались как неотъемлемая составная их повседневной жизни.
Непременно в основе фабулы лежало недавнее происшествие, свидетелем которого был либо сам повествователь, либо лица, к которым можно было обратиться. Естественно, что в среде необразованных прихожан, живущих в условиях устной культуры, ссылка на живого свидетеля представляла особую ценность.
Популярность «примеров-проповедей» была столь велика, что художники, резчики, скульпторы, иллюминаторы1 книг, мастера витражей использовали их сюжеты, персонажей в своих произведениях: в «примерах» фигурирует нечистая сила, представляемая несказанно страшной, но не лишенной комизма, и в скульптурном церковном декоре то и дело встречаются гротескные фигуры чертей. Некоторые скульптурные сценки являются непосредственной иллюстрацией текстов «примеров»: осуждение проповедником кумушек, болтающих в церкви во время богослужения, - их, разумеется, подстрекает и подстерегает дьявол, - вдохновляли мастеров изобразительного искусства на создание соответствующих групп на капителях. Но дело не сводилось к простому заимствованию мотивов, сходство их обусловливалось общим для писателей и художников образом мыслей, общими духовными установками и умственными навыками. И те и другие принадлежали к одной социальной среде и культивировали бытовавший в ней фольклор. Если скульптурные изображения в соборе называли «Библией для неграмотных» или «Библией в камне», то «примеры» с полным основанием именовали «Библией повседневной жизни» или «Библией расхожей культуры».
Говоря о литературе средних веков, следует выделить поэзию бродячих школяров-вагантов, встречаемых в Германии, Франции, Англии, Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов, так же как и многих литературных жанров, о которых шла речь выше, связан с подъемом городов и ростом числа школ и университетов. Ваганты сочиняли свои песни на латыни. В средние века латинский язык был не только языком католической церкви, но также языком науки и образованности. Занятия в университетах, монастырских и городских школах велись на латинском языке. Это давало возможность школярам, бродя из одной страны в другую, перебираться из одного университета в другой. Встречались среди вагантов также представители низшего духовенства. Поднимая вагантов над массой «профанов», латинский язык приобщал их к духовной элите средневековья.
В то же время на социальной иерархической лестнице они занимали самые низшие ступени, что сближало их с демократическими слоями и получило отражение в их поэзии. Они резко сатирически отзывались о церковниках, называя их волками в овечьей шкуре, сравнивали церковь с продажной блудницей, папский Рим - с грязным рынком:
Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны
Полон он, и скверною все полно безмерной.
Ибо заразительно веянье порока,
И от почвы гнилостной быть не может прока...
Рим и всех и каждого грабит безобразно;
Пресвятая курия - это рынок грязный!
Там права сенаторов продают открыто,
Там всего добьешься ты при мошне набитой...
Алчность желчная царит в Риме, как и в мире:
Не о мире мыслит клир, а о жирном пире.
Не алтарь в чести, а ларь там, где ждут подарка
И серебряную чтят марку вместо Марка...
К папе ты направился? Ну, так знай заране:
Ты ни с чем воротишься, если пусты длани.
Кто пред ним с даянием появился малым,
Взором удостоен он будет очень вялым.
Не случайно папу ведь именуют папой:
Папствуя, он хапствует цапствующей лапой.
Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае:
Помни это всякий раз, к папе подступая...
Эти резкие выпады против князей церкви, если и не делали вагантов воинствующими еретиками, все же свидетельствовали об их вольнодумстве. Но излюбленными темами их поэзии были пирушки, легкий флирт, иронические сетования на свою тяжкую долю:
Во французской стороне, На чужой планете, Предстоит учиться мне в университете. До чего тоскую я - не сказать словами... Плачьте ж, милые друзья, Горькими слезами! На прощание пожмем Мы друг другу руки, И покинет отчий дом Мученик науки. Вот стою, держу весло - Через миг отчалю. Сердце бедное свело Скорбью и печалью. Тихо плещется вода, Голубая лента… Вспоминайте иногда Вашего студента. Много зим и много лет Прожили мы вместе, Сохранив святой обет Верности и чести. Слёзы брызнули из глаз… Как слезам не литься? Стану я за всех за вас Господу молиться, Чтобы милостивый Бог Силой своей власти Вас лелеял и берёг От любой напасти; Как своих детей отец Нежит и голубит, Как пастух своих овец Стережёт и любит. | Ну, так будьте же всегда Живы и здоровы! Верю, день придёт, когда Свидимся мы снова. Всех вас вместе соберу, Если на чужбине Я случайно не помру От своей латыни. Если не сведут с ума Римляне и греки, Сочинившие тома Для библиотеки. Если те профессора, Что студентов учат, Горемыку школяра Насмерть не замучат. Если насмерть не упьюсь На хмельной пирушке, Обязательно вернусь К вам, друзья, подружки! Вот и всё! Прости - прощай, Разлюбезный швабский край! Захотел твой житель Увидать науки свет!.. Здравствуй, университет, Мудрости обитель! Здравствуй, разума чертог! Пусть вступлю на твой порог С видом удручённым, Но пройдёт ученья срок, - Стану сам учёным. Мыслью сделаюсь крылат В гордых этих стенах, Чтоб открыть заветный клад Знаний драгоценных. |
Озорство вагантов, их богохульства и чувственный натурализм были в некотором отношении здоровой реакцией на аскезу средневековья. Такой же антиаскетической реакцией было и карнавальное веселье, являвшееся для народа отдушиной в жизни, полной бесконечных ограничений. Карнавальные шествия сложились как продолжение театрализованных представлений, которые разыгрывались в лицах в церквах во время рождественского богослужения. Из церкви они выплескивались на улицу, принимая характер импровизированных выступлений, героями которых были Адам и Ева, Навуходоносор', ветхозаветные пророки, Богоматерь, Теофил. Со временем с театральных подмостков, которые устанавливались прямо на соборной паперти и на площадях, стали разыгрывать сценки из повседневной жизни, рассказывающие о семейных отношениях, о плутнях в суде, о проделках попов.
Народная смеховая культура с ее грубой скабрезностью и шутовством преобразилась в сатиру и породила наиболее устойчивый жанр эпохи - фарс. При этом грубый комизм с присущим ему надругательством и издевательством - испытанное оружие фарса - обусловил такие структурные особенности жанра, как комическое преувеличение и буффонные сцены. Наиболее популярным был фарс «Господин Пьер Пателен», обличавший судейских, а выведенная в нем фигура пройдохи-крючкотвора Пателена, который говорит о себе:
«Я самый хитрый бедокур,
Пройдоха, ярмарочный плут,
Что обманул бы Страшный суд,
Я над сутягами сутяга...» -
приобрела столь большую популярность, что вызвала создание ряда фарсов, изображающих другие проделки того же героя, имя которого стало нарицательным. Последним представителем поэзии городского сословия, разрушившим царство аристократической куртуазии и с беспощадным реализмом, показавшим шумный мир городской жизни с ее плебейским задором, мрачными углами и разгулом кабака, был Франсуа Монкорбье, по прозвищу Вийон.
Его стихотворения - это крик человека, истерзанного превратностями судьбы и всевозможными злоключениями:
Да внидет в рай его душа!
Он столько горя перенес,
Голее камня-голыша,
Не накопил он ни гроша
И умер, как бездомный пес...
Да внидет в рай его душа!
Порой на Господа греша,
Взывал он: «Где же ты, Христос?»
Пинки под зад, тычки под нос
Всю жизнь, а счастья - ни шиша!
Да внидет в рай его душа!
Вийон часто говорил о власти смерти, о быстротечности всего земного, о бренности человека, однако он менее всего был аскетом и праведником. Его привлекали все соблазны греховного мира: женская любовь, сытная пища, пьянящее вино, о чем он с присущим ему гротескным сарказмом писал в своих стихах и балладах.
В его творчестве очень сильным является наследие народной смеховой культуры, этого демократического компонента поздней готики. Но именно глубокий лиризм Вийона обеспечил ему роль предшественника поэтов эпохи Возрождения.
***
Итак, подведем некоторые итоги. Средние века стали временем зарождения общеевропейского архитектурного стиля - сначала романского, затем готического.
Культура средних веков представляет собой сложное и многостороннее сочетание церковной и простонародной культуры. В силу этого содержание произведений искусства той эпохи отличается значительным разнообразием и охватывает широкий круг образов и идей.
Впервые в истории искусство формировалось и развивалось в рамках единого для всех народов Европы христианского мировоззрения. И в связи с этим одной из главных особенностей средневекового искусства является его глубокий мистический, религиозный характер. Религиозное мышление обусловило появление сложной символики художественных образов. Каждая архитектурная деталь храма, свет, цвет несет определенную смысловую нагрузку, определенную ступень небесной иерархии.
Свойственное средневековому мышлению стремление обнаружить «соответствие» видимых материальных форм духовным идеям нашло отражение в грандиозных христианских готических храмах, олицетворяющих собою «модель мира». Согласно представлениям средневековых схоластов, всем формам, имеющим конструктивное, вполне земное происхождение, придавалось символическое значение. Формы архитектуры выражали христианскую идею духовности, устремления к Богу и со временем были настолько усовершенствованы, что перестали производить впечатление тяжелой каменной массы.
Интерес к внутреннему миру человека, противопоставление духовного начала телесному, его приоритет исказили восприимчивость к красоте реальных форм и разрушили характерное для античной культуры представление о телесной гармонии. Именно религиозный аскетизм обусловил создание идеала, во всем противоположного античному: все материальное теперь считалось греховным и недостойным изображения, образы приобрели крайне деформированную, экзальтированную форму,
В средние века возникла лирическая поэзия и музыка, стали культивироваться идеалы духовной любви. Получило развитие светское куртуазное искусство, отражающее понятие рыцарской доблести, чести, уважение к женщине. Появились новые жанры литературы.
В целом средневековое искусство с его пониманием красоты как высшего Божественного блага, распространяющегося на весь материальный мир с его грехами, заблуждениями и несовершенством, явилось той почвой, на которой выросло искусство Возрождения.
Емохонова Л.Е. Мировая художественная культура [текст] / Л.Е. Емохонова - Москва, 1999.